Самоуверенный, с сигарой в зубах, он не жалел ради успеха
своих фильмов ни денег, ни времени, ни людей. Актеры ненавидели его, но именно
с ним становились звездами. Марлон Брандо, Джек Николсон, Роберт де Ниро – это
лишь часть открытых им талантов. Сэм Шпигель до сих пор остается единственным в
истории Голливуда продюсером, получившим четыре «Оскара» в категории «лучший
фильм».
Сэм Шпигель родился 11 ноября 1901 года в маленьком городке
Ярослав в Австро-Венгрии в еврейской семье Регины и Симона Шпигелей. Отец
будущего продюсера был торговцем табаком. Они с женой экономили на всем, чтобы
вложить деньги в образование детей. В результате Сэму и его брату Шалому
удалось поступить в Венский университет. Они оба продемонстрировали тягу к
искусству: Шалом увлекся средневековой ивритской поэзией, а Сэм –
кинопроизводством.
После окончания университета Сэмюэль Шпигель направился в
Берлин и там занялся продюсированием европейских адаптаций американских фильмов.
Однако его карьера в Европе не продлилась долго: вскоре после прихода к власти
нацистов в 1933 году Шпигель покинул Германию и переехал в Вену. В 1938 году он
перебрался в Мексику, а оттуда – в место своей мечты, Калифорнию. Правда, в
«стране возможностей» Шпигель оказался без связей, денег и вещей. Зато у него
была уверенность в себе и отчаянное желание работать хоть круглыми сутками,
лишь бы найти свое место в кино.
Трудоголизм Шпигеля впоследствии станет притчей во языцех –
он не только сам пропадал все дни напролет на съемочной площадке, но и требовал
этого от остальных. Особенно жестко Сэм следил за работой сценаристов и актёров
первого плана. Однажды жена знаменитого американского писателя и киносценариста
Ирвина Шоу рассказала, что как-то проснулась в три часа ночи одна в постели.
Она отправилась на поиски мужа и обнаружила его бреющимся в ванной. Спросив,
зачем ему это посреди ночи, она получила короткий ответ: «Я собираюсь убить
Сэма Шпигеля». В то время Ирвин Шоу работал над сценарием фильма «В порту» с
Марлоном Брандо, и Шпигель постоянно просил его что-то «улучшить». Эта
изнурительная работа над фильмом не пропала даром: в 1955 году «В порту» принес
создателям «Оскар» за лучший фильм. И это стало первой наградой такого уровня в
карьере Шпигеля.
А потом Сэм нашел себе режиссёра под стать – такого же
отчаянного перфекциониста, как и он сам, британца Дэвида Лина. Вместе они
проработали почти 10 лет, и результатом их творческого союза стали два
потрясающих фильма – «Мост через реку Квай» и «Лоуренс Аравийский». Первый
фильм с Уильямом Холденом, Алеком Гиннессом и Джеком Хокинсом в главных ролях
получил «Оскар» за лучший фильм в 1958 году, второй и вовсе получил семь
«Оскаров» в 1963 году, включая опять же награду «За лучший фильм».
Отношения между Шпигелем и Лином при этом были двоякими. С
одной стороны, они находились в состоянии перманентного конфликта. С другой
стороны, они оба отчаянно защищали творческие идеи друг друга перед остальными.
По словам Лина, именно это позволило им снять фильмы так, как они хотели – с
оглядкой только на собственные представления «о прекрасном». Коротко эти
представления можно охарактеризовать так: нельзя жалеть на фильм никаких
ресурсов – ни человеческих, ни финансовых, ни временных. На съемки «Лоуренса
Аравийского», например, ушло четыре года, большая часть из которых прошла в
пустынях Иордании и Марокко. Сам продюсер позднее сравнил съемки «Лоуренса» с
ведением полномасштабной войны.
Возможно, поэтому ему так не нравились фильмы, основанные на
одних лишь спецэффектах. Он признавался, что успех таких фильмов его откровенно
раздражает. И убеждал, что спецэффекты могут быть средством для передачи
какой-то мысли или создания достоверности ситуации, но не могут быть главной
«изюминкой» фильма. К словам его стоило бы прислушаться – Сэм Шпигель до сих
пор является единственным в истории Голливуда продюсером, чьи картины получили
четыре премии Оскар «За лучший фильм». Его требовательность, граничащая с
жесткостью, вера в свои силы и искусство, а также умение открывать таланты
давали феноменальные результаты. Даже его внешность стала в какой-то степени
каноничной: Шпигель стал прообразом стереотипного голливудского продюсера с
сигарой в зубах, грубого самоуверенного дельца, фанатично преданного своему
делу.
Сэм Шпигель поддерживал тесные связи с Израилем и его
руководством: был близко знаком с Голдой Меир, Ариэлем Шароном и Тедди
Коллеком. В последние годы Шпигель обратился к иудейской вере, стал регулярно
посещать синагогу и щедро финансировать еврейские культурные центры. В частности,
после его смерти в 1984 году Музей Израиля в Иерусалиме получил огромную
коллекцию различных произведений искусства. В честь легендарного продюсера и
мецената названа школа кино в Иерусалиме. Наследники Шпигеля и по сей день
делают ежегодный взнос в эту школу.
http://jewish.ru/ru/people/culture/184286/
Комментариев нет:
Отправить комментарий