zina_korzina задала своим читателям вопрос: «Почему мы отказались от социализма?» На это можно было бы задать встречный вопрос: а когда мы вообще выбирали социализм? Напомню, что большевики узурпировали власть в 1918 году. После этого они ни у кого не спрашивали мнения по поводу того, хочет кто-нибудь социализма или не хочет. Большевики его хотели и баста. Кто был с их желанием не согласен, получал самое меньшее 10 лет лагерей, а в пиковой ситуации – пулю. Так что ответ очень прост: народу этот социализм большевики навязали силой. Пока они были сильны, народ помалкивал. Как только большевики стали слабы, их вместе с их социализмом послали под зад коленкой. Всё очень просто.
Эдак оно испокон веков бывало. В истории коммунистических захватов власти было очень много. И всегда они заканчивались одинаково. Взять вот хотя бы товарища Маздака, который ещё в далёком 488 году учинил пролетарскую коммунистическую революцию в Сасанидском царстве-государстве. Его сторонники, маздакиты, действовали точно также, как действовали пламенные ленинцы в 1917 году в России: резали всю знать и всех образованных людей. Закончилось всё у Сасанидов правда интереснее, чем в России: в 528 году товарищ Маздака и его коммунистические политически грамотные активисты были счастливыми сасанидскими гражданами схвачены и живьём зарыты в землю вниз головой. Возможно лет так через 50 после описываемых событий кто-то тоже задавался вопросом: «почему мы отказались от маздакизма?» Ну как почему? Достали просто маздакиты всех по самое не хочу. Вот и коммунисты всех достали. А в каких именно формах выразилось это доставание коммунистами людей – это уже частности. Тут десятки вариантов назвать можно. Интереснее другое. Я с конца 80-х был очень политически активным молодым человеком. Строго говоря, я и в начале 80-х был таковым, но в конце 80-х просто ни одного мало-мальского митинга или шествия не пропускал. Причём ходил на всякие: и на патриотические, и на демократические, и на коммунистические. Интересно было. Очень хорошо помню конец СССР, начало 90-х. И также очень хорошо помню, что тогда, в начале 90-х найти сторонников СССР это надо было постараться. Не то чтобы их вообще не было, но вот так пройтись по Москве и найти тех, кто «за СССР», это было пустое дело. Более того. Я в те времена носил по приколу значок Мао Цзэдуна. Настоящий, мне его ещё тётушка подарила, которая его из Китая привезла. Золотой профиль на красном фоне в золотом снопе. Ну кому могло прийти в голову, что на значке Великий Кормчий Китайской революции? Все думали, что это значок со Сталиным (возможно я его именно поэтому и носил, так сказать, троллил окружающих, как сказали бы сейчас). Так вот я из-за этого значка несколько раз в московском метро чуть не дрался. Потому что некоторые особо сознательные граждане думая, что на значке Сталин, пытались меня заставить этот значок снять. Я конечно посылал их с их неуёмными претензиями, что приводило к росту напряжённости. Прикольный значок, я его потом в одной драке напротив здания бывшего КГБ СССР потерял (драка была, впрочем, уже не из-за значка). Или вот такой случай, который в январе 1991 год произошёл. Один мой друг служил в пожарной охране. До пожарки тогда руки Сергея Кужугетовича ещё не дотянулись (коротковаты у него тогда ещё были ручонки) и пожарная охрана входила в состав МВД. Соответственно, форма у них была, как у внутренних войск. Офицеры в прохладную погоду носили защитного цвета плащи, с петлицами характерной вишнёвой окраски и такого же цвета околышем фуражки. То есть офицер пожарной охраны выглядел точно также, как офицер внутренних войск. И вот мой друг рассказал, про случай с одним его сослуживцем. Тот в форме ехал в метро и вдруг к нему подошло несколько решительного вида граждан и сказали следующее: «Если ещё раз повторится то, что было в Вильнюсе, мы вас убивать начнём». Сослуживец моего друга оторопел. В самом деле неожиданно, чтобы граждане так просто офицеру МВД прямо в метро угрожать начали. А были эти граждане из «Демократического союза» и очень они негодовали попыткой восстановить советскую власть в Вильнюсе в январе 1991 года. Там всякие драки были, а при штурме телевизионной башни войсками (ещё подчинявшимися правительству СССР) даже погибло несколько человек. Но я не про вильнюсские события, а про настрой людей. То есть заметьте как люди уже ненавидели власть, если не боялись подходить к офицеру внутренних войск (как они думали) и угрожать. В начале 90-х защитников СССР было мало. А после октября 1993 года вообще почти не осталось. Серьёзно с кем-нибудь заговорить на тему «а хорошо было в СССР» просто нереально было. Сразу будут дураком воспринимать. Какая там ностальгия? Вообще словно отрезало. Был СССР и – бац – всё, нету. И никто, кроме очень небольшого числа людей, по нему не плачет и не страдает. При том что в начале 90-х огромное количество людей оказалось финансово в полной заднице. Даже в августе 1998 года, когда жахнул дефолт и очень многие разорились (я знаю случаи самоубийств на этой почве), никаких особых настроений «за СССР» не было. Нет, конечно, на президентских выборах 1996 года Зюганов получил очень много голосов, но я отлично помню, какую пропаганду развернули ельцинские пиарщики. Они просто заполонили всё фотографиями советских времён и вопрошали людей: «вы хотите, что бы это вернулось?». Примерно вот такие плакаты были в 1996 году против Зюганова: Несмотря на то, что, повторю, многие ещё и в 1996 году плохо жили, но советские продуктовые реалии были в памяти ещё очень свежи. В итоге Ельцин и поддерживающий его Лебедь победили. Их пропагандисты не даром деньги получали. Это ведь только идиоты думаю, что еда – это низменная материя. Настоящий политик понимает, что еда («колбаса») это вообще одно из самых главных в политике. И опять же, что я тоже помню отлично: КПРФ не использовала (как, скажем, на последних президентских и парламентских выборах) образ СССР в своей агитационной продукции. Даже наоборот, Зюганов и зюгановцы стремились уйти от ассоциирования их с СССР и КПСС. Всякие обещания ништяков в плане социальных гарантий и обещания «возродить науку и производство» были, но вот такого безудержного эксплуатирования образа СССР не было. Потому что это был заведомо провальный вариант. Вот типичная листовка за Зюганова в 1996 году: Как видим, даже намёка на СССР нет. А вот предвыборный плакат Зюганова уже в 2000 году. И опять же почти ничто про СССР не напоминает. Да, обещает наладить жизнь людей, да, на горизонте здание МГУ, да, орден Победы в качестве лейбла. Но никаких других явных отсылов к СССР. Тем более уж никаких обещаний восстановить СССР. Вот интересная листовка за Горбачёва (1996 год). Уж казалось бы, можно по полной программе включить тему СССР. Уж как не крутите, а Горбачёв был последним Генсеком ЦК КПСС, последним (и одновременно первым) президентом СССР. Да и соглашения в Беловежской пуще не он подписывал. Полный простор пиарщикам для эксплуатации темы СССР. Но зачем её эксплуатировать, если это дохлая корова? В 1996 году только единицы могли бы клюнуть на подачу: «восстановим СССР». Ибо все всё очень хорошо помнили. Даже коммунисты помнили. Они настолько далеко хотели дистанцироваться от советского прошлого, что даже серп на своей КПРФ-овской эмблеме сделали таким, что он и на серп-то не похож и никакой ассоциации с серпом и молотом такими, каковы они на знамени СССР, нет и в помине. Но и этого мало. Фоном поставили книгу (что вообще курам на смех, учитывая символику Книги). Для чего книгу-то на эмблему КПРФ поместили? Ну разумеется не для того, чтобы намекнуть на связь КПРФ с Торой (в КПРФ наоборот антисемит на антисемите), а просто для того, чтобы максимально уйти от основного лозунга КПСС – что мол это партия пролетариата и крестьянства. КПРФ же своей эмблемой декларировала: мы теперь считаем интеллигенцию точно таким же важным слоем, как рабочих и крестьян (в СССР, напомню, интеллигенция называлась «прослойкой»). Вот эмблема КПРФ: Флаг СССР эта эмблема напоминает весьма слабо. Кстати, сейчас дизайнеры КПРФ слега изменили логотип, сделали серп и молот более похожим на вариант с советского флага, а книгу когда печатают, дают уже не тем же цветом, что серп и молот, а немного приглушают, делая потемнее, отчего серп и молот смотрится более ярко. Штришок, так сказать. Кто не знает кухни полит-пропаганды, может сказать: «да мало ли что там на листовках, просто пиарщики дураки вот и не использовали выигрышную тему СССР». Ошибочка, товарищи. Как раз пиарщики очень ответственно подходят к выбору лозунгов и изображений. Любая мелочь, которая может увеличить шансы на получение дополнительных голосов, будет использована. А тема СССР – это не мелочь. Сегодня тема СССР в той или иной степени используется многими, даже теми, которые вообще казалось бы мимо кассы. Так что уж если бы в 1996 году настроения по поводу СССР хоть немного отдавали ностальгией, это было бы отражено в избирательных материалах. А на самом деле мы видим, что основной кандидат, который мог использовать тему СССР, про СССР не гугу. А единственный, кто поминает советское прошлое – это пропагандистские бригады Ельцина, которые тему СССР использовали как исключительно чёрную тему. В 1997 году были выборы в Московскую городскую думу. Среди прочих в выборах участвовал блок «Моя Москва», который состоял частично из беспартийных, но костяком его были члены КПРФ. Даже сам тогдашний 1-й секретарь МГК КПРФ А.Куваев участвовал. Т.н. «серый кардинал» КПРФ Подберёзкин поначалу окучивал этот блок (правда потом пошли какие-то конфликты). Я тогда входил в команду одного из кандидатов от этого блока (не члена КПРФ). Как член команды одного из кандидатов я частенько бывал в штабе блока «Моя Москва», слушал дискуссии. Естественно очень важным был вопрос о визуальном ряде пропаганды. Так вот при разработке предвыборной агитации никому тогда даже в голову не приходило как-то использовать образ СССР и социализма. То есть вообще. И это при том, что сами кандидаты в целом конечно об СССР имели позитивные мысли. Но придерживали их при себе. Нахрен никому не был нужен СССР в 1997 году, особенно в Москве. Никакому дураку не пришло бы в голову строить предвыборную пропаганду на базе фантазий по восстановлению СССР или рассуждений о том, как в СССР было хорошо. Потому что выйти с такими росказнями на выборы однозначно бы означало полное поражение. А без «СССР» всё-таки можно было побороться. То есть все 90-е года все левые и явно коммунистические партии (кроме совсем уж диких маргиналов), имея полную возможность использовать образ СССР и советского прошлого, этого не делали. Не делали, потому что в массе населения этот образ и эти рассказы не пользовались никакой популярностью. Первой попыткой использовать образ СССР именно как образ чего-то позитивного был предпринят на выборах с Госдуму в 1999 году предвыборным блоком Анпилова. Причём одновременно был использован и образ Сталина. Блок так и назывался: «Сталинский блок за СССР». Вот его предвыборный плакат: Денег конечно у Анпилова было мало, но некоторое количество таких банеров в Москве всё же повесить удалось. В этом смысле радость современных интернет-сталинистов по поводу нескольких маршруток со Сталиным на борту просто смешна. Потому что Анпилов арендовал рекламные билборды в Москве. Это в самом деле смотрелось забавно. Деньги, насколько мне известно, на это дело Анпилову дал некто Омар Бегов, который в советское время работал директором Дагестанского объединения железнодорожных ресторанов (можете представить, что это было такое в плане соблюдения советской законности), в 90-х стал депутатом ГД РФ от КПРФ и основал «патриотическое движение по изучению наследия И.В.Сталина». Вот этот Омар Бегов и поспособствовал появлению в Москве на центральных рекламных площадях портрета Иосифа Виссарионовича и лозунга «За СССР». В этот блок влились все маргиналы, которые единственные в 90-х использовали бренд «СССР», такие как Союз советских офицеров, например. Как и следовало ожидать, «Сталинский блок за СССР» пролетел мимо Думы со страшном свистом, набрав по всей стране 0,61% голосов (т.е. что-то около 400 тысяч). Вот такова была сила лозунга «За СССР» в 1999 году в масштабах всей страны: 400 тысяч человек (от 67 млн. голосовавших). Таким образом можно сказать, что все 90-е годы страна прошла без каких бы то ни было попыток оборачиваться назад и искать что-либо хорошее в СССР. Конечно был Анпилов, конечно был Союз советских офицеров, конечно была НБП с её тогдашней речёвкой «Сталин-Берия-ГУЛАГ», но это были маргиналы и политическая пыль. Ни одна сколько-нибудь серьёзная политическая сила даже не пыталась использовать СССР в качестве объекта, который может вызвать хоть какие-то позитивные чувства у сколько-нибудь заметной части электората. В 90-х никому не пришло бы в голову задаваться вопросом «Почему мы отказались от социализма?» Вернее не то чтобы никому – в кулуарах Госдумы во фракции КПРФ, да и не только КПРФ, не редко обсуждали вопрос – ну почему же в конце-концов всё развалилось? Но обычным людям, живущим своей обычной жизнью, было совершенно безразлично, что там случилось с СССР и социализмом, почему это с ними случилось и т.д. Люди смотрели в основном вперёд, а не назад. Реально в конце 90-х основным мироощущением людей, даже живущих плохо, был моложавый взгляд перёд, а не старческое брюзжание и бережное изучение своих фотографий в молодости. Конечно были пенсионеры, которые просто выживали, но даже они об СССР не кряхтели. Если КПРФ и собирала толпы бабок, то не для воспоминаний об СССР, а лишь для того, чтобы пообещать в скором времени наказать всех «компрадоров» (одно из любимых словечек КПРФ и околоКПРФовских структур). Так вот с моей точки зрения, гораздо интереснее вопрос: а когда же начался этот набравший обороты процесс мифологизации СССР и нарастающие настроения старческого слабоумия, которые не дают уже возможности трезво оценить советское время, окрашивая его в какие-то сюсипусечно-розовые тона. Разумеется, этот процесс тоже был неоднозначен. С одной стороны вполне понятно, что огромный народ испытывает потребность в неких надмирских удовлетворителях. Как бы ни оценивать Сталина (и его роль), но для народа в целом победа в 1945 году была очень сильным и очень позитивным переживанием. Точно таким же сильным позитивным переживанием был запуск первого искусственного спутника и полёт Гагарина. Последнее событие, которое отдалённо напоминает эти переживания было в 1980 году – Олимпиада в Москве. Но во-первых, оно не очень затронуло большинство граждан СССР (кроме жителей Москвы и ещё нескольких городов), а во-вторых, по мощи оно конечно сильно уступало переживанию при полёте Гагарина. Я был в Лужниках на закрытии Олимпиады-80. У меня мурашки шли по спине, когда звучал Гимн СССР и было внутри какое-то гордое чувство от того, что вот, собственно, совсем рядом тут Брежнев и все лидеры страны, я видел, как плакали вокруг меня многие взрослые люди, когда улетал Олимпийский мишка и у меня самого комок стоял в горле и я изо всех сил старался не разреветься «как девчонка». В Лужниках это было эмоционально очень мощно. Наверное что-то подобное было в 1945-м или 1961-м годах. Но это в Лужниках, а уже на окраинах Москвы никакого особого воодушевления не было. А что говорить про другие города? Но хотя бы что-то. А что было в стране после 1980 года, что воздействовало бы на пресловутую национальную гордость? Да, собственно, ничего. То есть абсолютно ничего. Да ещё к тому же был экономический коллапс начала 90-х. В итоге, когда ничего нет в настоящим, национальное самосознание начинает сооружать мифы, всячески приукрашивая прошлые достижения. Но всё же это не единственное. Настроения эти вдруг как прорвало в середине 2000-х. Я очень хорошо помню, что ещё году в 2004-м, хотя официальная телепропаганда уже сменила тон в адрес СССР, когда начались набирающие обороты празднества Дня Победы (хотя формально снова начал проводить парады 9 мая ещё Ельцин в 1995 году – первый после 5-летнего перерыва парад тогда пошёл возле Поклонной горы) , но всё же в массе какой-то уж такой особой ностальгии не было. Но с конца 2006-го года она стала ощущаться, а в 2007-м можно было уже говорить: началась советская ностальгия. Собственно, первая запись в моём дневнике под тегом «Совдепия» появилась в 5 июня 2007 года. Это была моя личная реакция на появившееся огромное количество всхлипов о «Великом Советском Союзе» и о «ах, как хорошо тогда было, не то что сейчас». Вот как начиналась моя первая запись по этой теме: «Прочитал тут на одном сайте очередные тяжкие всхлипы о «потерянном рае» – сиречь, Советском Союзе. Как, мол, там всё было замечательно, какие были танки, ракеты и бесплатное здравоохранение». Очередные тяжкие всхлипы. То есть к 5 июня 2007 года меня уже эта тема достала по самое не хочу. Я очень хорош чувствую и всегда чувствовал аудиторию. Ещё в каком-нибудь 2005 году у меня и мысли не было бороться с «советской ностальгией», потому что её по сути и не было. А вот с конца 2006 года я стал замечать всё набирающий обороты поток статей и обсуждений про «хороший СССР». У меня, кстати, есть нечто вроде гипотезы, что стало своего рода катализатором этой ностальгии, как нового явления. Потому что согласитесь, можно испытывать сильно позитивные чувства по поводу победы своего народа в какой-то войне прошлой эпохи или из-за какого-то достижения, но это вовсе не ностальгия. Я, например, испытываю гордость за действия русской армии в 1812 году на Бородино. Хотя хорошо знаю, что там есть много спорных моментов, но у меня эти события вызывают воодушевляющие эмоции. Но это не ностальгия. Я при этом не исповедую религию «ах, как хочется жить в ту эпоху, всё что угодно отдал бы, лишь бы оказаться там». А советские ностальгаторы как раз несут этот лозунг «хотим вернуться в то время» высоко над головой. Воспоминания про 1945-й или 1961-й, собственно, идут лишь как приправа, а не как основное блюдо. Ностальгия по СССР это совсем не то же самое, что воодушевление от каких-то событий советского периода. Ностальгия – это тоска и страстное желание вернуться в ту местность или в то время, которое представляется ностальгирующему потерянным раем. Любители простых ответов могут сказать, что мол народ живёт плохо, прямо изнывает от голода и холода, вот мол поэтому и ностальгия по СССР, когда может и не жировали, но была уверенность в будущем. На это я отвечу: это полная ерунда на постном масле. В начале 90-х жизнь подавляющей части населения (в силу известных причин) была в разы хуже чем жизнь современных низкооплачиваемых групп населения, 100 долларов в месяц для огромной массы людей было счастьем, однако же никакой массовой ностальгии по СССР это не породило. Потому что СССР был рядом. Он ещё не забылся так основательно, как сейчас Почему именно в 2006 году появилась ностальгия по СССР? Мне кажется дело во многом в том, что в марте 2006 года открылся сайт Одноклассники.ру. И тогда одновременно, в масштабе чуть ли не всей страны, огромное количество людей стало предаваться воспоминаниям про «школьные годы чудесные». Кто стал вспоминать? Вчерашние школьники? Да накой им это, если они и так ещё не потеряли связи со своими школьными друзьями. Зато моё поколение или поколения 70-х и 50-х годов рождения очень обрадовались этой возможности. И понеслись все эти «встречи через четверть века» и тому подобная чушь. Даже семьи стали разваливаться – помните пошли статьи в газетах в стиле «Сайт Одноклассники разрушил нашу семью». Школьная любовь, школьная беззаботность. И все эти пьяные разговоры и воспоминания, все эти выкладывания школьных фотографий советской поры и прочие у-ля-ля и у-лю-лю. И конечно оно всё стало накладываться на тоску по сильному общенациональному позитивному событию, да ещё политический истеблишмент, возжелав пожизненно закрепить за собой блага бесконтрольного распоряжения колоссальными финансовыми средствами, затосковал по неприкосновенности ЦК КПСС и пошло-поехало. Вот примерно где-то так. А социализм как таковой во всей этой ситуации вообще никаким боком. Это просто слово-фетиш. Ну а кто как думает, почему все 90-е года, да и ещё даже в начале 2000-х ни о какой ностальгии по СССР не было и намёков, а с 2006 года она явила себя во всей красе. Какие у кого мысли? Тоже так сказать мой опрос. Источник: germanych.livejournal.com |
Комментариев нет:
Отправить комментарий