ГЕОРГИЙ ЮМАТОВ. ГЕРОЙ С ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБОЙ | ||
Двадцать лет назад, 4 октября 1997 года, скончался выдающийся советский и российский актер театра и кино Георгий Юматов. Народный артист РСФСР, Георгий Александрович (1926-1997) сыграл роли во многих популярнейших советских фильмах. Большинство фильмов, в которых он снимался, были посвящены военно-исторической тематике. Именно он, Георгий Юматов, был главным героем «Офицеров», играл в фильмах «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Герои Шипки», «Педагогическая поэма», «Разные судьбы», «Они были первыми».Военно-историческая тематика привлекала Георгия Александровича Юматова не случайно. Он не понаслышке знал, что такое воинский подвиг. Как и многие его ровесники, Георгий Юматов грезил морем. Тем временем, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Когда Георгий Юматов узнал о ранении брата Константина, он решил и сам пойти на войну. Было ему всего 15 лет. Мальчишкой поступил Юматов в Московскую военно-морскую школу. Так началась первая страница его героической биографии — путь военного моряка. В 1942 году Юматов был зачислен юнгой на торпедный катер «Отважный». Было Юматову тогда всего шестнадцать лет. В следующем 1943 году он стал рулевым — сигнальщиком торпедного катера. Катер входил в состав Керченской бригады бронекатеров Черноморского флота. Любой, кто более-менее знаком с историей Великой Отечественной войны, все поймет уже по первому слову в названии бригады. Это было реально воюющее соединение, а служба на торпедном катере была очень трудной. Но семнадцатилетнему Юматову она оказалась вполне по плечу. Георгий в совершенстве освоил профессию сигнальщика, добившись в ней высочайших успехов и быстро став непревзойденным мастером своего дела. Бригада бронекатеров, где служил Юматов, шла от Ейска через Керчь и Одессу на Дунай. Там и попала в катер вражеская торпеда. Многие сослуживцы юного сигнальщика погибли, но Юматову удалось выплыть. Не только сигнальщиком был Георгий на своем торпедном катере. Не раз он как простой морской пехотинец ходил в штыковые атаки, поскольку в задачи бронекатеров входило обеспечение десантных операций в тылу противника. В десятках десантных операций Юматову удалось выжить. Он пережил три утонувших боевых катера, три тяжелых ранения и контузию, обморожение рук. Уже после смерти Георгия Юматова его поклонники узнали о том, что во время войны юному моряку едва не присвоили высокое звание Героя Советского Союза. Но, как и у многих настоящих героев, которым так и не присвоили это звание, у Георгия судьба не сложилась. Он где-то набедокурил, после чего в политотделе или в штабе «завернули» награждение отважного моряка. В августе 1945 года по ранению Георгий Юматов демобилизовался из рядов Военно-морского флота. Всего девятнадцать лет было Георгию, а он уже был ветераном с двумя годами ожесточенных боевых действий за спиной. «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», медаль Ушакова… Все это его награды. Медаль Ушакова Юматов получил за номером шесть, а ведь выдавалась она морякам только за проявленное личное мужество. Вполне вероятно, что из Георгия Юматова мог бы получиться неплохой морской офицер, но молодой человек выбрал другой путь в жизни, о чем впоследствии никогда не пожалел. Практически сразу после возвращения в Москву его заметил режиссер Григорий Васильевич Александров и пригласил сниматься в свои картины. Это была чистая случайность — Александров, отдыхая в кафе, приметил молодого моряка с фактурной внешностью и сразу же решил пригласить его к себе, на съемки. Так вчерашний рулевой-сигнальщик бронекатера Георгий Юматов стал актером. Сначала он сыграл эпизодическую роль ассистента гримера в фильме «Весна», снятом в 1947 году. Затем была роль солдата в военно-патриотической картине «Рядовой Александр Матросов» режиссера Леонида Давидовича Лукова. Потом пришел черед «Молодой гвардии» режиссера Сергея Аполлинариевича Герасимова — фильма о легендарных подпольщиках Краснодона, снятого в 1948 году. В нем Георгий Юматов сыграл подпольщика Анатолия Попова. Военного моряка, участника Великой Отечественной войны, Георгия Юматова неоднократно приглашали сниматься в кинокартины, посвященные героической истории русского военно-морского флота. В фильме «В мирные дни», одном из первых советских остросюжетных фильмов, снятом в 1950 году, Юматов сыграл роль кока матроса Куракина. Фильм повествовал о советской подводной лодке, подорвавшейся на мине. В 1953 году Юматов снимается в фильме «Адмирал Ушаков» первой части трилогии режиссера Михаила Ильича Ромма, где сыграл Виктора Ермолаева. В том же году выходит вторая часть трилогии — «Корабли штурмуют бастионы», где Юматов также играет Ермолаева. В 1954 году Юматов играет солдата Сашко Козыря в фильме «Герои Шипки», посвященном событиям русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Освобождение Восточной Европы — близкая Юматову тема. Он лично принимал участие в боях за Измаил, Будапешт и Бухарест, штурмовал Вену, отличившись во время штурма Имперского моста — тактической десантной операции Дунайской флотилии. Теперь в кино Юматов играл русского солдата, освобождающего Болгарию от турецких оккупантов. Актером Георгий Юматов оказался великолепным. Хотя у него отсутствовало профильное образование, врожденный талант и природная смекалка позволяли ему легко вживаться в образы киногероев. Подходящей была и внешность — Юматов легко перевоплощался из юного комсомольца-подпольщика в русского солдата прошлого века, из матроса в рабочего. Период 1950-х — 1960-х гг. стал для молодого Георгия Юматова временем невероятной востребованности. Его неизменно приглашали в картины, посвященные войнам и революции, особенно если предстояло играть матросов или морских офицеров. «Крушение эмирата», «Они были первыми», «Шторм», «Баллада о солдате», «Жестокость», «Порожний рейс», «Внимание, цунами!», «Опасные гастроли» — это далеко не все приключенческие и военно-исторические фильмы, в которых снимался Георгий Юматов в 1950-е — 1960-е годы. Пожалуй, пиком карьеры киноактера для Георгия Александровича Юматова стала роль кадрового военнослужащего Алексея Трофимова, прошедшего практически все войны Советского Союза первой половины ХХ века, в нашумевшей картине «Офицеры», снятой в 1971 году. «Есть такая профессия — защищать Родину» — эти слова из фильма облетели весь Советский Союз и надолго стали жизненным девизом для многих тысяч советских кадровых офицеров. Георгий Юматов сыграл Алексея Трофимова блестяще. Даже ранение «рисовать» гримерам не пришлось — в эпизоде, где Алексей Трофимов возвратился из Испании, он показывает жене свой настоящий шрам от ранения (Георгий Юматов не раз был ранен на фронте). «Офицеры» принесли Юматову всесоюзную известность и популярность. Наверное, сотни тысяч советских женщин были в него тайно влюблены, а еще большее количество юношей мечтало «делать жизнь» с доблестного офицера Алексея Трофимова. Все семидесятые и восьмидесятые годы Георгий Юматов снимался в многочисленных советских кинокартинах, в основном, опять же, на военно-историческую и приключенческую тематику. Он сыграл в «Конце императора тайги», в «Предварительном расследовании», в «Петровке, 38». Наконец, Юматову пришлось играть и самого себя в популярном фильме «Москва слезам не верит». Однако постепенно роли, в которых снимался Юматов, становятся все более второстепенными и эпизодическими. Стареющего актера все реже приглашают на съемки. И причиной тому — не только возраст. Еще в 1947 году Георгий Юматов женился на Музе Крепкогорской. Девушка была старше Юматова на два года. В отличие от самоучки Юматова, Муза Крепкогорская была профессиональной актрисой, да еще и потомственной — ее отец был музыкантом, одним из аккомпаниаторов Шаляпина. На съемках «Молодой гвардии» Крепкогорская и познакомилась с обаятельным молодым человеком Георгием Юматовым. Но на собственной свадьбе актер так перебрал с алкоголем, что празднество продолжалось без него. Именно эта пагубная склонность сыграла трагическую роль в жизни Георгия Юматова. Не будем останавливаться на печальной страсти актера, но отметим, что именно она стала одной из причин постепенного заката творческой карьеры и самого Юматова, и Музы Красногорской, которая тоже была не чужда богемному образу жизни. Пока Георгия Александровича активно приглашали в кино, семья жила очень неплохо. Юматов и Крепкогорская приобрели трехкомнатную квартиру в Москве, в кооперативном доме недалеко от метро «Аэропорт». Юматова постоянно приглашали в рестораны и кафе многочисленные коллеги и поклонники, что и так усугубляло пагубную зависимость актера. Однако до поры — до времени все складывалось более-менее благополучно. Талант и слава Юматова были столь велики, что режиссеры предпочитали закрывать глаза на его образ жизни. Ситуация ухудшалась тем, что Муза Крепкогорская, тоже актриса, причем профессиональная, так и не смогла добиться успеха, равного известности мужа. Ее приглашали лишь в эпизодические роли, а затем она и вовсе выпала из обоймы отечественного кинематографа. В начале 1990-х годов Георгий Александрович Юматов был уже пожилым человеком. Детей у него с Музой Красногорской не было, поэтому единственными, о ком он заботился, были жена и собаки. К собакам актер относился очень трепетно. В марте 1994 года умерла его любимая собака дворняжка Фрося. С помощью местного дворника Юматов закопал любимца, а затем пригласил 33-летнего дворника помянуть собаку к себе домой. Рюмка — вторая, слово за слово, и вот молодой дворник начал высказывать Георгию Александровичу — «Ты, дед, мол, воевал, а воевал бы хуже — и жили бы мы сейчас лучше под властью Германии». Этого подвыпивший ветеран Великой Отечественной войны стерпеть не мог. Что произошло в тот злополучный день в квартире, не знает никто. Но итог совместного распития горячительных напитков был печален — Георгий Юматов застрелил дворника из ружья. 68-летнего актера арестовали. Это было из ряда вон выходящее событие. Легенда советского кино, главный герой популярнейшего фильма «Офицеры» арестован за пьяное убийство. Да и возраст Юматова, его состояние здоровья были уже такими, что внушительный срок лишения свободы, положенный за такое преступление, он мог и не перенести. В конце концов, удалось переквалифицировать дело с убийства на превышение пределов необходимой самообороны. Ведь молодой дворник явно представлял большую угрозу для 68-летнего пенсионера. К тому же, в деле появился нож — не исключено, что им дворник мог начать угрожать Юматову. В июне 1994 года Георгия Юматова выпустили под подписку о невыезде из следственного изолятора «Матросская тишина». В тюрьме актер пробыл всего два месяца. Еще через год, в честь 50-летия Победы, Георгия Александровича Юматова как ветерана Великой Отечественной войны амнистировали и дело об убийстве дворника было закрыто. История с убийством и арестом стала для Георгия Юматова большим потрясением. Вернувшись из следственного изолятора, он бросил пить, стал часто ходить в церковь. Фактически именно он взял основные хлопоты по ведению домашнего хозяйства и уходу за постоянно болевшей супругой Музой Крепкогорской. Однако состояние здоровья самого Георгия Юматова становилось все хуже — сказывались и ранения молодости, и нездоровый образ жизни, который актер вел десятилетиями. Юматову диагностировали аневризму брюшной аорты, сделали операцию. Однако вскоре опять произошло кровоизлияние в желудок, но от госпитализации Юматов отказался. Убийство дворника поставило крест и на кинокарьере актера. Режиссеры стали опасаться приглашать Юматова на съемки, хотя он и бросил пить. Последний раз на экране телевизора Юматов появился в праздничной программе «Поле чудес» перед очередной годовщиной Великой Победы в 1997 году. 4 октября 1997 года от разрыва брюшной аорты Георгий Александрович Юматов скончался на 72-м году жизни. Организацией похорон Юматова, одинокого и небогатого человека, занялся известный режиссер Виктор Мережко. Ему с трудом удалось добиться, чтобы актера похоронили на Ваганьковском кладбище, рядом с тещей — матерью Музы Крепкогорской. Сама вдова Юматова переживала смерть мужа очень тяжело и через два года, в 1999 году, скончалась. Их могила очень скромная — и не скажешь, что здесь похоронен один из самых популярных на протяжении нескольких десятилетий актеров советского кинематографа. Георгия Юматова с полным правом можно назвать представителем золотой плеяды советских киноактеров. Как и многие из своих коллег, Юматов не только внес огромный вклад в развитие отечественного киноискусства, но и был большим патриотом своей страны, пролив за нее немало крови в годы Великой Отечественной войны. К сожалению, судьба сложилась так, что Георгию Александровичу на исходе жизни пришлось перенести страшные испытания, которые и подкосили его и так расшатанное здоровье. Автор: Илья Полонский
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий