Необъяснимый факт ! Мистика ! ?
Subject: ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ - Необъяснимый факт ! Мистика ! ?
Подходил к концу 1944 год. В Европе полыхала Вторая мировая война. А в пригороде Парижа уходил из жизни измученный болезнью известный художник Василий Кандинский. Его не стало 13 декабря. В это же время в немецком концентрационном лагере от голода и пыток умирал американский солдат Дэвид Паладин, сын белокожего миссионера и индианки из племени навахо…
Василий Кандинский, великий русский живописец, и Дэвид Паладин, ничем не выдающийся американец, никогда не встречались и ничего не слышали друг о друге. Но, сами того не ведая, всю свою жизнь они шли навстречу друг другу, чтобы… соединиться после смерти.
ПУТЬ НОВАТОРА
Кандинский принадлежит к числу наиболее ярких личностей в мире живописи. Он — один из основоположников абстракционизма, создатель огромного количества картин, автор нескольких книг об искусстве. Кто-то называл его сумасшедшим, кто-то — шаманом, но мало кто мог усомниться в его гениальности. Кандинский «взорвал» представление о живописи подобно тому, как в свое время изменил отношение к скульптуре Микеланджело.
Несмотря на польское звучание фамилии, Кандинский не имел к европейцам никакого отношения. Родился в Москве в 1866 году в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского. Отец происходил из нерчинских купцов, потомков каторжан. Прадед, Хрисанф Кандинский, и вовсе разбойничал в Тобольской губернии, нажил приличный капиталец и дорос до купца I гильдии. Прабабушка была тунгусской княжной Гаити Муровой. У пары имелось много детей и внуков — все как на подбор одаренные и талантливые, но довольно странные в психическом плане. Поговаривали, что виной тому могло стать старинное проклятие, наложенное на удалого прадеда Хрисанфа. В общем, темная история.
В детские годы Василий Кандинский путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871-м семья осела в Одессе, здесь будущий художник окончил гимназию, получил художественное и музыкальное образование. В 1885-93 (с перерывом в 1889-91) учился на юридическом факультете Московского университета, где изучал экономику и право. В 1889 г. прервал учебу по состоянию здоровья, участвовал в этнографической экспедиции в Вологодской губернии. В 1893 г. В. Кандинский окончил юридический факультет.
Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно — в возрасте 30 лет. В 1896 году он обосновался в Мюнхене, где обучался живописи в частной студии. В 1900 году он поступил в Мюнхенскую академию художеств, а вскоре создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нем школу, в которой сам же и преподавал. Кандинский много путешествует, посетив Северную Африку. Италию, Францию; наездами бывает в Одессе и Москве. В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи.
Когда началась Первая мировая война, художник вернулся в Москву. После революции Кандинский активно занимался общественной работой: участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры, был избран вице-президентом РАХН (Российской академии художественных наук), преподавал во ВХУТЕМАСе. В декабре 1921 года Кандинский выехал в Берлин, участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. В Россию он уже не вернулся. В Берлине Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства. В 1928 году художник принял немецкое гражданство, но когда к власти пришли нацисты, эмигрировал во Францию. В 1944 году в Париже состоялась последняя персональная выставка Василия Кандинского, а 13 декабря того же года его не стало.
НА ЧИСТОМ РУССКОМ
Дэвид Паладин появился на свет в 1926 году в резервации индейцев в городке Чинли, штат Аризона. С раннего детства мальчишка не выделялся ничем особенным, разве что буйным нравом. Он то и дело убегал от родных и вскоре оказался в исправительной колонии в Оклахоме. Учеба давалась ему с трудом, и он с горем пополам освоил профессию картографа. По этой специальности был призван в армию и оказался в Европейском контингенте войск США. В Европе попал в плен и очутился в немецком концентрационном лагере, где испытал на себе все ужасы заключения. Когда войска союзников освободили узников. Паладин не подавал никаких признаков жизни, вместе с другими трупами его погрузили в вагон, чтобы вывезти из лагеря и похоронить в братской могиле. Но «труп» зашевелился и застонал. Дэвида перевели в полевой госпиталь в Вене, а затем в больницу для военнослужащих в Мичигане. Все это время – два с половиной года! – Дэвид находился между небом и землей. Придя в сознание, на вопрос, как его зовут, Дэвид, к удивлению врачей, на чистом русском языке ответил: «Василий Кандинский». Но главный сюрприз был впереди: «русский художник» потребовал бумагу и краски и стал рисовать в манере Кандинского. Доктора разводили руками. По отпечаткам пальцев в больном признали американского солдата Дэвида Паладина, в то время как сам он считал себя русским художником Василием Кандинским. Паладин нарисовал несколько картин, и специалисты единодушно признали руку недавно умершего абстракциониста.
