Мода в эпоху безвременья
На вопросы о тайнах моды отвечает историк моды
Александр Васильев, приезжающий в Израиль в конце января 2018года. Отвечает, к
сожалению, по переписке, поэтому некая тайна все-таки осталась. Например, что
такое косуха?
Маша Хинич
Маша Хинич
- Александр Александрович, добрый день! Вы уже
были в Израиле с лекциями некоторое время назад. Что за это время поменялось в
моде? Насколько она быстротечна и насколько она циклична?
- Не настолько быстротечна, чтобы измениться
за время моего отсутствия в Израиле – прошло чуть меньше года с моего прошлого
к вам визита, но мода, безусловно, циклична и меняется каждые 25 лет. Например,
сегодня на пике моды 1990-е годы, с их стилем гранж, потертой и рваной джинсой,
косухами и прочей атрибутикой этого времени.
- Умение одеваться и мода – два рядом
существующих явления. Как часто они пересекаются? А может умение одеваться это
и есть мода?
- Умение одеваться – это вкус и чувство стиля.
Мода к этим понятиям очень редко имеет отношение. Далеко не все, что модно –
это стильно, элегантно и гармонично. Например, сейчас в мире все сошли с ума от
гипертрофированных вещей грузинского дизайнера Демны Гвасалия. Элегантно ли
это? Нет. Модно? Еще как
- Врожденный вкус и интуиция – необходимые
критерии для модельера… Какие качества (помимо, естественно, таланта)
необходимы еще – дерзость, коммуникативность, авторитарность? Без чего не
выжить?
- Не выжить без спонсора, потому что каждая
коллекция, каждый модный показ, каждая фотосессия – это бесконечное вливание
денег. Если с наличием спонсора проблем нет, то к перечисленным вами личностным
качествам я бы добавил усидчивость и широкий кругозор.
- Выставки костюмов из вашей коллекции стали
постоянными. Как и в целом выставки, посвященные моде и костюмам. Стоит
упомянуть «Историю еврейского костюма» в Музее Израиля в Иерусалиме или
недавнюю Рей Кавакубо в Нью-Йорке, озаглавленную как Art of the In-Between – Искусство и эстетика. Что определяют искусство и эстетика моды -
межвременье или время деформации форм?
- Мы живем в эпоху безвременья. Поймите,
человеческая фигура остается неизменной – две руки, две ноги и голова. Все, что
можно надеть на эту конструкцию, уже давно придумано. Мода изменится радикально,
когда у нас вдруг вырастет хвост или появится третья нога. Некоторые дизайнеры,
которые не желают черпать вдохновение в прошлом, сознательно деформируют
человеческие формы длинными рукавами или штанинами, низкими проймами брюк,
невероятных размеров плечевым поясом… Вспомним еще раз того же Демну Гвасалия.
- «Икона стиля» - дайте, пожалуйста, ваше
определение этого понятия.
- Эта человек, повлиявший на стиль миллионов
людей.
- Насколько эмиграция (а Израиль – страна
эмиграция) влияет на моду?
- У меня, к сожалению, нет данных о том, как
эмигранты из Израиля повлияли на моду. Но то, что эмиграция влияла на моду –
это неоспоримый факт. Особенно русская эмиграция в начале ХХ века, бежавшая из
советской России в Европу.
- Не могу не задать вопрос о вашей собаке – мопсе Котик. Вернее о моде для собак – к примеру, вязаным ботиночкам. Или нынешней модной тенденции для мужчин – ношении бород. Что это – тенденции общественных капризов или тоже мода?
- Не могу не задать вопрос о вашей собаке – мопсе Котик. Вернее о моде для собак – к примеру, вязаным ботиночкам. Или нынешней модной тенденции для мужчин – ношении бород. Что это – тенденции общественных капризов или тоже мода?
- Вязанные ботиночки для собак – это
вынужденная необходимость, особенно в Москве, где зимой дороги посыпают
химикатами, которые страшно разъедают собакам лапы. А борода для мужчин – это
признак исламизации моды.
- Мода для вас – это только одежда, наш
верхний слой, зависящий от сотни критериев – климат, деньги, география, семья,
установки общества, религия и т.д., или всё то, что принято обозначать этим
словом?
- Если бы мода для меня была лишь верхним
слоем, я бы не занимался своей профессией. Мода – если глобально – это зеркало
истории, в котором отражаются войны, космические исследования, экономические
взлеты и падения, кино, личности отдельных людей…
- Семья… Моду ведь надо воспитывать и
развивать в ребенке – уроки домоводства моего, к примеру детства, не очень тому
способствовали. А вот музеи и выставки, посещенные с родителями, развили
чувство цвета и цветовых сочетаний. Насколько выставки ваших коллекций
«просветительские»?
- Именно просветительские. Любой предмет
декоративно-прикладного искусства – это документ эпохи, который расскажет о
ходе истории не меньше, чем найденный при раскопках черепок или какая-то
окаменелость.
- Принято считать, что в мире есть три самых
крупных финансовых оборотов: рынок торговли оружием, рынок фармацевтических
компаний и рынок торговли произведениями искусства. На каком месте в дальнейшей
градации стоят рынки масс-пошива и высокой моды?
- Я бы смело поставил на четвертое место, ведь
разрешение на оружие имеется далеко не у каждого, а одежду носит все
человечество.
- Вы автор 39 книг, обладатель огромной
коллекции; учредитель международной интерьерной премии «Лилии Александра
Васильева» ( Лилия – самый элегантный цветок?). Вы – везде и всюду
одновременно. Это жажда жизни, жадность жизни или неумное стремление быть
всегда в тренде, быть модным?
- И первое, и второе, и третье… И жажда
наживы! Я же представляю, сколько платьев смогу купить на заработанные деньги,
отреставрировать их, почистить, привести в порядок и выставлять на радость
любителям истории моды.
*****
Напомню, что в конце января 2018 года Александр Васильев приедет в Израиле с рядом лекций под общим названием «Тайны модных домов» - рассказом о том, как великие кутюрье творили моду и что в ней происходит сейчас. Не просто лекцией, а шоу, моноспектаклем и мастер-классом одновременно. Что происходит в моде сейчас? На основании каких законов и тенденций, каких течений и каких денег существует современная модная индустрия? Что скрывается за интригами и мифами, окружающими имя великих модельеров? И почему великими становятся и остаются? Религия, политика, сексуальность, национальность, климат - важные составляющие развития моды как зеркала истории. Что такое дресс-код и власть в моде? И что такое стиль европейской эмансипированной женщины - комплимент ли это? Откуда приходит мода и откуда - любовь к моде? И что такое страшная конкуренция и тяжелое производство (это – тоже мода)? Обо всем этом пройдет речь на встречах с Александром Васильевым.
Комментариев нет:
Отправить комментарий