пятница, 22 сентября 2017 г.

КТО ВИНОВАТ?

Борис Гулько.
 Кто виноват?


Функцию, не выполняемую раввинами, присвоила себе явочным порядком группа юристов — Верховный суд справедливости. Справедливость — понятие моральное, не юридическое. И юристы далеки от обладания моральным авторитетом определять справедливость

Одна из жертв гитлеризма — наука о национальных различиях. Даже упоминание об этих отличиях из-за нацистских расовых теорий стало считаться непристойным. Как будто такой запрет унифицирует нации.

Между тем понятно, что для пользы дела набирать шахматную команду логично в одной национальной группе, а баскетбольную — в другой. Тем более жизнь в национальном государстве определяется национальным характером народа.

Лоренс Стерн в XVIII веке в «Жизни и мнениях Тристрама Шенди, джентльмена» писал о датчанах, сравнивая тех с родными ему англичанами: «природа… подобно благоразумной матери выказала умеренную щедрость к ним всем и соблюла такое равенство при распределении своих даров, что в этом отношении, можно сказать, привела их к одному знаменателю; таким образом, вы редко встретите в этом королевстве человека выдающихся способностей; но зато во всех сословиях найдете много доброго здравого смысла, которым никто не обделен… У нас, вы знаете, дело обстоит совсем иначе; — все мы представляем противоположные крайности в этом отношении; — вы либо великий гений — либо, пятьдесят против одного, сэр, вы набитый дурак и болван <…> две крайности — явление более обычное и чаще встречающееся на нашем неустроенном острове…»

Пытаясь найти место для евреев на шкале Стерна, нечего и мечтать о двух крайностях. Объясняя на российском телевидении, почему в России аж два главных раввина, один из них — Берл Лазар — сказал: «Спросите, почему не пять и не шесть». Спектр в одежде религиозных евреев в Израиле — от сандалий на босу ногу и вязаных кип до бархатных кафтанов и лисьих шапок. Спектр в политике — от сионистов до «Нетурей Карта». В иных местах в Израиле тротуары раздельны для мужчин и для женщин. Зато мэр Тель-Авива обещал сделать свой город самым привлекательным в мире для гомосексуалистов. В Америке евреи ассоциируются с социалистами — демократами, но и республиканские неоконсерваторы считаются еврейским созданием. Даже еврейских разговорных языков несколько.
Такая пестрота неизбежно проявилась в экзотичной форме правления еврейского государства. Американский интервьюер никак не мог взять в толк объяснение Нетаниягу, почему в его правительстве премьер имеет одну политику, министр обороны — другую, а министр иностранных дел — третью. Добавьте сюда вражеских шпионов, спокойно заседающих в Кнессете. Когда одному из них уж слишком стали докучать спецслужбы и ему пришлось сбежать во враждебное Израилю государство, Израиль продолжал переводить шпиону за его тяжелую работу зарплату.

При такой разнохарактерности Кнессета и правительства должна быть инстанция, представляющая национальную идею, имеющая авторитетное слово. Традиционно у евреев такой инстанцией был совет раввинов — с V века до н.э. это было Великое собрание, позже, с 165 года до н.э. — Санхедрин. Раввин — это такая работа: овладеть еврейской мудростью по священным книгам, а потом открывать ее другим евреям. Сегодня приходится признать корпус раввинов ответов на общенациональные вопросы евреям не дает.

Можно объяснять, что за 18 веков отсутствия государства раввины отвыкли от решения таких вопросов. Но ведь ТАНАХ, основа иудаизма, посвящен в большой части именно общенациональным проблемам. И трудность задачи не освободила раввинов от обязанности ее решения.

В 2004 году была предпринята попытка воссоздать Санхедрин. Последние годы его возглавляет выдающийся мудрец современности Адин Штейнзальц. Я читал на сайте Санхедрина хорошо аргументированные постановления. Но широкий ортодоксальный мир авторитет воссозданного Санхедрина не признал. Не знаю, в чем причина: в том ли, что взгляды на наши национальные задачи у разных групп слишком различны, или просто в личных амбициях глав этих групп. Вспомните комментарий рабби Лазара о пяти-шести главных раввинах.
Функцию, не выполняемую раввинами, присвоила себе явочным порядком группа юристов. То, что присвоенная ими функция имеет религиозную природу, показывает избранное юристами название — Верховный суд справедливости. Справедливость — понятие моральное, не юридическое. И юристы далеки от обладания моральным авторитетом определять справедливость.

В Америке моральный статус профессии юристов весьма низок. Характерна гадость, которую про них говорят: общее между юристом и сперматозоидом — один шанс из миллиона стать человеком. Возвращаясь домой, я каждый раз натыкаюсь глазами на наклейку на машине соседа: «99% юристов портят репутацию оставшимся». Юристы с равным рвением пытаются вызволить убийцу и засудить невиновного. Впечатляющая статистика: только против 7% американских врачей никогда не возбуждали дело. Большую часть медицинских анализов врач делает не для лечения, а для того, чтобы отбиваться от сутяжников. Это — неназванная причина финансового банкротства здешней медицины. Однако ограничить количество денег, высасываемых юристами из медицины, невозможно — юристы финансово содержат Демократическую партию. В целом, подсчитано: США теряют примерно 80 миллиардов в год из-за недобросовестных исков.

Может быть, в Израиле другой тип юристов? Хотя… когда расследования против Ольмерта или Либермана тянутся более десяти лет, кажется, пишется вариация на тему «Процесса» Кафки. Если после разумного времени для расследования юристы не могут определить, виновен ли подозреваемый, виновными становятся сами юристы. Несусветные сроки расследования — в??есудебная пытка. Высказываются подозрения, что многолетние преследования имеют целью контролировать подзащитных, чтобы навязать им волю сообщества юристов. Проверить эти подозрения невозможно, поскольку расследования находятся в руках самих юристов.

Недавно юристы постановили, что «по справедливости» Израиль должен разрушить часть своего города Бейт-Эль. Каково мнение об этом иудаизма? Увы, мы не знаем, его некому определить.

Так чья вина, что в обществе, носящемся со своей демократией как с писаной торбой, финальные решения, такие судьбоносные, как разрушение еврейских домов и поселений, снижение безопасности государства, само понятие справедливости, оказались в руках самоназначенных юристов? Боюсь, вина в этом наших раввинов, не взявших на себя предназначенную им историей роль и оставивших ее самозванцам, никаких моральных прав на роль лидеров нации не имеющим.

AI&PIISRAEL

Комментариев нет:

Отправить комментарий