СТРЕМИТЕЛЬНАЯ КАРЬЕРА
Выйдя из госпиталя, Дэвид и не подумал искать работу картографа. Вместо этого он продолжал писать картины и… виртуозно играть на пианино. Этот талант тоже достался ему от русского: в детстве Василий Кандинский, как и его сверстники, обучался игре на фортепьяно. Но и это еще не все достижения новоявленного «гения». Имея самое третьесортное образование, Паладин устроился… преподавателем искусства в колледже в родной Аризоне, затем ему предложили место лектора по теологии в университете Денвера (штат Колорадо). Позже в Альбукерке (штат Нью-Мексико) он открыл собственную художественную студию, пользовавшуюся большой популярностью. У Паладина имелось множество учеников и почитателей таланта. Среди последних – Томас М. Мессер, директор музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Он откровенно признавался, что картины Паладина являются прямым продолжением линии великого русского абстракциониста. Музей выкупил 130 полотен «нового Кандинского». А когда в музее проходила выставка картин великого русского художника, отдельный, зал отдали картинам Дэвида Паладина как продолжателя стиля.
Однажды по просьбе друзей Паладин участвовал в сеансе гипноза. Доктор, проводивший сеанс, записал откровения Дэвида на пленку диктофона. Что вы думаете? Этот американец до мозга костей снова говорил на чистом русском языке без малейшего акцента. Он рассказал, о том, как в концлагере в него вселилась душа русского художника, и поведал множество любопытных фактов из жизни семьи Кандинских. О том, например, как в детстве Вася путешествовал с семьей по России и Европе. О жизни в Одессе, где в конце концов осели родители и где он провел свои детские и юношеские годы. Об учебе на юридическом факультете Московского университета, о путешествии по Вологодскому краю. О счастливых годах в Германии, из которой пришлось бежать от нацистов во Францию… Всю жизнь, сообщил Дэвид Паладин голосом Кандинского, ему, Василию Васильевичу, довелось провести кочевником. «Но почему и после смерти моей душе нет покоя? Почему она вселилась в этого человека? — спрашивал он и сам себе отвечал. — Может быть, для того, чтобы завершить незаконченный цикл картин…»
Дэвид Паладин умер в 1984 году.
ОтветитьУдалитьДэвиду Паладину нелегко было расти. Он не был белым, и он не был красным; он был наполовину порожденным, в 30-х годах (смотри 1926 г.) он смотрел вниз.
Он был сыном индийской матери Навахо и белым миссионерским отцом, проводя свои ранние годы в резервации навахо в окрестностях Синла, штат Аризона.
Друзьям было трудно прийти, когда учителя в миссионерских школах и Индийская школа Санта-Фе держали его в качестве примера, потому что он был светлокожий. Но Джо Уилсон, полнокровный кузен Навахо, любил его. «Это то, что находится внутри вас, и это не значит, что вы индийский или белый», - посоветовал Джо.
Неправдоподобный побег, безбилетник, секретный агент, выживший из лагеря Второй мировой войны, история жизни Паладина звучит скорее как вымысел, чем факт. Позднее ассоциации с коренными народами привели к его образованию в качестве шамана в Хейхолсе и Тарахумарасе из Мексики, северо-западных прибрежных индейцах и индейцах Пуэбло и австралийских аборигенах. В то время как он жил в Нью-Мексико, он был радиоведущим для станции классической музыки, акушерки, капеллана добровольческой полиции и тюремного капеллана в исправительном учреждении средней безопасности Лос-Луны, где он начал первое унитарное универсалистское братство в тюрьме. Последние двадцать лет он посвятил живописи и общественному служению (d 1984).
Несмотря на то, что он сопротивлялся учителям искусства, таким как Дороти Данн в первые дни индийской школы Санта-Фе, он всегда знал, что хочет стать художником. Визит с Марком Шагалом, в то время как Паладин был студентом Чикагского института искусств, дал свое художественное направление, поскольку Шагал побудил его использовать свое родное наследие и нарисовать его личные видения, вдохновленные легендами создания.
Хотя Дэвид Четлахе Паладин является влиятельным художником с точки зрения его вклада в развитие современного искусства американских индейцев, широта и глубина его работы превосходят обычные названия художественных стилей. Искусство Паладина коренится, но не ограничено знаниями его индийской родословной. Его темы - вневременность и универсальность. Хотя некоторые из его мотивов являются узнаваемо индийскими, исключительная способность Паладина объединить повторяющиеся образы позволяет ему оседлать культуры и охватить дизайнерские концепции, которые имеют универсальную, а не просто культурную привлекательность. В основе его удивительно разнообразного искусства лежит тема гармонии и мира, затрагивающая духовные качества и качества сновидений корней человечества.
[ Главная ] [ Другая информация о художнике ]