вторник, 8 августа 2017 г.

О ЧУДЕСАХ И ВЕРЕ

                          О чудесах и вере в Бога.                  
  Борис Гулько

 Рациональная картина мира, как почти все науки, была создана в античной Греции. Демокрит в 5-4 веках до н.э. догадался, что наш мир состоит из атомов, и всё сущее объяснил их взаимодействием. По свидетельству Секста Эмпирика, Демокрит считал, что «мы пришли к мысли о богах от происходящих в мире необыкновенных явлений». Эпикур на век позже предложил формулу атеизма: «Истинно только то, что доступно наблюдению или уловляется броском мысли», то есть рационально.
Согласимся с Демокритом, что вера в Бога завязана на чудеса. Тора сообщает о них: Вселенная и Земля не существовали всегда, как полагал Аристотель, а были чудесным образом созданы Творцом. Адама Творец слепил из земли, а Еву создал из адамова ребра. Ни «наблюдением», ни «броском мысли» к такой версии не прийти, а только через полученное из Торы откровение.
Рациональная наука сегодня, правда, пришла к теории «Большого взрыва», по форме совпадающей с библейской версией, и возникновение Земли уже не выглядит таким уж чудом. Из ребра человека, имеющего полный набор его генов, вполне можно без всяких чудес соорудить человеку двойника («кость от кости моей и плоть от плоти моей» (Бытие 2:23) – определил Еву Адам). А что пол у Евы оказался другой – так сейчас пол человека стал делом наживным. Ничего особо чудесного.
Напротив, многое, обыденно наблюдаемое нами вокруг, выглядит реальным чудом. Прелестная бабочка, чудо как хороша, попархав денёк, зарывается в землю и со временем превращается в противную гусеницу. А та, поползав, вновь обращается в бабочку. Это чудо, аналогичное сказке о Царевне-Лягушке, похлеще, чем производство клона из ребра Адама. Или беспомощное дитя, способное, казалось, лишь переваривать материнское молоко, обнаруживает связь звуков с предметами и абстрактными понятиями, научается эти звуки издавать и в короткий срок овладевает бесконечно сложным инструментом речи. Где вы видели большее чудо?
Установив, что различие между чудесами и обыденными процессами условно, мы обнаруживаем, что в жизнеописании еврейских патриархов Авраама, Ицхака и Якова-Израиля, на котором основан иудаизм, чудес практически нет. Авраам, правда, слышал Всевышнего, но также Его голос слышали многие пророки. В старину существовали даже школы пророков, учившие слышать Его. Когда в 4 веке до н.э. пророчества прекратились, остаточный след этого умения, подтверждающий его возможность, остался в форме патологии синдрома Кандинского-Клерамбо, свидетельствующего о шизофрении слышащего голоса.
Авраам с отрядом в 318 человек сумел победить армию четырёх царей, «и разбили врагов, и гнали их до Ховы, что к северу от Дамаска» (14:15). Подобное чудо в тех же местах с примерно тем же соотношением сил израильтяне повторили в июне 1967 года в ходе шестидневной войны.
Нашим праотцам, обладавшим выдающимися духовностью, интеллектом и интуицией, для познания существования Высшей Силы и установления связи с Ней, нарушения законов природы не требовалось. Такой же естественной была связь с Творцом у наших великих царей Давида и Шломо, тоже чудес не совершавших.
Иной случай Моше. Он сам чудес тоже не совершал, но был инструментом для их свершения. Моше, направляясь к фараону с просьбой отпустить евреев, получил от Всевышнего чёткую инструкцию: «Если скажет вам фараон, говоря: "Дайте о себе доказательное чудо," то ты скажешь Аарону: "возьми посох свой и брось пред фараоном"; он сделается змеем... И бросил Аарон посох свой пред фараоном и пред рабами его, и тот сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и сделали и они, волхвы Египетские, своими чарами то же. И бросили они каждый посох свой, и те сделались змеями; но посох Аарона поглотил их посохи» (Исход 7:9-12).
Мне представляется, что сам Моше должен был удивиться такому завершению представления. Но зачем были нужны все свершавшиеся чудеса, включая 10 казней египетских? Не мог ли Господь магическим действием просто перенести евреев из Египта в Землю Израиля?
Сам Он объяснил смысл чудес, сопровождавших наш выход из Египта: «И узнают Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Исраилевых из среды их» (7:5). Но египтяне остались идолопоклонниками. Потребовалось ещё 13 столетий, чтобы среди «египтян»  – к тому времени Египет стал греческим царством – начало распространяться единобожие в христианской версии. Чудеса нужны для влияния на души неразвитые, действуют медленно, и не всегда.
Евреи к концу своего египетского рабства опустились, по мнению наших мудрецов, на 49 из существующих 50 ступеней нечистоты и были на грани необратимого. На выход из Египта оказалась способной лишь пятая часть евреев. Но и их происходившие чудеса меняли трудно.
Может быть, поэтому, «когда Фараон отпустил народ, Бог не повел их по дороге земли филистимской, ибо близка она» (13:17). В качестве образовательной меры для евреев было заготовлено ещё одно чудо, возможно, величайшее в истории: «И сказал Господь Моше: что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Исраилевым, чтобы они двинулись. А ты подними посох твой и простри руку твою на море, и рассеки его, и пройдут сыны Исраийлевы среди моря по суше» (14:15-16).
И действительно – «увидел Израиль силу великую, которую явил Господь над Египтянами, и благоговел народ пред Господом, и поверили в Господа и в Моше, раба его» (14:31). До этого, значит, не очень верили. Но уже вскоре евреи совершили грех Золотого тельца. Только после 40 лет пребывания в пустыне и обучения божьей премудрости под руководством Моше евреи достигли уровня, необходимого для вступления в Святую Землю.
Прошло ещё почти 5 столетий, и царь Израиля Ахав с его женой-идолопоклонницей Иезавель растлили евреев на поклонение Баалу и Астарте. Исправить дело был послан пророк Элиягу.  Пророк продемонстрировал народу великое чудо на горе Кармель. «И увидел (это чудо) весь народ, и пал на лицо свое; и сказали (люди): Господь – Он Бог, Господь – Он Бог» (Книга царств 1 (18:38-39). После этого народ схватил, а Элиягу зарезал всех 450 пророков Баала.
Но на следующий день «послала Иезавель посланца сказать Элиягу: завтра в эту же пору сделаю с твоею жизнью того же, что (сделано) с жизнью каждого из них (пророков Баала)» (2:39). То есть эффект от содеянного на горе Кармель чуда должен был выветриться из сознания народа уже на третий день. Это вновь показывает ограниченную эффективность чудес. Потребовались три тысячелетия напряжённой духовной и интеллектуальной работы евреев, создание Мишны и Гемары, десятки поколений мудрецов, написавших сотни трудов на тему иудаизма, чтобы религиозные евреи достигли сегодняшнего уровня естественной близости к Творцу. Проявление воли Творца рассматривается ими не как чудо, а как естественный ход вещей.
Актом распространения единобожия среди язычников («египтян») стало приобщение их к христианству – к версии иудаизма для неевреев, как назвал христианство в своей книге «Две тысячи лет вместе» Пинхас Полонский. Важнейшим шагом к просвещению язычников стал перевод в 3 веке до н.э. Торы на древнегреческий – Септуагинты – выполненный семьюдесятью еврейскими мудрецами благодаря энергии и деньгам греческого правителя Египта Птолемея II. Уже эта работа, по легенде, явила язычникам чудо: мудрецы трудились независимо друг от друга, но все сделали идентичный перевод – слово в слово.
Для убеждения язычников требовались события сверхъестественные. Поэтому новой религии – или старой – версии иудаизма для неевреев, понадобился сверхъестественный основатель, непорочно зачатый и воскресший после смерти на кресте. Если бы не эта сверхъестественность, то Иисус рисковал остаться одним из еврейских проповедников, обладавшим необыкновенным даром врачевания, тем, кого в наши дни зовут экстрасенсами.
1000 лет православия на Руси дали невзрачные результаты. Катастрофа русской революции с полным пренебрежением христианским людом заповеди «Не убей» повергла страну в десятилетия кровавого атеистического кошмара. Вина на нём лежит не только на всевозможных марксистских искусителях, но и на провале церкви, не сумевшей привить людям библейскую мораль. 
Тем не менее, не нашлось ныне на Руси другого заменителя обанкротившейся атеистической идеологии, кроме как православия. И вновь, для его возрождения, возникла потребность в чудесах.
Так сложилось, что в последнее время я обсуждал основы их веры с несколькими православными священниками, некоторые из которых имеют еврейские корни. Священник Гуревич в своей статье поминает: «Апостол Павел в одном из своих посланий пишет, что если не было Воскресения Христова, то тщетна вера наша и упование...» и заключает: «Поэтому факт Воскресения Христова – одна из самых важных… может быть наиважнейшая из основ нашей веры». Ещё определённее утверждение в письме священника А.Л.: «Если Христос умер и воскрес – истинна наша вера». То есть вера этих поводырей народа зиждется на чуде воскрешения.
Тора описывает воскрешение пророком Элишей умершего юноши, ставшего известным позже как пророк Иона, три дня проведший во чреве рыбы. Это второе событие удивительнее первого, но основой веры, как и первое, не стало. Так что такого убеждающего в чуде воскрешения?
Я задал священнику Гуревичу давно интересовавший меня вопрос: мы знаем, что души бессмертны, и, покинув этот мир, до воскрешения мёртвых, предсказанного пророком Иезекиелем, пребывают в высших мирах. Материальное тело не может попасть в духовные миры, в нематериальное место. Где тогда пребывает Иисус со своим телом?» Ответа не получил.
Российская пресса сейчас полна публикациями о чудесах, связанных с возрождением православия. Плачут иконы. А.Косован в журнале Сноб сообщил, что «в Москве очередь к мощам Николая Угодника отстояли два миллиона человек». Член Думы Н. Поклонская поведала о мироточении (мирра истекала) в Симферополе бюста канонизированного русской церковью Николая II. «Они (царская семья) погибли для того, чтобы сделать Россию процветающей и великой», разъяснила депутат. Это о царе, позволившем или повелевшем расстрелять в Кровавое воскресение 1905 года толпу, шедшую к нему с иконами и прошением; о царе, втравившем Россию в бессмысленную войну, погубившую её.
Много в России публикаций о чуде Благодатного огня, раз в год перед пасхой вспыхивающего в Иерусалимском Храме Воскресения Христова. Уже много лет этот огонь специальным рейсом доставляют в Москву. Описание этого явления и рациональную версию его объяснения можно найти в статье, помещённой в Википедии.
Меня явление этого огня озадачивает: непременное свойство чудес – их единоразовость. Например, если бы раз в год, в годовщину выхода евреев из Египта, расступалось Красное море, то этот феномен из чуда превратился бы в явление природы, вроде приливов и отливов. Разве не чудо появление весной на голых деревьях листьев, потом цветов и плодов? Нет, не чудо – это происходит регулярно, каждый год. Как Благодатный огонь.
Одно чудо, связанное в России, возможно, с православием, отметил видный социолог Давид Голдман. Свои теории он строит на анализе демографии стран и народов. Голдман пишет: «Только в одной крупной стране население вернулось из демографического краха, и это Россия. После крушения коммунизма русские женщины приносили в среднем по 1,1 ребёнка. С тех пор показатель поднялся почти до 1,8 ребёнка, чуть ниже американского уровня. Демографы еще не предложили адекватного разъяснения этого беспрецедентного разворота, но я подозреваю, что он совпадает с возрождением религии в бывшей крепости атеизма. Около 80% российских женщин теперь определяют себя православными христианками, по сравнению с 30% сразу после краха коммунизма».

Это пример обыденного чуда. Когда в старой Европе и католицизм, и протестантство умирают, увлекая население в демографическую яму, в России православие даёт стране и её народу надежду на спасение.

2 комментария:

  1. Это демографическое "чудо" легко объяснить сравнив темпы прироста населения с ростом цен и зарплат за тот же период. Сразу после крушения коммунизма в России (по крайней мере у нас в Питере) была астрономическая безработица, люди с высшим образованием становились "челноками", торговали в ларьках на рынке. Зарплату платили раз в погода и т.д. Естественно рождаемость упала. Потом ситуация стабилизировалась, уровень жизни вырос и соответственно увеличилась рождаемость. Даже самые православные россияне это отлично знают и не связывают эти процессы с религией. Похоже Гулько, живя "за бугром" очень слабо понимает, что происходит в России.

    ОтветитьУдалить