Вы можете смеяться, но жило оно
новостями из высших сфер Русской
православной церкви Московского
патриархата (РПЦ). Хотя до смеха ли?
Самое серьезное отношение
«У нас самое серьезное отношение к
версии ритуального убийства. У зна- чительной части церковной комис- сии нет сомнений, что это убийство
было ритуальным», – заявил епископ
Егорьевский Тихон (Шевкунов), яв- ляющийся секретарем патриаршей
комиссии по изучению «екатерин- бургских останков» – костей, с боль- шой вероятностью принадлежащих
последнему русскому царю Николаю
II и членам его семьи, расстрелянным
в июле 1918 г. Заявление архиерея, ко- торого многие неофициально назы- вают «духовником президента Пути- на», мгновенно получило в еврейском
сообществе мощный резонанс: все
российские еврейские организации,
видные публицисты и общественные
деятели с недоумением и возмуще- нием высказывались о возрождении
замшелого антисемитского мифа.
Хотя слово «еврей» в устах владыки,
близкого к высочайшей особе, как бы
и не звучало, словосочетание «риту- альное убийство» испокон веков име- ет недвусмысленное значение…
Немного истории
В числе основных авторов популяр- ной среди монархистов версии «ри- туального цареубийства» был один
из лидеров белого движения Михаил
Дихтерис. «Евреи изуверски уничто- жили Царскую Семью. Евреи – вино- вники всех зол, постигших Россию», –
писал он в своей книге «Убийство
Царской Семьи и членов Дома Рома- новых на Урале». Обвинения евреев
в «ритуальных убийствах» имеют в
христианской Европе тысячелетнюю
традицию. Просвещенные монархи и
римские папы, имевшие понятие о за- конах и обычаях еврейской религии,
как правило, понимали абсурдность
обвинений и даже запрещали «кро- вавый навет». И все же то там, то тут
евреев обвиняли, судили, казнили
(впрочем, и оправдывали, чаще всего
посмертно) по однотипным, словно
списанным, как сказали бы сегодня,
с общей «методички», обвинениям.
Веками католики почитали младен- ца Симеона Трентского, в Англи- канской церкви был свой «невинно
убиенный» – Хью Линкольнский, в
Православной церкви тоже не обо- шлось без соответствующего отро- ка – Гавриила Белостокского. И вот
настал XX век. Мир содрогнулся, уви- дев, на что способен звериный антисе- митизм, и христиане стали стыдиться
некоторых своих канонов: в 1960-е гг.
западные церкви деканонизировали
«умученных от иудеев» младенцев,
поклонение им было запрещено. А вот
РПЦ культ мученика Гавриила в сво- их канонах оставила. Правда, в начале
1990-х мощи отрока были переданы
одному из православных храмов като- лической Польши, что несколько сту- шевало резонанс вокруг почитания
этого святого. Тем не менее пять лет
назад разразился скандал, когда при- бывший в братскую славянскую стра- ну патриарх Кирилл поспешил покло- ниться «святым мощам», а телеканал
«Россия-24» сообщил, что «отрок
Гавриил был выкраден из дома иудеем
и вывезен в Белосток, где был зверски
замучен». Это при том, что «обрете- ние мощей» отрока (извлечение их
из запасников Музея атеизма) про- изошло в Белоруссии в период на- цистской оккупации при содействии
минского гестапо. В связи с выступле- нием владыки Шевкунова журналист
и историк Леонид Млечин напомнил
о еще одной «методичке» – письме
рейхсфюрера Гиммлера начальнику
Управления имперской безопасно-
сти Кальтенбруннеру, в котором ре- комендуется активнее использовать
«книгу о ритуальных убийствах на
русском и английском языках, чтобы
вести пропаганду против евреев».
Еврейчик из Люксембурга и
вагон евреев из Швейцарии
О том, что среди православных кли- риков и мирян юдофобские предрас- судки живучи и ослиные уши этих
предрассудков порой не к месту выле- зают из-под златошвейных облачений
высших архипастырей, известно дав- но. Но неожиданной уголовно-про- цессуальной новеллой оказалось не- медленное назначение экспертизы
по версии о «ритуальном убийстве»
Следственным комитетом России
(СКР). Здесь нужно упомянуть, что
эта версия уже исследовалась и была
отвергнута профессиональными кри- миналистами – как белогвардейским
следователем Николаем Соловьевым
(антисемитски, надо сказать, настро- енным), так и современным следова- телем по особо важным делам рос- сийской прокуратуры Владимиром
Соколовым.
«Вызывает сожаление, что под- нимают вновь клеветнический навет
как достойную проверки версию», –
считает президент Федерации еврей- ских общин России раввин Александр
Борода. А вот оппозиционный поли- тик Леонид Волков – руководитель
избирательного штаба Алексея На- вального – поведал в Facebook такую
историю: «12 августа 2015 г. меня
привезли в новосибирское управ- ление СКР, там я и познакомился со
следователем Е. В. Носыревой-Гри- шиной, и она сказала открыто: „На
нас очень давят, чтобы мы вас закры- ли, но я считаю, что тут никакого со- става нет, поэтому будете у меня под
подпиской“. Впоследствии мы еще
несколько раз беседовали, и Екатери- на Вячеславовна мне достаточно под- робно рассказала: что прилетал Ба- стрыкин (руководитель СКР. – В. Ш.),
что требовал Волкова закрыть, что
возразить ему было нельзя, поэтому
она взяла дело себе лично, чтобы под
свою ответственность избрать меру
пресечения; я, мол, ничего не боюсь,
мне до пенсии год. В какой-то момент
я ее спрашиваю: „А зачем вы все это
сделали? И зачем мне рассказываете?“
А она и говорит: „Понимаете, Леонид
Михайлович, мне так не понравилось,
как Бастрыкин говорил – мол, приехал
этот молодой еврейчик из своего Люк- сембурга здесь революцию делать, что
ему там не сиделось, мы все это уже
сто лет назад проходили, когда нам
в пломбированном вагоне евреев из
Швейцарии присылали; вы, Екатери- на Вячеславовна, должны понимать,
что все эти люди – враги русского
народа“. – „А вы что ему на это сказа- ли?“ – „А что я ему на это скажу... Что у
меня девичья фамилия – Гинзбург?“»
Открестились
В обстановке разгоревшегося скан- дала владыка Тихон поспешил «от- креститься» от обвинений в анти- семитизме. «Никто не упомянул ни
о национальности, ни о религиозной
принадлежности расстреливавших…
Я имел разговор с руководителем
крупнейшей еврейской общины Рос- сии Александром Моисеевичем Боро- дой, он мне позвонил, я объяснил ему
нашу позицию, и, насколько я пони- маю, он абсолютно удовлетворен был
этим разговором и объяснением», –
сказал епископ, пояснив, что речь шла
о «революционном ритуале, о симво- лизме, говорили о ритуальном боль- шевистском возмездии».
Удовлетворен объяснением вла- дыки и президент Федеральной ев- рейской национально-культурной
автономии Владимир Давидович
Штернфельд: «Считаю, что развер- нутый комментарий самого Тихона,
который был опубликован в СМИ,
недвусмысленно говорит об отсут- ствии каких-либо антисемитских на- строений в РПЦ. Поэтому призываю
всех участников дискуссию прекра- тить шумиху по данному вопросу,
так как ничего, кроме дополнитель- ного разжигания межнациональной
и межконфессиональной розни, она
не приносит». В свою очередь пре- зидент Российского еврейского кон- гресса Юрий Каннер то ли с иронией,
то ли всерьез развил логику Шевкуно- ва. «Почему православных позвали,
а других не позвали в эту комиссию,
если она претендует на серьезное от- ношение? Нужно позвать специали- стов, у нас очень грамотные раввины
есть. Есть специалисты и в исламе, и в
других религиях. А если это связано с
каким-то коммунистическим ритуа-
лом, то нужно кого-то из компартии
позвать», – заявил Каннер в интервью
радио «Говорит Москва». Можно,
конечно, уворачиваясь от подозрений
в антисемитизме, переводить стрел- ки на коммунистов или чекистов, но
тогда справедливой будет постановка
вопроса о ритуальном прободении
ледорубом честнóй главы Льва Дави- довича Троцкого или о ритуальном
расстреле его 16-летнего племянника,
сына Льва Борисовича Каменева. Да и
мало ли в каких еще бессмысленных
и беспощадных душегубствах, на ко- торые богата российская история от
Гостомысла до наших дней, можно ис- кать ритуальный характер…
Аман с писаной торбой
И вот смотрим мы с вами, дорогие
читатели, на весь этот пуримшпиль,
возмущенно кричим, трещим тре- щотками при появлении Амана, на- шептывающего в царское ухо злобные
наветы, но ведь интересно знать, что
там под масками. И вот что пишет в
Facebook политолог Екатерина Шуль- ман: «Я в чужие конфессиональные
дела не лезу (а своих у меня нет), но
со своей профколокольни знаю сле- дующее: всякие горящие матильды и
кровавые наветы – это действительно
информационная пена, поднимаю- щаяся над подводной схваткой кро- кодилов, причем те крокодилы, кото- рые, нашим светским языком говоря,
„правее“ действующего патриарха,
аффилированы с соответствующими
кругами силовиков».
В прошедшем месяце публикации
о епископе Шевкунове замелькали
в СМИ. Журналист Андрей Лошак
написал в Facebook о возможном вли- янии Шевкунова на дело, возбужден- ное против Кирилла Серебренни- кова: «Примерно, думаю, было так:
православные активисты настучали
клерикалам, клерикалы – Шевкуно- ву…» Появились также сообщения о
натянутых отношениях между «свя- тейшим» Кириллом и «преосвя- щенным» Тихоном. Имя последнего
стали называть в числе возможных
преемников главы РПЦ (к слову, не
самого консервативно настроенного
церковного иерарха). В конце ноя- бря состоялся архиерейский собор
РПЦ, от которого ожидали призна- ния подлинности царских остан- ков. Заявление епископа Тихона, по
сути, скомкало обсуждение этого
вопроса, который Церковь упорно
не хочет закрывать. И тут патриарх
Кирилл и близкий ему руководитель
Отдела внешних церковных сноше- ний митрополит Илларион (Алфеев)
выложили свою козырную карту –
примирительное письмо патриарха
Филарета (Денисенко), главы нека- нонический Украинской православ- ной церкви Киевского патриархата.
В итоге партия патриарха упрочила
репутацию искусных дипломатов,
решающих проблемы геополитиче- ского масштаба (впрочем, в письме
говорится о том, что УПЦ КП хотя и
выступает за диалог двух конфессий,
«никогда не станет частью Москов- ского патриархата»), а фундамента- листы остались, как с писаной торбой,
носиться с вопросом о «ритуальных
убийствах».
Вот какой пуримшпиль разыгрался
у нас накануне Хануки.
Виктор ШАПИРО
Виктор ШАПИРО
Комментариев нет:
Отправить комментарий