День победы…
Борис Гулько
Одной из приятных неожиданностей Америки,
когда я добрался до неё в далёком 1986 году, оказалось отсутствие здесь Дня
победы. Вместо неё отмечают День поминовения погибших в войнах.
Победы как правило – события относительные.
Наверное, французы и англичане радовались безмерно, победив с огромными
жертвами в Первой мировой войне. Они наложили на Германию огромные контрибуции
и заложили тем фундамент катастрофы Второй мировой. СССР и Германия, перед тем,
как схлестнуться в самой кровавой в истории схватке, успели отметить 22 сентября 1939 года
совместным парадом победу над Польшей.
Военные победы имеют свойство
превращаться в поражения – победившая сторона имеет тенденцию присваивать себе
программу побеждённых. Сталин победил Гитлера, прервал уничтожение европейских
евреев, но вскоре взялся за уничтожение евреев сам. Американцы после 9/11
разгромили Аль Кайду и Талибан в Афганистане и Саддама Хуссейна в Ираке. А
потом избрали себе президентом мусульманина-исламиста, проводившего 8 лет
про-мусульманскую политику.
В
войне двух злодейских режимов выигрывает народ проигравшей
стороны. Жители ФРГ в 1945 году вернулись к нормальности, советский же кошмар
продолжался ещё полвека. Так что поражение Германии стало, по крайней мере, для
её западной части, победой.
В СССР были сплошные Дни победы: праздник
7 ноября – разрушили «мир насилья», «кто был ничем, тот стал всем». Правда, остался
ничем. Праздник 9 мая – победили Германию в войне, которую начинали союзниками
с ней. По данным идеолога перестройки А.Н.Яковлева, более 70 тысяч своих лучших
офицеров СССР расстрелял перед войной
сам, после чего его войсками руководили бездарные выдвиженцы. Войну выиграли заград-отрядами
и СМЕРШем. Статистическое исследование Генерального штаба, изданное в 1993 году
под названием «Гриф секретности снят» сообщает, что за годы войны органами
военной юстиции было осуждено 994 тысячи человек, из них 422 тысячи направили в
штрафные подразделения, 436 тысяч — в места заключения. Оставшиеся 136 тысяч,
по-видимому, были расстреляны. С такими потерями от своих карательных органов никакой враг не нужен.
Праздник Хануки,
отмечаемый евреями каждый год с 25 кислева до 2 или 3 тивета – он всегда
выпадает на декабрь, был установлен братьями Хашмонеями в знак их победы в
гражданской войне над ассимиляторами, которых поддерживало контролировавшее
Иудею греческое царство Селевкидов. Восстание Хашмонеев вспыхнуло в 167 году до
н.э., и окончательно победило в 142 году до н.э., когда греческий правитель
Сирии Деметрий II освободил Иудею от выплаты дани. Ханука была задумана как своего рода День
Победы.
Увы, центробежные силы,
разбуженные гражданской войной, победой остановлены не были. Могущественная
секта фарисеев во время её войны против еврейского царя Александра Янная,
унесшей более 50 000 еврейских жизней, призвала в Иудею греческие войска
сирийского царя Деметрия III. Пришелец разбил армию Александра Янная в сражении при Шхеме в 89 году до
н.э. На стороне Деметрия III в той битве сражались 6 тысяч греков и около 20 000 иудеев. После этого Ханука как праздник
победы над греками утратила смысл. Греки не только победили армию еврейского
царя, но сделали это по приглашению и с участием евреев.
После битвы при Шхеме
евреи одумались, Александр Яннай остался царём, и более того, за счёт новых
побед расширил еврейское государство до самых больших в истории размеров. Иудея
потеряла независимость в 63 году до н.э. из-за другой гражданской войны – за
престол между сыновьями Александра Янная. А
разрушила Храм, Иерусалим и Иудею гражданская война евреев в осаждённом
римлянами Иерусалиме в 68-70 годы н.э.
Такие вот итоги победы
восстания Хашмонеев и правления их династии. Праздновать, в общем-то, нечего. И
наши мудрецы периода создания Талмуда – со 2-й по 5й век н.э. – постановили
праздновать в Хануку не победу Хашмонеев, а помянутое в каком-то мидраше чудо
горевшего 8 дней кувшинчика масла, годного на один день. Чудо, по еврейским
меркам, крошечное. Перед нами море расступалось, и то мы в честь этого
праздника не устанавливаем.
Интересное объяснение
празднования Хануки изложил выдающийся современный раввин Ури Шерки. Он соотносит
даты празднования Хануки с «Днём Адама», по преданию, установленным первым
человеком, когда тот осознал, что удлинение ночи и укорочение дня не означают
конца нашего мира. День опять стал удлиняться. К этому событию у народов стало
принято привязывать праздники. Римляне праздновали свои сатурналии с 17
по 23 декабря. Православный священник Александр Мень разъяснил, что день
рождения еврейского мальчика, с которым христиане связали свою религию, с датой
празднуемого ими Рождества совпадать не может. Евангелист Лука записал, что при
рождении Иисуса «вифлеемские пастухи „жили под открытым небом и стерегли ночью
стадо свое“. А в декабре овец уже отправляли в укрытия. На пастбищах они
находились с марта до ноября». Однако для отцов его религии было важно привязать
Рождество ко Дню Адама.
Празднование Хануки,
приуроченное ко дню зимнего солнцестояния, после которого в мире начинает прибавляться света,
полно для евреев глубокой символикой. Начиная с нашей национальной катастрофы,
тянувшейся от разрушения Храма в 70-м году до поражения восстания Бар Кохбы в
136-м, мы постоянно ждали прекращения изгнания, повторяя на каждом ежегодном
пасхальном седере: «На следующий год – в Иерусалиме!» Свет забрезжил нам в 1948
году, когда мир признал государство евреев в Земле Израиля. Можно считать, что с
тех пор мы зажигаем каждое десятилетие, как в очередной ханукальный вечер,
новую свечу. На второй свече израильские евреи освободили Иерусалим, Иудею и
Шомрон, на третьей и четвёртой завоевали свободу советские евреи. Перед
зажиганием восьмой свечи – наступлением восьмого десятилетия существования
Израиля, за неделю до наступления Хануки, Америка, а значит и мир, признала
Иерусалим столицей евреев в их стране. Трудно переоценить значение этого
символа.
Самое значимое для мира
зажигание свечей Хануки, транслируемое на весь мир, традиционно происходит в
Белом Доме. Эта процедура отразила в последние годы драматургию войны Хасмонеев
против эллинистов-ассимиляторов. Прошлое празднование Хануки было организовано президентом
Обамой, откровенным ненавистником Израиля, не меньшим, чем греческий правитель
Сирии Антиох IV
Эпифан, с которым воевали Хашмонеи. Президент
Сионистской организации Америки Мортон Клейн назвал Обаму «ненавидящий евреев
антисемит». Догадываюсь, что это многим хуже, чем просто «антисемит». Зажечь
свечи на своём празднике в Белом Доме новый «Антиох Эпифан» поручил
реформистскому раввину – китаянке.
Реформисты – это тот тип еврейских
капитулянтов-эллинизаторов, с которыми воевали Хашмонеи. Я думаю, реформистам
было бы уместно ходить с постоянно поднятыми руками, заранее демонстрируя согласие
на капитуляцию по любому поводу. Характерно – когда президент Трамп объявил о
признании Америкой Иерусалима столицей Израиля среди голосов, осудивших это
решение, наряду с ХАМАСом и Эрдоганом прозвучал голос главы реформистского
иудаизма Америки Ричарда Джэкобса.
Собранные Обамой в Белый
Дом реформисты фактически отмечали свой успешный реванш против иудеев –
наследников Хашмонеев. Праздновали не победители ассимиляторов, а сами
ассимилянты. Но торжество их, собранных Обамой, оказалось преждевременным.
В этом году праздник зажигания
ханукальных свечей в Белом Доме проводил президент Трамп. Реформистские евреи,
антиизраильская еврейская организация J-street и евреи-демократы из Конгресса приглашены не были. Свечи зажигали ортодоксальные
еврейские внуки президента, а произносил благословения представитель
выдающегося раввинского рода рабби Меир Соловейчик. Праздновалось это зажигание
свечей на следующий день после признания Америкой Иерусалима столицей Израиля.
Чем не День победы?
И всё же мне больше
запомнилось зажигание сечей при Обаме. Тогда раввинша-китаянка произнесла
восхитительную фразу: «Мы – очень маленький народ».
Комментариев нет:
Отправить комментарий