Есть ли политическая сатира в России, или чем запомнился Михаил Задорнов
О Михаиле Задорнове и политической сатире в России DW рассказали драматург Аркадий Инин, сценарист Леонид Французов и журналист Юрий Сапрыкин.
10 ноября в возрасте 69 лет умер российский писатель-сатирик Михаил Задорнов. Широкую известность он приобрел, выступая с юмористическими монологами на телевидении. Задорнов был телеведущим юмористических передач "Аншлаг", "Сатирический прогноз" и "Смехопанорама". 31 декабря 1991 года, после распада СССР именно он вместо первого лица страны выступил по центральному телевидению с новогодним обращением к жителям страны. Какой была политическая сатира Задорнова? И как можно охарактеризовать современную российскую политическую сатиру? Об этом DW рассказали драматург Аркадий Инин, сценарист Леонид Французов и журналист Юрий Сапрыкин.
Аркадий Инин, писатель, драматург, сценарист, публицист, актер, создатель популярных телепрограмм "Вокруг смеха" и "От всей души!".
О сатире Михаила Задорнова: Уникальность Задорнова - в умении владеть залом и в харизме. Он умел руководить, дирижировать зрителями. Именно поэтому люди его так любили, поэтому он и был популярным. Если попробуете почитать его тексты, то смеха они не вызовут. Но когда он выходил на сцену, сопротивляться было невозможно.
О политической сатире в России: Сегодня политическая сатира бессмысленна. Она сильна только тогда, когда нельзя сказать ни одного слова. Сатира строится на намеках, на аллюзиях. Зачем нужна сатира, если уже с утра в газетах говорят о том, что этот министр – коррупционер, а другой – жулик? Человек работает с утра до вечера, приходит вечером домой уставшим и не хочет вникать ни в какие тонкости, аллюзии. Мы хотим, чтобы нам быстренько сделали смешно. Никто в этом не виноват, это просто юмор общества.
Леонид Французов, публицист, автор сценариев телепередач "Голубой огонек", "Вокруг смеха", "Аншлаг", "Смехопанорама":
О сатире Михаила Задорнова: Сатира Задорнова была настоящей, без оглядки на кого-то или на что-то. Когда он видел явление, которое его раздражало или которое он считал пороком, Задорнов его оценивал беспощадно. От сатиры других авторов она отличается тем, что она настоящая. Многие из моих коллег выдают свои произведения за сатирические, хотя это контрафакт, подделка. Нет глубины в оценке события, про которое они пишут. Сатира Задорнова, наоборот, была глубокой. Он не просто называл, а говорил, почему этот порок существует в обществе.
Кроме того, он обрабатывал огромное количество информации, которую люди ему присылали со всей страны. Это помогало ему оценивать настроение людей и отражать это в своих выступлениях.
О политической сатире в России: Сатира опустилась до ужасного состояния. Я начал вспоминать, а есть ли у нас что-то из политической сатиры? К сожалению, нет. В советское время мне, как писателю-сатирику, приходилось писать правой рукой, а левой придерживать руку, чтобы не написать то, что не пропустят. Но тогда все было предсказуемо, сейчас же не знаешь, к чему могут придраться, вырезают куски выступлений без причины. Сатира сегодня существует только в театральном формате – в спектаклях по произведениям Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Александра Островского. Они очень современно звучат на нашей сцене.
Юрий Сапрыкин, журналист, бывший главный редактор журнала "Афиша” Юрий Сапрыкин. Текст взят из Telegram c разрешения автора.
О сатире Михаила Задорнова: Задорнов, каким он останется в памяти – автор одной темы: его перемолола травма от столкновения с Западом, не военного, а психологического, шок от "выезда в загранпоездку".
Сначала, в конце 80-х, он пишет об этом иронически – мол, как можно не воровать, если можно воровать; потом насмешка над русской кривизной и убогостью сменяется восхищением перед русской смекалочкой – условные "американцы", фанатично следующие инструкциям и законам, на ее фоне выглядят туповатыми ("воо дуракии-то!"), в итоге все приходит к воспеванию особого пути, фоменковщине, изысканиям в этимологии и утверждениям, что Русь произошла от этрусков.
По этой психологической кривой улетели в постсоветское время многие, Задорнов лишь компактно сформулировал ее в словах. Интересно, что к моменту его ухода Россия стала во многих бытовых чертах похожа на Запад, который поразил его тридцать лет назад, а американские институции что-то и вправду выглядят не блестяще.
О политической сатире в России: Таковой нет в России. Вы меня просите вспомнить авторов сатиры, но я таких не припоминаю.
А.К. Меня же Задорнов перестал интересовать после откровенно юдофобского, грубого и лживого концерта, посвященного шельмованию Торы.
А.К. Меня же Задорнов перестал интересовать после откровенно юдофобского, грубого и лживого концерта, посвященного шельмованию Торы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий