Рав Арье (Лев) Кацин
Диалоги о насущном
Как реагировать на оскорбления
Что делать, когда вы слышите критику в свой адрес?
Вы, конечно же, не хотите разжигать ссоры, обещаете себе не отвечать на оскорбления. Однако услышав обидное слово, теряете контроль и, «возвращая огонь», усугубляете конфликт.
— Почему я опять сорвался? — сожалеете вы потом…
— Как реагировать на оскорбления? — спрашивает раввин и доктор Авраам Тверский, приводя в своей книге «Сотворим человека» (с. 191) поучительный диалог.
— Я больше не могу терпеть критики мужа, который упрекает меня в том, что я плохая мать и жена, — со слезами на глазах жаловалась пациентка доктору Тверскому. Несколько месяцев назад доктор вылечил ее от тяжелой болезни, которая мешала ей в прошлом выполнять свои обязанности в семье.
— На вашем лице уродливый шрам, — неожиданно произнес доктор.
— Что вы сказали?
— Шрам на вашем лице выглядит безобразно!
— У меня нет шрама.
— Вы обиделись?
— Нет, я удивилась.
— Вы не обиделись, потому что почувствовали, что в моих словах нет даже доли правды, — объяснил рав Тверский. — Конечно, неприятные замечания всегда раздражают. Если вы знаете, что выдвинутые против вас обвинения беспочвенны, они не задевают больно. Если слова мужа ранят вас, значит, в глубине души вы чувствуете, что его упреки справедливы. Ведь в последнее время вы не могли полноценно выполнять своих обязанностей в семье. Тем не менее, принимая во внимание вашу болезнь, вы делали все, чтобы быть хорошей матерью и женой. Поэтому вам не следует обижаться…
Чем ниже самооценка, тем болезненнее воспринимается критика в свой адрес. Страдающий комплексом неполноценности воспринимает упреки как личные оскорбления и, теряя над собой контроль, «возвращает» неприятные слова оппоненту.
Чем выше самооценка человека, тем труднее вывести его из себя. Не отвечая оскорблением на оскорбление, он проявляет не слабость, а силу.
«Скромен тот, кто молча терпит унижение», — пишет автор «Архот цадиким», приводя слова мудрецов о том, что «самый скромный из всех живущих на земле людей» Моисей смолчал, когда Мирьям упрекала его в присутствии Аарона (Бамидбар, 12; 1—3).
«Унижаемые, но не унижающие, оскорбляемые, но не отвечающие на оскорбления, с любовью творящие добро и с верой принимающие страдания», — о них сказано: «… любящие (Всевышнего) будут подобны солнцу, которое восходит во всей силе своей » (Шофтим, 5:31), приводит «Архот цадиким» слова Талмуда (Шаббат, 88).
Почему «скромнейший из людей Моисей» был одновременно величайшим пророком? Потому что настоящая скромность — это признак величия, выражение чувства собственного достоинства! Не следует путать скромность с парализующим ощущением собственной неполноценности, которое выражается в гордыне, стремлении возвысить себя, унижая других.
Осознание своих сил и достоинств вдохновляет человека на реализациюего потенциала и одновременно придает ему ощущение скромности, ведь в жизни очень многое нужно достичь.
Не несмотря, а благодаря своей скромности Моисей бесстрашно вступил в бой с Фараоном, упрекал весь еврейский народ за грех золотого тельца. Благодаря своей скромности Моисей нашел в себе силы промолчать, не отвечая на обидные слова Мирьям.
Моисей не только не ответил на обвинения Мирьям, но и молился о ее выздоровлении, когда она, в наказание за свои слова, заболела проказой. Это стало уроком для всех нас, заключает рав Зелиг Плискин в своей книге «LoveYour Neighbor (c. 345)», цитируя Ралбага (рабби Леви бен Гершон, 1288—1344 гг. ): «Если кто-то действовал против тебя и был за это наказан, ты должен сделать все, чтобы ему помочь»… ( с сайта ТОЛДОТ.РУ)
Комментариев нет:
Отправить комментарий