Поразительно, но факт: многие по-прежнему не в состоянии уяснить значение декларации Трампа о Иерусалиме. Кто-то пишет, что ничего нового в этом нет: Град Давидов и так, мол, наш вот уже три тысячи лет с хвостиком, и неважно, что думают по этому поводу гои. Кто-то в форме офицера-милуимника снисходительно похлопывает по плечу «диванных стратегов»: остынь, мол, дядя – без моих красных ботинок и «тавора» под походной койкой здесь ничего бы не стояло, включая и Кнессет в Иерусалиме.
Да кто же спорит, друзья? Правы и те, и эти. Правы, но только в частностях, уподобляясь при этом мудрецам из китайской притчи, которые упорно не желают видеть слона, а, ухватившись кто за хобот, а кто за ногу, рассуждают о шланге и колонне. Потому что общая картина не сводится к культурно-исторической традиции и к «тавору» под койкой.
Еще В. Е. Жаботинский говорил о трех принципиальных составляющих сионизма.
Первая – ДУХОВНЫЙ сионизм. Та самая трехтысячелетняя связь с Эрец Исраэль, о которой говорят первые, «духовные» оппоненты. Она, несомненно, чрезвычайно важна, но сама по себе недостаточна, хотя и необходима. С одним лишь духовным сионизмом условный рабби Иегуда Халеви до сих пор сетовал бы, что телом пребывает на Западе (как бы ни звался этот условный Запад: Багдадом, Касабланкой, Нью-Йорком или Хацапетовкой), в то время как душа его на Востоке.
Вторая составляющая – сионизм ПРАКТИЧЕСКИЙ. Те самые «еще дом, еще коза», первые мошавы и кибуцы, «хома умигдаль», Хашомер, крошечные поселения в Негеве, Иудее, Шомроне и Галилее и, в конце концов, «тавор» под койкой. Конечно, без духовного сионизма практический теряет всякий смысл, ибо становится непонятным, ради чего вообще городить именно здесь огород, где стоит вышеупомянутый дом и гуляет вышеупомянутая коза. То есть необходимы обе составляющие – и духовная, и практическая, но и с ними обеими мы с вами в лучшем случае сидели бы сейчас в приемной у местного условного шейха Хусейни или Зуаби, вымаливая разрешение на экспорт условных апельсинов из условной Петах-Тиквы. Потому что две эти необходимые составляющие все еще недостаточны.
Полной картина становится лишь при наличии третьей ветви: ПОЛИТИЧЕСКОГО сионизма. Теодор Герцль не изобретал сионизма – две вышеупомянутые составляющие (духовная и практическая) существовали задолго до его прихода. Он «всего лишь» дополнил сионизм третьим компонентом, необходимым ничуть не меньше, чем два других. Он отправился на кажущиеся безнадежными переговоры к сильным мира сего, он создал сугубо ПОЛИТИЧЕСКИЕ органы (Конгресс и Исполком) с сугубо ПОЛИТИЧЕСКИМИ задачами. Именно она, эта ветвь, принесла нам Декларацию Бальфура, решение Лиги Наций, доклад Комиссии Пиля, поддержку президента Трумэна, План раздела и резолюцию ООН от 29 ноября 1947 года.
Вы правы, господа «духовные сионисты»: Израиля не было бы без Танаха и Талмуда, без Рамбама и Иегуды Халеви, без Элиэзера Бен-Иегуды и Владимира Жаботинского.
Вы правы, господа «практики»: Израиля не было бы без барона Ротшильда, энтузиастов типа Йоэля-Мойше Соломона, пионеров Второй алии, милиции Хашомера, земледельцев Дгании и Наалаля.
Но его не было бы и без политического сионизма Герцля, дипломатии Хаима Вайцмана, искусного лавирования Бен-Гуриона и Моше Шарета и длинного ряда чисто политических достижений, перечисленных в предыдущем абзаце. И недавняя речь Трампа «всего лишь» продолжает линию этих достижений. Не верите мне – поверьте хотя бы истерической реакции наших врагов: они-то, в отличие от вас, прекрасно поняли суть происходящего. Попробуй не пойми, когда бьют под дых.
Позвольте повторить еще раз, ибо важно. Необходимыми являются все три составляющие сионизма: ДУХОВНАЯ, ПРАКТИЧЕСКАЯ и ПОЛИТИЧЕСКАЯ, но достаточными они становятся лишь в тесной комбинации друг с другом. Это простое, но очень наглядное правило стоит помнить не только сейчас, но и вообще всегда, оценивая через его призму всё происходящее с нами. Говорить о важных частностях можно и нужно, но при этом следует иметь в виду общую картину целого. А иначе хобот превращается в шланг, а слоновья нога – в колонну.
Комментариев нет:
Отправить комментарий