пятница, 19 января 2018 г.

Безнравственно, или кое-что о справедливости

Бо: работать бесплатно — безнравственно, или кое-что о справедливости

«Исход из Египта», худ. Д.Робертс, 1828
Общество бывших крепостных не может быстро превратиться в гражданское. Ему еще долго придется… выдавливать из себя раба.
Антон Чехов
В этой главе Всевышний начинает закладывать основы экономической жизни для правильного развития людей и страны.
В первую очередь обращает на себя внимание количество эпизодов, связанных с детьми. В самом начале главы Б-г дает указание Моисею: «Дабы рассказывал ты сыну своему …о том, как наказывал я египтян» (Бо 10: 2)».
Затем, перед нашествием саранчи, фараон предлагает отпустить в пустыню только взрослых мужчин, без детей. Естественно, Моисей отказывается. И далее, в той же главе: «И вот, когда спросит тебя в будущем сын твой, говоря, что это? Ты скажешь ему: сильной рукой вывел нас Б-г из Египта, из дома рабства (Бо 13: 14)».
Почему в этой главе такое пристальное внимание уделяется юному поколению? Да потому, что взрослые-то выросли в рабстве. Принудительный труд воспитывал отношение к работе как к проклятью. Для невольников свойственно пассивное ежедневное сопротивление в форме лени и воровства, безответственность‚ отсутствие инициативы и чувства собственного достоинства, пиетет перед любой властью, холуйство и привычка к покровительству. В этой среде ценятся не трудолюбие и профессионализм, а хитрость и изворотливость.
Под силу таким людям создать нормальное общество? Нет! Формировать здоровую психологию, а следовательно, и здоровую экономику, придется детям. А значит, подрастающее поколение надо беречь. Моисей это хорошо понимает, а вот фараон…
— Папа, когда ты мне купишь велосипед?
— Когда усилиями взвешенной монетарной политики правительства, основанной на государственнических позициях президента, стабилизируется валютный запас нашей богатой и необъятной родины, сынок!
Судя по всему, мальчик из анекдота не скоро получит велосипед, но это не самое страшное — можно прожить и без велосипеда, а вот сын фараона в этой главе за упрямство отца поплатился жизнью.
Не слишком ли жестоко было наказание за упрямство владыки? И в чем отличие этой казни от предыдущих? Все они проходили по одному сценарию: Моисей сообщает фараону о том, что ожидает Египет в ближайшее время, оглашает свое требование (оно неизменно) и, не получив желаемого, наказывает египтян. Так происходит и на этот раз, но перед казнью первенцев пророк сообщает египтянину ее точное время: полночь 15-го нисана. Зачем он это делает? Ведь и Всевышний, и сам Моисей прекрасно понимают, что египтяне не выполнят их требования и случится то, что случится. Так для кого же он это говорит?

Существует такая байка:

Уинстон Черчилль, принимавший участие в англо-бурской войне в качестве военного корреспондента, попал в плен к бурам, сумел бежать и на товарном поезде добраться до Мозамбика — тогда португальской колонии. Прибыв в декабре 1899 года в Лоренсу-Маркиш (сегодня Мапуту), он первым делом направился в британское консульство, где представился и попросил о помощи. Однако после долгого путешествия в товарном вагоне выглядел аристократ весьма непрезентабельно, и консул, приняв его за кочегара с одного из стоявших в порту кораблей, отказался признать в нем потомка рода Мальборо. Черчиллю было указано на дверь и сказано примерно следующее: «Если вы являетесь тем, за кого себя выдаете, то я — королева Великобритании».
Оскорбленный Черчилль немедленно отправил телеграмму родственникам с просьбой повлиять на спесивого дипломата. На следующий день консул получил срочную депешу из Лондона: «Настоящим подтверждаем, что посетивший вас господин действительно является британским журналистом и сыном лорда Черчилля. Одновременно сообщаем, что вы не являетесь королевой Великобритании, также как и консулом Ее Величества в Лоренсу-Маркише».
Если принять эту историю за чистую монету, то консул Великобритании оказался плохим дипломатом, за что и лишился места.
В отличие от него дипломатические навыки Моисея улучшаются с каждым новым разговором с фараоном. Перед нашествием диких зверей египтянин предлагает пророку: «Идите, принесите жертвы Всесильному вашему в этой стране! (Бо 8: 21)» На что Моисей отвечает: «Нельзя этого сделать, ибо отвратительно для египтян то, что мы жертвуем Господу, Богу нашему; если мы отвратительную для египтян жертву станем приносить в глазах их, то не побьют ли они нас камнями? (Бо 8: 22)»
Ни для кого не секрет, что у египтян было множество священных животных, которые для евреев таковыми не являлись. Моисей выказывает понимание и уважение к традициям соседей, ожидая того же самого и от них. Это заявление для «внешнего пользователя», для египтян. Евреи и так прекрасно знают, зачем он хочет их увести в пустыню.
Когда властелин Египта все-таки начинает торг и спрашивает — кто пойдет, то Моисей ему отвечает: «С нашими юношами и с нашими стариками пойдем, с сыновьями нашими и с дочерьми нашими, и с мелким и крупным скотом нашим пойдем, ибо праздник Господу у нас (Бо 10: 9)». Это опять-таки заявление для египтян, с вполне понятной для них логикой: праздник нашего Господа, поэтому идти должен весь народ!
Следующий этап торга происходит уже перед уничтожением первенцев: фараон соглашается отпустить людей, с условием, что скот останется на месте. Против этого Моисей приводит логичный довод: «Также и скот наш пойдет с нами, не останется ни копыта, ибо из него мы возьмем для служения Господу, Богу нашему; мы же не знаем, чем будем служить Господу, доколе не придем туда (Бо 10: 26)». То есть, обряд наш построен таким образом, что Всевышний скажет лишь на месте, какие именно жертвы ему нужны! Это тоже заявление для египтян, дескать, мы в ваши верования не лезем, поэтому и вам в наши лезть не стоит.
А вот точное указание времени гибели египетских первенцев — это заявление для нашего с вами еврейского уха. Так Моисей демонстрирует своему народу, что до самой последней минуты пытался избежать этого шага.
Но разве нельзя было другим способом заставить фараона отпустить евреев? И почему еврейский народ не возмутило такое поведение Всевышнего и его пророка? Неужели евреи такие жестокие?
Перенесемся в начало книги Шемот. Что сделал владыка Египта, когда ему показалось, что евреи слишком размножились? Приказал своим людям топить еврейских младенцев в Ниле. И что, евреев это не возмутило? Как бы ни так!
— И где она, высшая справедливость? Где я вас спрашиваю?!
— Я бы вам ответил… Но мой знакомый гинеколог утверждает, что и там ее нет.
Подобно герою этого анекдота евреи тоже искали справедливость. Они хотели наказать фараона и египтян. Но каким образом? Ведь пока что у евреев нет законов, определяющих для каждого преступления меру наказания.
У всех народов есть понятие справедливого возмездия, предполагающее равноценный ответ за нанесенную обиду, оскорбление или любой другой ущерб. Это стремление к справедливости и описывает поговорка: «око за око, зуб за зуб». Разумеется, это выражение образное и означает лишь равноценную компенсацию за причиненный ущерб.
Позднее эта логика выродилась в принцип талиона (лат. lex talionis, от talio — возмездие) — согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причиненный преступлением.
Насколько последовательно в этом отношении право, видно из того, что у жителей Гвинеи мужчина, супругу которого уличили в прелюбодеянии, мог совершить такое же преступление с женой обидчика. В Абиссинии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева мог в таких же условиях сам броситься с дерева на правонарушителя.
В ветхозаветной логике принцип талиона был призван остановить эскалацию мести, заменяя ее принципом равного возмездия. Он способствовал формированию более высокого уровня человеческих взаимоотношений, выраженных в золотом правиле этики: «Не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой».
Но Моисей идет еще дальше в области правосознания, словно призывая свой народ — мы должны быть лучше их! Когда наших детей топили в Ниле, нам никто не ставил никаких условий, мы не могли их спасти, а им лишь стоило отпустить нас, и дети остались бы живы! Не просто «мера за меру», а всего лишь: «я до последнего момента пытался избежать этого шага, у меня просто не оставалось другого выхода».
Еще один нюанс, заслуживающий пристального внимания, — в начале книги Шемот Всевышний говорит Моисею: «Пусть возьмет в долг каждый у знакомого своего и каждая у знакомой своей вещей серебряных и золотых».
А в конце главы Бо, когда фараон уже согласился отпустить евреев в пустыню, Священное писание приводит нам следующий отрывок: «И сыны Израиля сделали по слову Моисея, и взяли в долг у египтян вещи серебряные и вещи золотые, и одежды. А Господь дал милость народу в глазах египтян; и те давали им, и опустошили они Египет».
Что же получается? Всевышний поощряет воровство? Конечно, нет! Во-первых, люди оставляют насиженные места и уходят в тяжелую дорогу. На тот момент хоть как-то монетизировать нажитое у них не было никакой возможности.
Нам это должно быть особенно близко, поскольку даже многие из нас, в том числе пишущий эти строки, вынуждены были оставить в стране исхода хорошие квартиры, не получив за них вообще ничего или какие-то смешные деньги.
Ведь те же египтяне, а особенно бывшие соседи, после ухода евреев наверняка заняли их дома и начали пользоваться их имуществом. Разве не справедливо заплатить за это?
Во вторых, здесь тоже срабатывает принцип талиона. Всевышний хотел, чтобы награда евреев была так же публична, как и их рабство. Ведь все знали, что евреи порабощены, пусть же все увидят, что египтяне добровольно отдают им «большое имущество»!
Талмуд в трактате Сангедрин рассказывает, что во времена Александра Македонского египтяне предъявили евреям иск, потребовав вернуть серебро и золото, вывезенные из Египта. Представ перед Александром, спросил Гвиа бен Псиса у египтян: «Откуда вы приводите доказательство?». Египтяне ответили, что из Торы. «Если так, я тоже приведу доказательства из Торы. Сказано в Торе: «А проживание сынов Израиля в Египте было четыреста тридцать лет». Дайте нам оплату работы 600 000 евреев, которые работали на вас все эти годы». Египтяне не смогли опровергнуть этот довод.
А в-третьих, кроме компенсации ущерба и элементарной логики, в этом отрывке мы в который раз встречаем мысль: работа должна оплачиваться, мало того, работать бесплатно — безнравственно!
Прежде всего потому, что если работа делается бесплатно, ее стоимость будет равна нулю для всех сторон. Не удивляйтесь, если через неделю проект, который был нужен вчера, положат на полку, а вам даже «спасибо» не скажут. Рычаги экономики неумолимы: что в оплате второстепенно, к тому и меньший интерес. Такова человеческая природа.
Риск прийти не к тому результату в бесплатном проекте необычайно высок. Все, что достается бесплатно, не ценится никем из участников проекта.

Сроки

Ваш старый друг Петя, с которым вы вчера сидели в кабаке, попросил сделать для него логотип (лавочку, крыло от мопеда — неважно). Вы согласились. Наутро пожалели, тем более что на вас свалились два отличных проекта с хорошим бюджетом, месяца на три. Куда пойдет Петр? Правильно, в конец очереди. И скорее всего, он не дождется. Потому что никто не ставит реальных сроков бесплатным проектам.

Качество

Допустим, вы решили совершить усилие и сделать Петин проект за ночь до старта новых проектов. Глубокая ночь, глаза ваши налиты кровью, вы ужасно хотите спать и уже готовы убить Петю вместе с его работой. Но к пяти утра вы, наконец, нажимаете кнопку send. Что именно вы отправляете Пете, уже не имеет значения. Потому что быстро и хорошо не бывает.

Нервы

Если вам приходилось обещать, а потом жалеть об этом, то вы поймете. Прятки, игнорирование звонков, разговоры по душам — все это ждет вас, если вы решите отказаться от своего слова.

Отношения

Не надейтесь, что отношения в бесплатном проекте чем-то отличаются от коммерческого. С вас спросят по всей строгости. И отговорки вроде: «Ну а что ты хотел бесплатно?» не возымеют действия. Недовольный человек будет одинаково недоволен при любой цене. Испортить отношения бесплатно даже проще.

Комплексы

Вы решили взяться за бесплатный проект в надежде, что сможете положить его в свой портфолио и брать деньги за следующие? Не смешно! Скорее всего, ваш следующий проект тоже будет бесплатным. Потому что у вас есть слабое место, и любители бесплатной работы успешно пользуются им, заставляя создавать все новые и новые бесплатные сайты. Ваше слабое место — это комплекс неполноценности. И делая бесплатные проекты халявщикам, вы вряд ли от них избавитесь. А вот плохих проектов наделаете точно.

Рынок

Делая бесплатную работу, вы убиваете рынок. Во-первых, производите некачественный продукт, засоряя рынок и мозги клиентам. Во-вторых, вам не платят, а значит вы не потратите деньги, и кто-то не получит их в обмен на свои товары и услуги. То есть, бесплатная работа тормозит экономический рост и экономику страны в целом.

Коллеги

Они вас не любят. Искренне, всей душой. Ведь вы отбираете их хлеб и снижаете цену за их работу.
Поэтому в следующий раз не обещайте сделать работу бесплатно, даже если у вас отличное настроение. Возьмите тайм-аут и хорошо взвесьте все за и против. А затем вспомните, чего стоила египтянам бесплатная работа евреев.
Михаэль Певзнер, специально для «Хадашот»
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий