четверг, 24 августа 2017 г.

Феникс, всегда восстающий из пепла

Феникс, всегда восстающий из пепла

Фото: Инстаграм @mshnurova
Я просто обязан о Шнурове написать. Ну, буду иметь в виду его «Экспонат», например (см. тут, только опечатка там: не «мне нужны твои деньги», а наоборот – «НЕ нужны»). Потому обязан, что в этой (и не только) вещи есть скрытый смысл. И он не совсем такой, как кратко и хлёстко своё творчество озвучил сходу на интервью у Познера Шнуров: «“Ленинград” [так называется группа Шнурова] здесь выполняет функцию… ту энергию бесконечно, там, русского самоедства какого-то, самоуничижения мы перерабатываем с каким-то… со знаком плюс, да. Это, собственно говоря, такой… эсхатологический восторг, да… Вот ядерный гриб перед вами разворачивается, а вам не страшно – вы восхищены этим зрелищем».

Попутно – немного о теории искусства:
«Познер: Вы подчас предпочитаете не отвечать на вопрос, который вам задают и уходите довольно интересным способом. Ну, например. Вас спросили, как вы относитесь к троллингу. Ну, намёк был понятен, потому что имелось в виду, что вы сами этим занимаетесь со своей группой и даже без группы. Вы отвечаете так: «Что такое троллинг? Про любую вещь можно сказать, что это троллинг, точно так же, как и про пиар. Когда ты что-то называешь троллингом, пиаром, этими совершенно непонятными словами, ты как бы делаешь сложное простым. Но на самом деле не отвечаешь ни на один вопрос. С таким подходом можно сказать, что Эйнштейн и теория относительности это тоже троллинг». Теперь смотрите: вы же прекрасно понимаете, что цель у троллинга – это как раз дразнить, доставать. Цель Эйнштейна совершенно не такая. У него такой цели нету.
Шнуров: Давайте возьмём Микеланждело и Давида. У него ж была цель достать людей, наверняка, великаном произвести впечатление. Это как?
Познер: Нет. Это разные веши.
Шнуров: Задачи искусства…
Познер: Минуточку. Произвести впечатление – это, может быть, очень позитивная вещь. Троллинг – это всегда негатив.
Шнуров: Почему?
Познер: Ну как? Достать, рассердить, дразнить.
Шнуров: Хорошо. Тогда весь футуризм – это, собственно говоря, такой троллинг, который… Негативная пощёчина общественному вкусу… Что такое троллинг? Это просто задеть человека, чтобы его задеть. Без какой-либо другой цели. Чтобы вызвать у него негативную реакцию. В этом смысле троллингом, конечно же, я не занимаюсь» (Там же).
Оба не знают теории художественности по Выготскому. Она одним словом такова: дразнение. Двумя: дразнение противочувствиями. А ещё несколькими: ради возбуждения третьего, нецитируемого, возвышения чувств. Катарсисом его предложил назвать Выготский. И катарсис неосознаваем. Озарение (словами), что он выражает, возможно, только после акта восприятия – в последействии искусства. Которое ещё хорошо, если случится. Чаще не случается. И нужна помощь специалиста – критика. А иногда и века проходят без интерпретации.
Не мудрено, когда всё это не доходит до сознания, и Познер (для себя и многих не позорно) не различает дразнение в троллинге и дразнение в искусстве.
Это плохо доходит до сознания, тем более что теория Выготского категорически никем в науке об искусстве не применятся. Хоть стихийно она применятся всеми художниками. Тем же Шнуровым. Без ясного осознавания этого. (А Познер – журналист – вообще далёк от этих сфер, с него и спрашивать грех.)
Насколько Шнуров идеалист – настолько он и матерщинник. Как и Высоцкий – хрипун. Оба – спасатели страны. Высоцкий – от впадания её в капитализм. Шнуров – от безнадёжности погрязания её в капитализме.
Капитализм – это обращение в человеке к тому, что ниже пояса (почему он и силён).
Иные подобное лечат подобным. Вот у одного – хрип, у другого мат. И «постельные тона». И – заросшая щетиной рожа Шнурова.
И ограниченность героини, особенно выделяющаяся на фоне Абсолюта (кого в первую очередь называют из художников? – Леонардо и Ван Гога): «На выставке Ван Гога, я – главный экспонат!» И вся эта изнанка женской жизни, которую не показывают, а Шнуров – наоборот. – От ненависти к глубине падения России в маразм Потребления. И к мизерности остатков генетической памяти об антипотреблении.
Казалось, когда город назывался Ленинград, у Высоцкого ещё был какой-то шанс встряхнуть нас от обывательского сна приспособленцев для настоящей жизни. Но какой шанс остался для этого же у Шнурова через 40 лет после Высоцкого? Через четверть века после реставрации капитализма?
Или как раз от безнадёжности и рождается надежда? Безумная.
Понятно, что Шнуров считает своими врагами и патриотов, и либералов. И те и те видят будущее России капиталистическим. Только одни – с независимостью от США, другие – с зависимостью, раз уж мир такой застали, однополярный. И оба – в комфорте.
А Шнурову не столько возвращение в прошлое нужно (раз группу назвал «Ленинград»), сколько вообще в коммунизм (по пути к которому не шли в бытность города Ленинградом, в бытность, лживо почитавшую Ленина). Вообще невероятица Шнурову нужна (рай на земле, отголосок которого – в виде мечты-свадьбы – ослепительно мелькает и в самом клипе). Невероятица! И оттого он так парадоксально творит.
Но он политического тона не осознаёт в себе. Что и обеспечивает ему художественность его клипов.
Согласитесь, что здорово – быть аполитичным в эстетике: считать художественным только то, что идёт от подсознательного идеала, то есть выражено не прямо, не образно, а противоречиями «текста».
Не зря теория Выготского никем не применяется для выявления художественности. – Слишком политизированным стал мир, чтоб допустить к себе такую аполитичность. И кто ж из критиков, зарабатывающих вокруг искусства, захочет лишить сам себя заработка…
С. Воложин

Комментариев нет:

Отправить комментарий