«Тем более поразительно, что
среди русских православных философов были такие, которые смело шли наперекор
религиозным традициям, вставали на защиту евреев. Среди них особенно известны
Владимир Сергеевич Соловьёв и Николай Александрович Бердяев. О Соловьёве,
который в смертный час читал молитву за евреев, я уже писал на сайте в очерке
«Три постулата Соловьёва».В этом небольшом очерке о Бердяеве хочу попытаться
понять, почему великий христианский философ в самой резкой форме осуждал
антисемитизм, не верил сфабрикованному «делу Бейлиса», считал черносотенный
«Союз русского народа» «шайкой бандитов и мерзавцев». Другими словами, почему
Николай Александрович стал другом евреев». Лев Мадорский.
Прочел все доступное о евреях, написанное
этими православными философами и убедился в странной любви Соловьева и Бердяева
к народу Торы. Нет, конечно, все плюсы, перечисленные Мадорским, обнаружил, но
при внимательном чтении плюсы эти как-то незаметно, но решительно превращаются
в минусы. Вот всего лишь несколько цитат. СОЛОВЬЕВ:
« Главный интерес в современной Европе – это деньги;
евреи мастера денежного дела, естественно, что они господа в современной Европе»
« И вот мы видим, что
просвещенная Европа служит деньгам, тогда как иудейство заставляет служить себе
и деньги и преданную деньгам Европу»
«Что касается до житейского материализма
евреев, т.е. преобладания утилитарных и корыстных соображений в их деятельности
от египетских сосудов и до бирж современной Европы, об этом, кажется, нет
надобности распространяться».
«Крест Христов, которым
усвояется царство Божие, требовал от
иудейского народа двойного подвига: во-первых, отречения от своего, национального
эгоизма, и во-вторых, временного отречения от мирских стремлений, от своей
привязанности к земному благополучию».
«… еврей, пришедший ко Христу,
находит в Нём, кроме того, Спасителя от особых исторических болезней своего
народа».
И таких признаний в «любви» к евреям Владимира
Соловьева я мог бы привести еще десятка три. Нет у меня желания опровергать
очевидную глупую, юдофобскую суть этих речений. Они говорят сами за себя. И
чудо-чудное – у того же Соловьева в
письме Гецу читаю: «Антисемитское движение составляет позор нашего времени.
Дорого я бы дал, чтобы смыть со своего отечества это пятно». Нет, всё-таки прав
Тютчев «умом Россию не понять» - особенно в «еврейском вопросе.
Но перейдем к Николаю Бердяеву. Собственно,
его главный труд на тему: «Судьба еврейства» мало отличен от пафоса Соловьева:
те же бесконечные сожаления, что всеми своими бедами и пороками национального
характера евреи обязаны отречению от Христа: «… Христос был отвергнут ложным
еврейским мессианизмом, по которому Он был распят евреями. Это есть отрицание
свободы духа во имя принудительного осуществления царства Божьего на земле». И
т.д и т.п.
Верно, и Бердяев бичует антисемитизм и
антисемитов, но и он упрямо выносит народ еврейский за рамки нормальных,
христианских народов, чей путь дорога к совершенству, в то время, как бедные
евреи пребывают в нравственном тупике духовного развития. В общем, всё та же примитивная, старая мыслишка, что бедами своими евреи обязаны не порокам рода людского , а тому, что остались евреями.
Я вовсе не хочу сказать, что все русские
философы и историки проповедовали юдофобию в том или ином виде. Нет, и Федотов,
и Корсавин, и Мережковский были далеки от юдофобии. Я пишу о «классических
друзьях евреев», чье фанатичное православие, уже по своей природе, не могло
уйти от кровавого навета и юдофобских мифов своего времени. И, если уж умы
талантливые и просвещенные, не умели и хотели выбраться из силков средневековых
предрассудков, что уж говорить о тёмной, погромной, народной массе.
Нам, евреям, измученным беспричинной ненавистью, очень хочется видеть вокруг друзей и соратников. Так хочется, что, по доброте душевной, сплошь и рядом, не можем отличить желаемое от действительного.
Комментариев нет:
Отправить комментарий