воскресенье, 3 декабря 2017 г.

ДНК И ЕВРЕИ


Беседу ведет Илья Агрон 15 октября 2017
На прошлой неделе было много шумихи из‑за того, что иерусалимский раввинский суд Эрец‑Хемда (негосударственный раввинский суд по имущественным вопросам при раввинской академии Эрец‑Хемда, представляющей движение религиозных сионистов) постановил: отныне еврейство можно идентифицировать посредством анализа ДНК. (См. «Еврейское происхождение путем анализа ДНК?»
)Предполагается анализ митохондриальной ДНК (мтДНК), которая всегда передается ребенку целиком от матери.
Неучастие отца в передаче митохондриального генетического материала обусловлено тем, что в сперматозоиде митохондрий несопоставимо меньше по количеству, чем в яйцеклетке, и расположены они в основном в той части сперматозоида (жгутике), которая теряется при оплодотворении. (Недавно было обнаружено, что даже эти малочисленные митохондрии помечаются специальным белком‑маркером (убиквитином), наличие которого приводит к смерти отцовских митохондрий в зиготе.) Таким образом ребенок наследует исключительно материнский набор мтДНК.

Иерусалимский раввин Йосеф Кармель при участии профессора Бар‑Илана Натана Келлера, основываясь на работах всемирно известного генетика Карла Скорецки — профессора Техниона и ведущего научного сотрудника госпиталя Рамбам в Хайфе, — постановил, что, вместо традиционной бумажной волокиты, еврейство можно подтверждать через анализ мтДНК, позволяющий подтвердить еврейское происхождение проверяемого по материнской линии.
Звучит все это настолько революционно и необычно, что мы решили расспросить о подробностях московского раввина и судью Главного раввинского суда России Исроэля Баренбаума, который является одним из крупнейших авторитетов в редком междисциплинарном вопросе сочетания галахи и этногенетики, а кроме того, неоднократно консультировал по этому вопросу раввина Кармеля.

ИА
Исроэль, ты буквально недавно выпустил книгу как раз на эту тему, с которой связано постановление раввинского суда Эрец‑Хемда (монография «Проверки еврейства в свете генетических исследований», вышла на иврите в соавторстве с Зеевом Литкой. — Ред.). Можешь объяснить, зачем все это нужно вообще и раввинату в частности?

ИБ
В обычной юридической, да и раввинской практике сравнение ДНК давно используется для проверки родства. Анализ, о котором идет речь сейчас, более сложный. Его смысл — в сравнении ДНК определенного человека с информацией о ДНК всей популяции, притом распределенной по группам — ветвям генеалогического древа человечества. Изначально вся эта тема родилась из исследований генетически сцепленных заболеваний (например, синдром Мартина‑Белла, спинальная мышечная атрофия, муковисцидоз и т.д.) , но со временем выделилась в самостоятельный раздел эволюционной генетики — этногенетику. Знания, накопленные в этой дисциплине на данный момент, дают возможность уверенно прослеживать происхождение этносов и даже отдельных семей на многие века вглубь.

ИА
Думаю, для большинства читателей надо попробовать рассказать об этом по возможности просто и с самого начала.

ИБ
Ты знаешь, как в раввинских судах в наше время происходит процедура подтверждения еврейства?

ИА
Проверка документов, их подлинности, записей национальностей и имен в метриках?

ИБ
Да, изучение архивных данных, смысл которого — оценить, какой национальности была твоя бабушка и прабабушка. Давай представим, что появился универсальный метод, позволяющий точно определить, как звали твою прабабушку по материнской линии. Если выяснится, что ее звали, например, Двойра — так ведь звали твою прабабушку? — то вопрос с твоим еврейским происхождением в целом решен.

ИА
Это понятно.

ИБ
Так вот при помощи аналогии с именами можно попытаться разъяснить суть интересующей нас генетической проверки.

ИА
Ого, в самом начале курса аналитической механики есть раздел «Электромеханические аналогии»: там на примере достаточно простых электротехнических систем описываются более сложные механические штуки. Интересно будет сравнить! Ладно‑ладно, не перебиваю.

ИБ
Совокупность определенных генетических маркеров может быть уникальна для того или иного этноса в разной степени, и в этом смысл обсуждаемого анализа. Доказательный вес этой проверки точно такой, как если бы мы узнали, как звали прабабушку проверяемого человека по материнской линии. Для наглядности рассмотрим четыре возможных имени: Двойра, Маша, Прасковья и некое четвертое имя. Двойра — имя, которое в период жизни твоей прабабушки было распространено исключительно среди евреев‑ашкеназов. Прасковья, безусловно, русское имя и совершенно не встречалось в те времена у евреев. А Маша — имя нейтральное, используемое как у евреев, так и у неевреев. Четвертое же имя — скажем, Немо — настолько редкое, что не говорит о принадлежности к какому‑либо из известных нам этносов. Разумеется, когда мы оцениваем имена, важно учитывать регион и исторический период.

ИА
То есть?

ИБ
Возьмем мужское имя Давид: распространенное и исторически важное еврейское имя. Но Давид в СССР во второй половине двадцатого века — это на 99% грузин или армянин, евреи в то время в силу разных причин избегали подобных имен. Однако сто лет назад и внутри черты оседлости — это скорее еврейское, чем нееврейское имя. Хотя и православные также им пользовались, правда, как правило в транскрипции Давыд.

ИА
Не задумывался об этом, хотя интуитивно ясно.

ИБ
Конечно, интуиция на каком‑то понятийном уровне и есть статистика, хотя в сложных ситуациях человек склонен к ошибочному упрощению. Так вот, так же, как и имя Двойра, совокупности генетических маркеров — гаплотипы — могут быть уникальными для того или иного этноса. Для высокой степени такой уникальности важно стечение двух исторических обстоятельств: небольшое количество основателей этноса (т.н. «бутылочное горлышко») и его сильная закрытость в течение длительного времени. Конкретно с ашкеназскими евреями все было именно так: они происходят от очень небольшой группы основателей, попавших на берега Рейна более 1000 лет назад и в течение многих веков сохранявших высокую степень герметичности общины.
Однако необходимо быть внимательными к обстоятельствам каждого конкретного случая. Определенный гаплотип с высокой вероятностью подтверждает еврейское происхождение человека, бабушки и прабабушки которого родом из Польши, но не будет эффективно идентифицирующим маркером для Средней Азии или Ближнего Востока. Так же, как имя Давид в Грузии, в отличие от Белоруссии или Польши, совершенно точно не маркер для еврея! Приведу пример. Допустим, в Испании женщина‑христианка с особыми генетическими признаками, наследуемыми по материнской линии, прошла гиюр. Ее потомки‑евреи являются носителями этого признака в той же мере, как и христиане‑потомки ее родных и двоюродных сестер. В 15 веке, вследствие известных обстоятельств, многие евреи были вынуждены покинуть Пиренеи, существенная их часть осела в Османской империи. Таким образом, сейчас в Испании или Португалии наличие тех самых генетических признаков не будет говорить нам ни о чем, а вот в Турции или Греции подобные мутации будут специфичны исключительно для сефардских евреев.

ИА
Хорошо, вернемся к Двойре, Маше, Прасковье и Немо.

ИБ
С Двойрой и Прасковьей все ясно. С Машей — тоже, в том смысле, что это имя никак не помогает с определением еврейства. Эти имена можно считать аналогами гаплотипов. Некоторые из них — «двойры» — на несколько порядков чаще встречаются у евреев, чем у окружающих их народов, а некоторые — наоборот, своеобразные «прасковьи». Также есть немало гаплотипов, распространенных в относительно равной степени у тех и других, то есть это такие «маши». Исторически это объясняется тем, что герметичность ашкеназских общин была все же неполной, многие евреи ассимилировались, а неевреи проходили гиюр и вливались в еврейские общины. Бывает, однако, что у человека обнаруживается гаплотип «немо», очень редкий для всех вообще. Этот результат, как и с реальным именем Немо, похож на Машин, но с некоторым отличием. Если «маша» совсем нейтральна и оставляет вероятность еврейства человека такой же, как и до анализа его ДНК, то имя Немо, хотя математически и столь же нейтрально, по сути несет некоторый отрицательный для проверки еврейства месседж, поскольку никогда не встречалось у евреев. Но в отличие от имени, про которое уже все известно, гаплотип «немо» со временем может поменять свой «заряд», когда генетические базы данных образцов из разных частей мира существенно расширятся и принадлежность этого гаплотипа к определенному этносу все‑таки обнаружится. Важно отметить: крайне маловероятно, что расширение баз сколь‑нибудь значимо повлияет на статистику относительно гаплотипов типа «двойры», «прасковьи» и «маши». Это следствие нормального закона распределения. Но мы сейчас не про математику.

ИА
Хитро, но вроде понятно. А опровергнуть еврейство этот анализ может?

ИБ
Нет, но да. 

ИА
?!

ИБ
Тут важно понимать, что подтверждение еврейства нужно только в тех регионах и в те исторические периоды, когда традиция внутри общин прервалась. Там, где каждый человек рожден в известной общине, где знают его папу‑маму, а в предыдущем поколении знали дедушку‑бабушку и так далее, никакая проверка еврейства не нужна. И даже если анализ покажет, что его материнская линия ведется от монголо‑татар (в нашей аналогии эта «Хонгорзул» тоже будет «Прасковьей»), анализ никак не повлияет на его статус. Это связано с принципом презумпции в талмудическом праве, из‑за которого мы скажем, что наверняка одна из его праматерей некогда прошла гиюр, а статус этого человека в силу презумпции останется прежним. А вот если перед нами человек из Тамбова, предки которого не были частью ортодоксальной общины в течение нескольких поколений, то ему свое еврейство необходимо доказывать, и анализ может как значительно увеличить, так и значительно уменьшить вероятность его еврейства. А если у проходящего проверку, например, все метрики с упоминанием еврейства повторные, или имена прабабушек со стороны матери Евдокия и Клавдия, то анализ ДНК в таком случае — то, что доктор прописал. Стоит уточнить, однако, что если обычные конвенциональные доказательства еврейства нашего тамбовчанина будут убедительными, то генетическая проверка также не сможет повлиять на его статус.

ИА
Но в реальности же сложнее?

ИБ
Разумеется. В реальности нет чистой «двойры». В том смысле, что нееврейка с таким именем, возможно, будет одна из тысячи, если не реже. А вот «еврейские» гаплотипы встречаются и среди тех, о ком у нас нет информации, что они евреи. Возможно, они действительно евреи по галахе, то есть потомки евреев по материнской линии, просто скрытые настолько хорошо и так давно, что сами об этом не знают. Возможно и обратное, что у евреев эта линия взялась в результате прозелитизма, и нееврейские носители тех же маркеров — действительно неевреи. Но даже с учетом этой неизвестности анализ мтДНК часто бывает эффективен и очень важен: есть немалое число гаплотипов, чье распространение среди евреев на один, а иногда и на два порядка выше, чем среди окружающих нас народов. Если же сравнивать распространенность этих гаплотипов у евреев с распространенностью среди нееврейского населения всего мира в целом, включая народы Дальнего Востока, Индии, Африки и т.д., в среде которых евреи никогда не жили, то отрыв будет еще существеннее. Но такое сравнение, очевидно, уже будет не вполне корректным.

ИА
Тебе не кажется, что это слишком сложно, чтобы использовать в жизни?

ИБ
Да, я считаю, такие кейсы должны рассматриваться только в компетентных раввинских судах, куда должны перенаправляться все подобные дела, где судьи разбираются, кроме галахи, еще в этногенетике и статистике.

ИА
Хорошо, а все‑таки что не так с этим постановлением из Иерусалима?

ИБ
Прежде всего эти раввины бесконечно далеки от вопроса подтверждения еврейства на практике, и нынешнее их решение тоже чисто теоретическое. Корректнее было бы называть его не галахическим решением, а призывом к компетентным в вопросах подтверждения еврейства раввинским судам использовать этот метод. Но главная спекуляция тут в том, что ошибочно считать этот метод универсальным и самодостаточным. Каждый конкретный случай — не белый лист, в деле каждого человека есть свои обстоятельства, документы, факты. Результат анализа ДНК обязан рассматриваться в совокупности со всем объемом имеющихся доказательств, как в пользу версии о еврействе, так и против нее. Поэтому никакого чудесного метода оптом решить проблему четырехсот тысяч репатриантов из бывшего СССР, числящихся в МВД Израиля неевреями, не существует. Придется разбираться с каждой семьей в отдельности, ровно как это делается и сейчас. И тем не менее, у нас появился новый эффективный метод, проливающий свет и дающий ценные сведения, которые раньше нам и не снились. Правда, чтобы пользоваться им грамотно, необходимо разбираться в основах популяционной генетики и уметь применять методы классической статистики.

ИА
А на основании чего мы вообще можем использовать генетический анализ в рамках раввинского права?

ИБ
Как обычно, основываясь на Талмуде. В талмудических текстах подробно разработано понятие признака (на иврите «симан»), который используется для идентификации как конкретного человека или предмета, так и биологического вида.

ИА
Стоп, тут подробнее: важно и непонятно.

ИБ
Например, когда речь идет об опознании трупа, что важно для разрешения вопросов вдовства и наследования. Если тело частично разложилось и его невозможно опознать по лицу, то Талмуд предписывает полагаться на редкие индивидуальные признаки. Но даже до этого, сама Тора пользуется признаками для определения биологических видов: например, набор признаков (а не наименование на ценнике) позволяет определить, какая рыба перед тобой, кошерная или трефная. Раввины Средних веков сформулировали признаки, позволяющие отличить нить хлопка от нити льна. Это важно для избежания нарушения запрета Торы о смешивании в ткани шерсти со льном. На этом примере мы видим, что видовые признаки могут быть установлены эмпирически, а не только Торой.

ИА
Получается, что одинаковые последовательности ДНК тем более являются подобными признаками?

ИБ
Да, именно. Поскольку мы понимаем, что биологические признаки программируются генетическим механизмом на основе ДНК, то маркеры в самой ДНК тем более должны считаться эффективными в рамках закона признаками.

ИА
Есть еще пара вопросов. В прессе пишут про четырех праматерей, которые «покрывают» до половины всех ашкеназов. А что в других общинах? Что у наших советских сефардов, например?

ИБ
Начну с последнего, но сначала поправлю тебя. Горские, грузинские и бухарские евреи не имеют отношения к еврейским беженцам из Испании, то есть сефардам, и каждую из этих общин следует рассматривать отдельно. Касательно сути вопроса, тут все очень любопытно: и горские, и грузинские еврейские общины также были основаны узкими группами, а в силу ряда исторических причин они были еще более герметично закупорены, чем ашкеназы. Это означает, что корневые гаплогруппы покрывают еще больший процент исследуемых евреев (до 80%). В отличие от них, бухарская община является частью более широкой ветви иранских евреев и не имеет в своем основании «узкого горлышка». С ашкеназскими же праматерями ситуация следующая: действительно, можно выделить четыре крупных, уникальных для ашкеназов гаплотипа. В их основании, разумеется, есть четыре женщины, жили они необязательно в одно время, и необязательно, что все четыре были потомками по материнским линиям евреев‑изгнанников из древней Иудеи. Возможно, одна или несколько из них были прозелитами. (Об их происхождении, кстати, есть дискуссия среди этногенетиков, но это совершенно не важно для нашей проверки.) Однако точно так же можно выделить меньшие по численности, чем эти четыре, пятую и шестую гаплогруппы, а следовательно и женщин, стоявших в их основании. Вопрос лишь в том, насколько большие группы мы хотим выделять.

ИА
Исроэль, спасибо большое. Голова переполнилась, но надеюсь, частично мы что‑то разъяснили. 
541


Автор: Илья Агрон
Переслал: Golani Israeli

Комментариев нет:

Отправить комментарий