понедельник, 18 сентября 2017 г.

Палестинцы или филистимляне: история вопроса и вопросы по истории

Палестинцы или филистимляне: история вопроса и вопросы по истории




 
В Ашдоде после продолжительной реконструкции вновь открылся археологический музей имени Карин Маман. Это единственный в мире музей, посвященный культуре народа филистимлян, или "плиштим". История и таинственное исчезновение этого народа будоражат умы уже долгое время.

Еще бы! Пассионарные филистимляне произвели настоящую революцию в Восточном Средиземноморье, сметя на своем пути империю хеттов и всерьез пошатнув трон египетских фараонов. Они принесли с собой колесницы и мечи из железа, подведя тем самым жирную кровавую черту под Бронзовым веком и начав Железный век.

Отдельные их отряды умудрились даже пройти через весь Африканский материк — пересекли пустыню Сахару и основали городскую цивилизацию, известную под условным названием Гарамантида. Недаром император Адриан переименовал Иудею, покоренную им с таким трудом, в Сирию Палестину, землю филистимлян — это было двойное унижение, ведь филистимляне были давними врагами израильтян.

Поэтому современным недругам еврейского народа так важно показать свою преемственность с филистимлянами, народом, канувшим в Лету предположительно в V в. до н.э.

Талантливый пропагандист, Ясир Арафат утверждал, что палестинские арабы являются потомками филистимлян, и по этой причине они имеют больше прав на Землю Израиля, чем евреи. И предложил назвать будущее арабское государство — Палестиной. Явный намек на поверженную некогда Иудею.

Многократно повторенная ложь укоренилась в массовом сознании, и вот уже пиарщики музея имени Карин Маман путаются, ставя знак равенства между филистимлянами – "плиштим" — и палестинцами. Но насколько это оправданно? Давайте разберемся.

Итак, филистимляне.

Война 1914-1918 годов, в которую были вовлечены многие мировые державы, вовсе не являлась первой в истории человечества глобальной войной. Такие конфликты случались и раньше – взять хотя бы походы Александра Македонского, Пунические войны или завоевания Чингисхана, перекроившие карту мира и изменившие мировой порядок.

Но, пожалуй, по-настоящему первой среди мировых войн стало нашествие так называемых "народов моря", происходившее в несколько этапов. Один из его центральных эпизодов отражен в гомеровских эпосах и мифах, таких как Троянская война.

Разумеется, по прошествии трех тысячелетий до нас дошли только обрывки достоверной информации. Ученые до сих пор спорят о деталях и исторических фактах. Но даже смутные отголоски тех событий, полустертые надписи на египетских памятниках, упоминания в ТАНАХе, а также многочисленные записи на ассирийских и хеттских глиняных табличках, впечатляют.

У египтян эта группа народов фигурирует как "народы моря", у израильтян — "плиштим", т.е. филистимляне, что в современном иврите означает "захватчики", "оккупанты".
Более поздние ассирийские источники также упоминают регион, заселенный филистимлянами, называя его "па-ла-аш-ту". Видимо, отсюда и пошло "Палестина".

Речь идет о союзе доиндоевропейских и прото-индоевропейских племен, впоследствии рассеявшихся по всему Средиземноморью и вошедших в состав других народов. Изначально ядро общины занимало северо-запад Балканского полуострова и близлежащие островах. Греки называли их пеласгами, "морским народом", от греческого "пелагос" — море. Геродот отмечает, что древняя Греция, до того как стала именоваться Элладой, называлась Пеласгией. Но, судя по всему, их самоназвание — "пеласты", потому и в египетских источниках фигурируют как "п-л-с-т". Израильтяне всех пришельцев обобщенно называли "плиштим", по доминирующему племени. В иврите это привнесенное слово со временем обрело иной смысл, так же, как и греческое ехидное "барбар" трансформировалось в негативное "варвары".

Одной из причин Троянской войны, где "народы моря" фигурировали как в числе нападающих, так и среди защитников Трои, стала многолетняя засуха, приведшая к массовому голоду. Так началось первое переселение народов, после падения Трои объединившее былых соперников и подтолкнувшее их к поиску новых мест для проживания.

С трудом одолев опасных пришельцев, египетский фараон Рамзес III отправил их от греха подальше: "Я поселил их в крепостях, связанных моим именем". Так начинается история филистимского Пятиградья: Ашкелона, Ашдода, Экрона, Гата и Газы, уже хорошо известная нам по ТАНАХу. Но жили они и в других городах — в Доре, Секелаге, а также на месте нынешнего Рамат-Авива.

Часть пеласгов осела на морском побережье Ханаана, часть расселилась по всему Средиземноморью, а голубоглазые гараманты, изображенные на колесницах, построили в Южной Ливии не менее восьми цветущих городов с канализацией и другими новейшими на тот момент достижениями прогресса. Постепенно все осколки "народов моря" ассимилировались и растворились среди окружающих племен.

Современным исследователям сложно определить происхождение языка филистимлян, так как до наших дней дошло крайне мало оригинальных слов из их лексикона. Однако ученые находят следы филистимского в других языках: князь, возглавлявший один из городов, "серен" (отсюда греческое слово "τύραννος", тиран), в современном иврите трансформировался в воинские звания капитана (סרן) и майора (רב-סרן).

В ТАНАХе есть упоминание о том, что филистимляне пришли с острова Кафтор, что в иврите могло превратиться в корону כתר, пуговицу כפתור и европейскую столицу capital. Ну и, наконец, нечто двигающееся, с колесами — "מכונה", та самая латинская machina — слово, перекочевавшее во многие европейские языки. Те немногие слова, которые нам известны из филистимского языка, принадлежат скорее к индоевропейской семье.

Куда же исчезли филистимляне? Письменные источники, ТАНАХ, указывают на то, что племена постепенно смешались, став единым народом, а затем и с другими народами. Обладая воинственным характером, они принимали участие во всех региональных конфликтах, что также способствовало постепенному сокращению их численности.

Одно из последних упоминаний о филистимлянах содержится в ассирийских источниках, датируемых V веком до н.э. С тех пор прошло почти две с половиной тысячи лет...

Память о них могла совсем исчезнуть, если бы не прихоть римского императора Адриана. Спустя шестьсот лет, в 135 году н.э., после подавления восстания Бар-Кохбы римскими легионами, он решил уничтожить всякое упоминание о евреях, переименовав римскую провинцию Иудею в Сирию Палестину.
В таком случае, кто же такие собственно палестинцы и существует ли какая-то связь между ними и древними филистимлянами?

Современные палестинцы – этнические арабы. Их основная масса переместилась на территорию современного Израиля и Палестинской автономии в XIX и XX веке из соседних регионов — Египта, Сирии, Саудовской Аравии.

Это можно отследить как по различным историческим документам, в основном, турецким, так и по палестинским именам. Сирийская фамилия аль-Халаби или египетская аль-Масри, распространенные среди палестинцев, по определению арабские. Они указывают на то, откуда переселилась в свое время семья носителя, выдавая его автохтонное происхождение в совершенно другом регионе. Нередко и сами палестинцы проговариваются о своей "пришлости", когда думают, что их не слышат израильтяне.

Но этноним "палестинцы" сирийско-саудовско-курдско-египетские переселенцы приняли не сразу. Долгое время он ассоциировался в массовом сознании с еврейским народом, происходящим из региона, одним из названий которого было Палестина. Недаром палестинофилы, они же "Ховевей Цион", были сионистами.

Когда после появления Декларации Бальфура некоторые арабские лидеры решили позаимствовать название "палестинцы", эта диковинная идея долго не встречала поддержки в арабских массах. Уж слишком по-еврейски оно звучало.

Все изменилось только после грандиозного поражения арабов в Шестидневной войне. Вот тут очень кстати пришлась идея о едином арабском народе Палестины. Она нашла международный отклик и постепенно доросла до попыток проведения в ООН признания несуществующего государства. Так летом 1967 года родился новый народ.

Любому новому народу необходимо доказать всем, и в первую очередь себе, свою историческую состоятельность. Палестинские ученые-мистификаторы хотели представить историю палестинцев продолжением истории другого, более древнего народа - филистимлян.

Между филистимлянами и палестинцами лежит огромная временная пропасть, одним махом ее не преодолеть, как бы этого не хотелось. 125 поколений – дело нешуточное.

Много воды утекло с тех пор, и слишком многие народы прошли по этой земле. Говорить о преемственности этих двух народов — одного древнего и другого современного — просто неуместно. Если уж на то пошло, у коренных жителей Сардинии и Сицилии, косоваров, греков, албанцев и доарабского населения Ливии, если таковое еще сохранилось, гораздо больше оснований считать себя потомками филистимлян.

Да и евреи, получившие мизерную толику генов от "народов моря", могут претендовать на это в равной, если не большей степени, чем палестинские арабы. Так что не спешите верить многократно повторенной лжи. От повторения она правдивее не станет.
Автор: Роман Янушевский
Музей в Ашдоде. Фото автора


Источник: 9tv.co.il

Комментариев нет:

Отправить комментарий