пятница, 17 ноября 2017 г.

СВИНЬИ И КРОЛИКИ

Личности и народы ("Толдот")
Фото: Getty Images
Личности и народы ("Толдот")
Свиньи и кролики 
Недельная глава "Толдот" начинается словами: "А вот родословная Ицхака, сына Авраама. Авраам родил Ицхака. И Ицхак был сорока лет, когда он взял Ривку…, себе в жену. И молился Ицхак Господу о жене своей, потому что она была бездетна; и Господь выполнил просьбу его, и зачала Ривка, жена его. И толкались сыновья в утробе ее, и она сказала: если так, то зачем же я? И пошла вопросить Господа. И сказал Господь ей: два народа во чреве твоем, и два народа из утробы твоей разойдутся; и народ народа сильнее будет, и больший будет служить младшему. И настало время ей родить: и вот, близнецы во чреве ее. И вышел первый: красный, весь как плащ волосатый; и нарекли ему имя Эсав. А потом вышел брат его, держась рукою за пяту Эсава; и наречено ему имя Йаков. Ицхак же был шестидесяти лет при рождении их" (25:19-26) 
Итак, Тора указала точный возраст женитьбы Ицхака – сорок лет. Ни его отец - Авраам, ни его сын Йаков таких биографических подробностей не удостоились. Почему? По-видимому, Тора назвала возраст женитьбы Йакова, чтобы уточнить продолжительность бесплодия Ривки (впрочем, все же вызывающего споры). 
Но почему тогда такую же важную биографическую подробность Тора сообщает относительно Эсава? "Когда Эсаву исполнилось сорок лет, он взял в жены Йеудит, дочь хитийца Беэри, и Басмат, дочь хитийца Эйлона, и были они душевным огорчением для Ицхака и Ривки" (Берешит, 26:34). 
Раши дает на это столь же остроумный, сколь и убедительный ответ: Эсав имитировал сходство с отцом, имитировал в той сфере, в которой у него не составляло труда это сделать. Тора же со своей стороны сочла уместным упомянуть об этом: ведь это характеризует Эсава. 
"Тем самым, - утверждает Раши, - Эсав сравнивается со свиньей… Когда свинья лежит, она протягивает свои копыта, будто говоря: "Взгяните, я кошерная…". Некоторые люди крадут, грабят, а выдают себя за праведников. Таким был и Эсав: до сорока лет он похищал замужних женщин и насиловал их. А когда ему исполнилось сорок, сказал: Мой отец женился в сорок лет - и я тоже женюсь в сорок лет". 
Раздвоенные копыта - это один из двух признаков кошерности - причем, внешний признак. Второй - внутренний признак - отрыгивание жвачки. У свиньи он отсутствует. Не являясь жвачным животным, свинья внешним образом ему уподобляется. 
У Эсава, у христианской цивилизации, у европейской культуры - только внешние признаки кошерности. На протяжении веков иудаизм усматривал в христианстве грубую "внешнюю" имитацию собственного служения. "Внутренно" - христиане все те же язычники. 
Такая оценка должна, по-видимому, не на шутку удивить и обидеть христианина. Я думаю, он бы не возражал, если бы иудеи сравнивали его с антиподом грязной свиньи - белым и пушистым кроликом. Ведь "по сути" заяц - свой, "жвачный", ведь по сути у него отсутствуют как раз внешние, а не внутренние признаки кошерности! (не ешь "зайца, потому что (хотя) он жвачку отрыгает, но нет у него раздвоенного копыта; нечист он для вас" Ваикра 11:6) 
Церковь действительно воспроизводит некоторые языческие обычаи, но ведь их смысл внутренне перерожден! Эти обряды - шрамы былых сражений с язычеством, некие религиозные трофеи. И протестантизм показал, что христианство не дорожит ими. Христианина волнует как раз суть веры, его заботит "внутренний человек", "ибо не тот иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти, но тот иудей, кто внутренне таков" (Рим 28:2). 
Всецелая преданность Богу. Вот что ценит христианин, вот чем он дорожит! И вдруг такое обвинение! Обвинение в бездумном внешнем копировании! 
Что-то здесь не так. Что же именно? 
Частные лица 
Прежде всего следует признать, что общая оценка христианства к приведенной характеристике все же не сводится. На поверку иудаизм видит в отпрысках Эсава не только бесстыдных свиней, но и скромных кроликов. Достаточно сказать, что галаха не расценивает христиан в качестве язычников: их клятвы принимаются; не существует запрета на торговлю с христианами в дни церковных праздников. А тот же Раши в своем сборнике галахических вопросов и ответов (ШУТ) объясняет, что запрет на использование христианского вина связан не с опасениями его ритуальной непригодности, а оставлен в силе (от языческих времен) во избежание совместных застолий, завершающихся смешанными браками. 
Согласовать этот галахический подход с подходом "фольклорным" можно в нескольких планах, но один из них выступает столь явно, что его невольно хочется выделить в качестве первого. 
Для отдельных частных христиан их вера действительно оказывается спасительна и не имеет ничего общего с прежним языческим опытом. По отношению к частным благочестивым христианам образ свиньи ни в коей мере не применим. Между тем он идеально соответствует христианским народам. Народы никогда не вели себя по-другому. Высоко задрав хоругви своей новой веры, веками они творили прежнее зло. 
В 1263 году в Барселоне состоялся иудео-христианский диспут, в ходе которого Рамбан привел такой аргумент: "Порок говорит, что во дни мессии "не будут больше учить друг друга, брат - брата и говорить: "Познайте Бога", ибо все сами будут знать Меня". И еще говорит пророк: "Ибо земля будет наполнена ведением Бога, как воды наполняют море". И еще сказано: "И перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать". 
Но от дней Йешуа и поныне столько войн, и весь мир полон насилия и грабежа, а христиане проливают крови больше других народов! Как же трудно будет тебе, государь мой, и вот этим ратникам твоим, если не будут более учиться воевать!" 
Итак, отдельные христиане иногда получаются прекрасные, но христианские народы верны своим почвенным корням. Приведу только один, но хороший пример. 
Институт Катастрофы и героизма "Яд ваШем" признал праведниками мира 26119 человек из 51 страны. Наряду с тысячами других неизвестных праведников, эти люди спасли, как считается, около 300 тысяч еврейских жизней. Причем в странах восточной Европы помогавшие евреям лица уничтожались нацистами вместе со своими семьями (только в Польше было казнено не менее 5 тысяч человек, спасавших евреев). 
Среди праведников были не только рядовые граждане, но и государственные служащие, были и дипломаты. Однако все они действовали не по воле своих правительств, а вопреки ей, действовали как частные лица. 
Так, например, испанский дипломат Эдуардо Пропер после оккупации нацистами Парижа собственноручно выписал евреям 30 тысяч виз. После того, как за эту деятельность его понизили и отозвали на родину, выписывать визы продолжал консул Бернардо Ролан де Миота. Как и Пропер, он также был уволен со службы, как формулировалось в официальном документе, "за проеврейскую деятельность". 
Все государства антигитлеровской коалиции самоотверженно сражались с фашизмом, но страшно стеснялись "измазаться" подобным обвинением. За всю войну на государственном уровне не было организовано ни одной военной операции, направленной на спасение еврейского населения. Напротив, от таких операций страны-союзницы последовательно уклонялись. Какие только объекты не бомбили ВВС США, СССР и Британии, но только не газовые камеры и крематории Освенцима, и уж, конечно, не подъездные железнодорожные пути. 
Само же решение уничтожить еврейский народ, а не просто выдворить его из Европы, Гитлер принял после того, как в 1938 году 32 страны собрались в Эвиане обсудить проблему еврейских беженцев, и пришли к выводу, что на этой планете места для них нет. 
Но сегодня те же народы гордо вытягивают свои правозащитные копыта и призывают Израиль не уподобляться нацистам в своем отношении к палестинцам. 


Читать дальше: http://mnenia.zahav.ru/Articles/9604/lichnosti_i_narodi#ixzz4yhKafge8
Follow us: zahav.ru on Facebook

Комментариев нет:

Отправить комментарий