8 сентября в Международной день солидарности журналистов в Большом зале Московской консерватории играл Евгений Кисин, который не выступал на родине уже шесть лет. Это было не просто уникальное сольное выступление выдающегося пианиста современности, но и дань памяти погибшим журналистам.
Самым пронзительным и эмоциональным получилось начало вечера.
В тишине замершего зала зазвучали стихи Иосифа Бродского:
Простимся.
До встреч в могиле.
Близится наше время. Ну, что ж?
Мы не победили..
Мы умрём на арене.
Тем лучше.
Не облысеем
от женщин, от перепоя…
Впрочем, нам не обидно.
Разве это обида?
Просто такая, видно,
выпала нам планида…
Близится наше время.
Люди уже расселись.
Мы умрем на арене.
Людям хочется зрелищ.
После этого на сцену вышел Евгений Кисин с букетом кроваво-красных роз и молча
положил их к портрету Анны Политковской. Жест был настолько искренний
и естественный, что у многих в зале перехватило горло.
Сразу без слов и вступлений зазвучала музыка.
«Кто кончил жизнь трагически»
Евгений Кисин. Фото – Алексей Филиппов / ТАСС
Евгений Кисин сыграл Рахманинова в память о погибших журналистах.
Он приехал в Россию впервые за шесть лет, чтобы сыграть этот концерт.
Случай особый.
8 сентября 2017 года в Большом зале Московской консерватории вручали
премию Союза журналистов «Камертон» имени Анны Политковской
и вспоминали погибших журналистов.
Лауреатом стала обозреватель «Новой» Юлия Латынина с формулировкой:
«За правдивость, бесстрашие, настойчивость и профессиональное мастерство».
Напомним, что в 2014-м «Камертоном» посмертно были награждены автор
«Новой газеты» Андрей Миронов и итальянский журналист Андреа Роккелли,
погибшие на востоке Украины..
А потом играл Кисин — Hammerklavier Бетховена и 12 прелюдий Рахманинова.
Музыка мощная, экспрессивная. Как объяснил он сам, «в ней есть все, вся жизнь,
с тоской, радостью, взлетами, колокольными звонами, но нет ужаса, нет убийств».
На бис исполнил токкату собственного сочинения. Случай крайне редкий, мало
кто знает, что знаменитый пианист не только исполняет, но и пишет сам,
а он пишет.
Он не первый раз демонстрирует свою гражданскую позицию.
О его политических пристрастиях можно даже не гадать.
В 2012 году поддержал протестующих, объяснив это тем, что любит страну,
где родился, и хочет, чтобы ее граждане жили не хуже, чем живет Запад.
А в 2015-м был так потрясен убийством Немцова, что написал стихи его памяти.
Процитировать их невозможно, Кисин пишет на идише, но английский
подстрочник легко найти в интернете..
Вот и сейчас, в 2017-м, он сделал жест вполне недвусмысленный: попросил
не кредитовать на его концерт представителей федеральных СМИ.
Кисин — дитя перестройки, в 1985 году ему было 14. Он уже вовсю выступал,
имел статус вундеркинда. Но политизированность той эпохи с ее спорами до
хрипа, морем новой информации и беспрец??дентной в русской истории ролью
журналистики (четвертая власть) — сказалась и на пианисте:
«Если б я не занимался музыкой, стал бы независимым журналистом».
В издательстве «Арт Волхонка» только что вышла книга Кисина
«Воспоминания и размышления», из которой многое становится понятно в его с
удьбе и характере. Вот несколько эпизодов..
В 1983-м Кисин выступил по советскому радио, которое вещало на Запад.
После этого пошли письма. Слушатель из Чикаго писал:
«Представляю, сколько тысяч заработал этот Евгений»..
Ему вторила слушательница из Швеции:
«Опишите дом, в котором живет Кисин, его комнаты, кабинет, спальню, детскую.
Что ему подают на завтрак, обед и ужин, какие блюда он предпочитает».
Жили они тогда с родителями и сестрой в 36-метровой квартире.
Кисин, неподражаемый исполнитель Бетховена и Шопена, подданный
Великобритании и гражданин Израиля, классический западный либерал по своим
убеждениям, обожает песню «Московских окон негасимый свет» Тихона
Хренникова... И был знаком с ее автором.
В 1984-м мэтр благословил его и подарил книжку о себе — «Его выбрало время».
Хренников — фигура неоднозначная. С одной стороны, травил Шостаковича во
времена статьи «Сумбур вместо музыки». С другой, будучи долгое время главой
Союза композиторов, оберегал этих композиторов от репрессий. А юному Кисину
выхлопотал путевку в Дом отдыха. И опять же — песня хо??ошая.
Кисин играл полонез Огинского в противогазе. Это было во время урока военной
подготовки в школе. Позже, когда он уезжал из страны, военрук напутствовал его:
«Играй там музыку нашей Родины!»
Английский язык он изучал по воспоминаниям Галины Вишневской
и американскому двухтомнику «Радость секса».
Русскую литературу любит настолько, что даже переводил на идиш.
На одном из концертов к нему подошел Жерар Депардье и предложил
совместный вечер: Кисин читает на идише, а Депардье — французский
подстрочник. Такой вечер действительно состоялся: Кисин + Депардье — идиш,
русский, французский.. Более того, существует компакт-диск с записью чтения
Кисиным идишистской поэзии. Лучше всего его покупают почему-то в Японии.
А теперь вернемся к концерту в БЗК, который потряс московскую публику.
На следующий день, анализируя то, что произошло, Кисин цитирует Высоцкого:
«Кто кончил жизнь трагически…»
Это о погибших журналистах. Он с трудом подбирает слова.
И не потому, что забыл русский. Русским он владеет блестяще, просто волнуется:
«Играя вчера, я осознавал, чувствовал, на фоне кого играю. Я доволен тем, что
мы это сделали. Достойных людей надо чтить, а тех, кто отдал жизнь за правое
дело, — тем более».
Сейчас ему 45. Он один из самых успешных классических исполнителей в мире.
Россия в его биографии осталась далеко позади. Казалось бы.
Но когда-то в юности он написал завещание:
«Когда умру, похороните меня в Подмосковье…»
И до сих пор не отказался от этих слов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий