вторник, 29 августа 2017 г.

БОЖИЙ ДАР

Николай Мирошниченко
БОЖИЙ ДАР

Отец 15-летнего харьковского уникума Николая Мирошниченко: "На пианино сын играет быстрее, чем Шопен"

Галина КОЖЕДУБОВА, «ФАКТЫ» (Харьков)
28.07.2017
Размер текста: Абв  Абв  Абв  
Коле Мирошниченко, родившемуся с тяжелым генетическим заболеванием, медики предрекали полный паралич. Сегодня этот подросток, которого считали необучаемым, — призер международных музыкальных конкурсов
Диагноз Николя (так называют парнишку его близкие) Мирошниченко звучал, как приговор. Митохондриальное заболевание мышечной и нервной систем предполагает слабоумие, неспособность к обучению, постепенное угасание мышечных функций организма, полный паралич. Однако родители мальчика не сдались и совершили настоящее чудо.
Сегодня весь музыкальный мир знает украинского виртуоза-исполнителя Николя Мирошниченко. На международном конкурсе подросток выступал с Государственным академическим эстрадно-симфоническим оркестром. Мальчик, который не может выучить таблицу умножения, с листа играет сложнейшие музыкальные произведения. Кроме фортепиано, он освоил скрипку, виолончель, гитару, домру. Вот и на встречу с журналистом «ФАКТОВ» Николя и его папа пришли со скрипкой, и подросток исполнил несколько вариаций.

*Прохожие с восхищением останавливались, слушая игру Николя. Фото автора
— Как все-таки правильно зовут вашего сына — Николай или Николя? — интересуюсь у отца юного музыканта.
— Мы зовем его Николя, — говорит отец мальчика Николай Сараев— Мать Шопена в детстве называла его Николя, а отец звал Фредериком, и весь мир знает Шопена под таким именем. Мы хотели, чтобы нашего ребенка зарегистрировали как Николя. Но в загсе написали Микола.
— Что случилось с вашим ребенком при рождении? Неужели врачи действительно не давали никаких шансов?
— Сын родился с двусторонним инсультом. У моей жены во время родов остановилось сердце, пришлось срочно делать кесарево сечение. У новорожденного было обширное кровоизлияние в оба полушария головного мозга. Его буквально воскресили. Потом начались осложнения: эпилепсия, параличи, аномальное развитие внутренних органов… Затем диагностировали редкую генетическую патологию — митохондриальное заболевание. Это означает, что организму не хватает энергии для жизни. Источник энергии клеток — митохондрии, а в нашем случае они вырабатывать энергию не могут. Я недавно читал, что американские ученые из Сиэтла объявили, что им удалось продлить жизнь ребенка с таким диагнозом до 11 лет. Прогноз в таких случаях один: сначала ребенок ходит, потом ездит в коляске, затем просто лежит, и в конце концов наступает смерть. Лечения еще не придумали.
У Николя стала усыхать левая сторона тела, начались судороги. Еще у него неправильный кальциевый обмен. Малейшее неловкое движение может привести к переломам.
Из-за кровоизлияний у сына отсутствовали нейронные связи в коре головного мозга. И тогда я разработал комплекс упражнений, который позволяет восстановить энергообмен. Это моя авторская методика. Мы стали заниматься. Еще совсем малышом Николя приседал по тысяче раз. При этом было важно, чтобы он не уставал.
— Сколько раз ты сейчас приседаешь? — спрашиваю у Николя.
— Нисколько, это было в детстве. Мы приседали вместе с мамой.
— Жена приседала тысячу раз за пять минут, поднимала гирю две тысячи раз, — продолжает Николай Георгиевич. — Я делал по 10 тысяч приседаний. Мы все проверяли на себе. Нужно было нащупать, что требуется человеческому организму. Порой то, что наработано людьми, оказывается бессмысленным и бесполезным, поэтому я стал изучать поведение животных. Почему, например, арктический буревестник летит за 500 километров, ловит рыбу, затем возвращается, кормит птенцов и снова летит назад? Или белый медведь. Он не знает техники плавания, не учился плавать. Но способен плыть со скоростью 6 километров в час.
Животные не потеют, не напрягаются, не устают. Люди наоборот. Считается, что после тренировок должна быть крепатура. Но крепатура — это когда в организме вырабатывается молочная кислота, которая вымывает кальций. А без кальция разрушаются кости. Для человека главное — восстановить свой лимфообмен. И я придумал упражнения, которые помогают восстановить энерго- и лимфообмен.
— Где с вашим комплексом упражнений можно ознакомиться?
— На YouTube есть видео «Холодный разогрев Николя». Это те упражнения, которыми занимался сын.
Ученые утверждают, что человек неспособен делать больше двух с половиной движений суставами в секунду, это невозможно. Слышал, что Шопен играл 12,9 ноты в секунду, великий композитор Черни — 14 нот в секунду. Наш сын Николя играет 20 нот в секунду! Выходит, он самый техничный музыкант на планете. Вот что значит тренироваться без усталости и напряжения.
— Когда вы начали заниматься с сыном?
— С самого рождения. Упражнения выполняли каждый день, перед едой. В детский сад Николя не ходил, но пошел в обычную школу. Правда, через два года мы перешли на индивидуальное обучение.
— И приняли решение обучать Николя игре на фортепиано?
— Мы не ставили задачу научить его играть на пианино или скрипке. Просто, когда я разобрался, что такое память… Кстати, вы знаете, что память не связана с размерами мозга? Вот был такой злой гений Ленин. После его смерти ученые обнаружили у Ленина болезнь и очень маленький мозг. А память при этом была феноменальная. Так вот, память — это сумма умений. То, что мы умеем делать и помним. Навык, сумма физических действий. С возрастом память ухудшается, потому что ухудшается моторика, мы делаем меньше движений. Организму нужно постоянное движение.
Чтобы развивать моторику, я решил обучать Николя музыке. Ему тогда было семь лет. Пальцы практически не двигались, подвижными оставались только указательные на обеих руках. Сначала я надевал сыну тугие рукавички без пальцев, и так учил его руки нажимать на клавиши. Со временем пальцы стали понемногу двигаться, но все же недостаточно для игры на пианино. Тогда я сказал: не можешь двигать пальцами, делай движение всей рукой, наклоняйся всем телом. Мне нужно было, чтобы с помощью движений в его мозгу образовались новые нейронные связи.
Это как компьютер. Если в него загружена программа, то она будет дальше работать. Мы загрузили в Николя нужные программы. Да, он не может выучить таблицу умножения. Но с помощью умений способен играть на любом музыкальном инструменте. Возьмет его в руки, разберется, и станет играть.
— В музыкальную школу вас брать не хотели?
— Конечно, не хотели. В обычных школах не знали, как заниматься с таким ребенком. В музыкальных говорили — неспособный. В одной из них мне сказали: вам нужно учиться не здесь, а в Донецкой области. Я спросил: почему? «На Донбассе, — ответили, — есть шахты глубиной полтора километра. Там вас никто не услышит». Шутили они так. В Харькове 25 музыкальных школ, мы с Николя обошли 19. Нигде нас не брали. Сын не понимал, что ему говорят педагоги, чего от него хотят. Тогда я сам разработал специальную методику.
Для этого пришлось изучить труды всех великих педагогов. Макаренко, Сухомлинский в своих приемах опирались на доверие учеников. Педагог призван видеть в каждом ученике способности и превращать их в умения и желания. Ребенок должен сам хотеть научиться, а педагог обязан ему в этом помочь. Три главных условия: желание, повторение и умение. Но желание всегда главнее знания.
Музыка — та же математика. Я написал для Николя этюды и сказал: играй все подряд. Просто барабань по клавишам, куда попадаешь. И он стал играть: 50 этюдов по кругу. Играл день, второй, неделю. А потом кричит: «Папа, папа, у меня получилось!» Сначала один этюд получился, потом другой. Так он стал играть по нотам, слышать их, узнавать.
— У вас есть музыкальное образование?
— Нет, я работал художником-оформителем. Нотную грамоту учили всей семьей. Вместе с женой нашли в Интернете нотный стан, распечатали, посмотрели, как он выглядит, как выглядят клавиши фортепиано. Николя не может выучить музыкальное произведение на память. Поэтому он любое играет сразу с листа. Некоторые люди не понимают, как он это делает. А ты просто играй, не пропускай ничего, что написано в нотах. И все получится.
Я говорил одному из педагогов в музыкальной школе: «Давайте я буду бесплатно заниматься с детьми, они станут играть, как Николя». Мне ответили: «Ты что, Бог?» Но у меня все просчитано и все записано. Делаем вот это — будет вот так. С самого первого урока в детей нужно закладывать гениальность.
Точно так же я ходил по кабинетам академии физкультуры. Говорил, что придумал новую систему тренировок, по которой можно тренироваться, экономя энергию спортсмена. Результаты будут расти, а времени для восстановления не потребуется. Но меня даже не захотели слушать.
По моей методике Николя занимается с сентября 2008 года. Сначала наш «неспособный» ребенок стал усидчивым. Мог сидеть за фортепиано более четырех часов, играть с листа и петь любые произведения. Через два года занятий музыкой появилась социальная адаптация. К умению музицировать «привязались» и остальные навыки.
Семья мальчика живет очень скромно. До недавнего времени Николя играл дома на разбитом пианино «Чернигов» по имени «дрова», как называл свой инструмент подросток. Они с папой постоянно участвуют в музыкальных конкурсах. С трудом собирают деньги на вступительные взносы. Бывает, что выступать Николя приходится в дырявых ботинках. Но они с отцом словно не замечают житейских неприятностей.
У мальчика была мечта — выиграть международный конкурс и сыграть вместе с симфоническим оркестром. Исполнить ее помогла чудесная встреча.
— Хорошо, что мы в тот день не купили билеты в СВ, — вспоминает Любовь, жена дирижера Николая Лысенко — правнука великого украинского композитора Николая Лысенко. — Нашими попутчиками в поезде Харьков — Киев оказались Николя и его папа. Мы послушали их рассказ. Этот ребенок и вся его жизнь — чудо. Я подумала: «Дай Бог всем детям быть такими «необучаемыми», как этот мальчик. А всем родителям иметь столько желания и сил помочь, как у его отца. Жаль, что жюри конкурсов не знает, какой необычный путь прошел этот ребенок. Кстати, его отец тоже человек непростой судьбы. Он родился в вагоне поезда по пути на этап. Его родителей расстреляли, как «врагов народа». И сам он вырос в детском доме в Кисловодске.
Нужно было срочно помочь им собрать деньги на вступительный взнос конкурса Станковича, потому что тогда у него появится возможность сыграть с оркестром…
После просьбы жены дирижера мечта Николя осуществилась. На международном инструментальном конкурсе Евгения Станковича мальчик играл с Государственным академическим эстрадно-симфоническим оркестром под управлением Николая Лысенко. После совместного выступления дирижер сказал: «Это исключительный ребенок, его спас Бог».
Николя и его папа мечтают и дальше заниматься музыкой. Подросток признается, что музыка его спасла. И теперь он хочет выступать с концертами не только в Украине, но и за рубежом. Этим летом мальчик успешно сдал экзамены в высшее учебное заведение — Харьковское музыкальное училище имени Лятошинского.
— Как победитель международного конкурса исполнителей Николя мог не сдавать экзамены, — говорит на прощание отец. — Но он сам захотел. Диктант написал на 11 баллов, хотя ни дня не занимался в обычной школе. На фортепиано сыграл на 12 баллов, сольфеджио сдал на 11. Хотя этот предмет тоже не учил. Мы с женой растили гения и ни секунды не сомневались в его успехах. Сыну, как одному из лучших учащихся, пообещали повышенную стипендию.
На прощание Николя сыграл нам на скрипке.
— Скрипку для сына я сделал сам, — признался отец. — Мы извлекаем красивый сильный звук из любого инструмента. Если музыкант играет на улице, где шум, и ездят машины — вот как сейчас — и звук слышно всем, то это хороший инструмент. Я делал скрипки даже из остатков паркета. Одну из моих скрипок у нас купил дирижер Николай Лысенко, другую продали в Германии. Я могу делать недорогой инструмент с хорошим звуком. И нашим детям не нужно будет покупать китайские скрипки.
Сожалею, что моя педагогическая методика пока не нашла поддержки. Я послал письмо нашему министру образования. Она еще не ответила. Но поймите, сейчас мир меняется настолько стремительно, что детям уже не нужны просто знания. Они устаревают быстрее, чем дети заканчивают школу. Главное — научить человека учиться и быстро переучиваться. Все это есть в моей методике и опробовано на Николя. На ребенке, у которого такие серьезные проблемы. И в итоге — такие гениальные результаты. Если бы мы внедрили это в Украине, к нам приезжал бы учиться весь мир…

*Отец юного музыканта Николай Сараев разработал уникальные педагогические методики, с помощью которых можно гармонично развивать каждого ребенка. Фото автора


Комментариев нет:

Отправить комментарий