вторник, 4 июля 2017 г.

ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД АЛИСЫ

Алиса из Страны Чудес на фото и рисунках Льюиса Кэролла


4 июля 1862 года Чарльз Лютвидж Доджсон сочинил невероятную сказку о приключениях Алисы. Сегодня мы сравниваем историю реальной и сказочной героини, глядя на многочисленные фото Алисы Лидделл, сделанные самим Льюисом Кэроллом, и листая рукопись книги с его иллюстрациями. Похожа?

Появление Страны Чудес и ее первых изображений

История, известная миру под названием «Алиса в Стране Чудес», была придумана 30-летним оксфордским преподавателем математики, преподобным Чарльзом Лютвиджем Доджсоном (1832—1898), во время лодочной прогулки по Темзе,которую он совершал вместе с другом Робинсоном Даквортом и сестрами Лидделл(13-летней Лорины, 10-летней Алисы и 8-летней Эдит) — дочерьми декана колледжа Оксфордского университета Генри Лидделла. Барышни скучали, и Доджсон рассказывал придуманные истории о девочке Алисе, импровизируя на ходу — или же на плаву? Настоящей Алисе история с приключениями понравилась, и она попросила записать ее. Доджсон, хоть и не сразу, приступил к работе и начал записывать историю более складным языком, щедро приправляя ее парадоксами,пародиями и иносказаниями. К Рождеству 1964 года подарок Алисе Лидделл был готов — затейливо оформленная рукопись «Приключения Алисы под землей» с 37 иллюстрациями автора: в ранней юности Доджсон, который позже взял псевдоним Льюис Кэрролл, всерьез подумывал стать художником. И, хотя судьба его сложилась иначе, автор «Алисы…» оказался способным изобразить ключевые моменты своего весьма оригинального сочинения.
Здесь и далее все иллюстрации — со страниц рукописи Кэролла с рисунками автора.
На рисунках рукописи — «Алиса для Алисы»: типичная викторианская девочка,собирательный образ, в котором нет-нет, да и проглядывают черты реальной барышни Лидделл. Ну, а на последнем из рисунков была совершенно точно изображена реальная Алиса. Вот только обнаружили это лишь в 1977 году: автор поверх рисунка наклеил фотографию героини, сделанную им самим. Математик и писатель Льюис Кэррол, как признают сегодня, был еще и одним из лучших фотографов Викторианской эпохи. И, хотя эта часть его творческого наследия в наше время вызывает многочисленные дискуссии, выделим главное: фотографии Алисы Лидделл.
  • Страница рукописи с портретом Алисы Линделл
  • Фото Алисы Лидделл (1860 г.), наклеенное Кэроллом поверх рисунка

Льюис Кэролл: фотография как призвание

Кэрролла приобщил к фотографии его дядя Роберт Уилфрид Скеффингтон Лютвидж летом 1855 года, когда у юноши были каникулы. Через полгода Чарльз пишет: «Написал дяде Скеффингтону, прося достать мне фотографический аппарат, поскольку хочу найти для себя занятие, помимо чтения и сочинительства». Весной в Лондоне состоялась покупка оборудования, и в биографии уже Льюиса Кэролла (в том же году он взял ныне знаменитый псевдоним, публикуя свою поэму), наступает эра фотографии, которая продлилась до 1880 года. Кэролл всерьез думал о том, что фотодело принесет ему заработок, однако быстро стало ясно, что это его увлечение, хоть и серьезное, — все-таки хобби. Кэролл уделял фотографии много времени: утро было отведено преподаванию, вечер посвящен подготовке к занятиям,днем же царила фотография. Он оборудовал фотостудию в Оксфорде над своими жилыми апартаментами, в мансарде, и там хранил всевозможный реквизит — от нарядов до игрушек. К созданию фотопортретов относился очень серьезно: продумывал композицию,расположение героев съемок, их позы, жесты… Кэролла признавали профессионалы — недаром ему соглашались позировать знаменитости, ну, а родители давали разрешение на фотосъемку своих детей (важный момент).

Автопортрет Льюиса Кэролла, 1857 г.

В фокусе - Алиса и ее семья

24-летний Кэрролл встретил в саду детей Генри Лидделла весной 1856 года и попросил у родителей разрешения сделать фото девочек. Алисе тогда было 4 года: очаровательный, непосредственный ребенок. Преподаватель сдружился с семьей декана, он часто бывал у них в гостях: к шуму-гаму будущему писателю было не привыкать — у него было семь сестер и три брата, так что в доме, где было четверо детей, он чувствовал себя, как рыба в воде.
Эдит, Лорина и Алиса Лидделл (лето 1858 г.)
Алиса росла, Кэролл делал новые фотопортреты — не только ее, но и других девочек, отношение с которыми расценивал совершенно однозначно как дружбу. С художественной точки зрения снимки Кэролла — не только детей, но и чинных мужей, почтенных семейств, знаменитостей, — отличает стремление показать характер персонажей, запечатлеть живое мгновение (несмотря на то, что фото — постановочные), умение выстроить композицию — не без театральных эффектов.
«Рот открой — глаза закрой» — сестры Лидделл и вишни (фото 1860 года). К слову, если увидите «шокирующий снимок Алисы,
целующей Льюиса Кэролла» — не сомневайтесь: это довольно топорный фотомонтаж. Фигура Алисы взята именно с этого снимка.
Алиса, Лорина и Эдит Лидделл (1858 год, Алисе здесь 6 лет). Фото опубликовано в блоге правнучки Алисы Лидделл, Ванессы Тайт (Vanessa Tait), 7 июня 2015 года.
Самое известное фото Кэролла с Алисой Лидделл, как гласит подпись — «в образе нищенки». 1858 год
2017 год — юбилейный не только для чудесной истории, но и
для Алисы Лидделл: она родилась 4 мая 165 лет назад





Алиса Плезенс Лидделл (Alice Pleasance Liddell. 4 мая 1852 — 15 ноября 1934) была четвертым ребенком в семье — после нее у четы Лидделл еще рождались дети. Из десятерых до 30 лет дожили восемь. У девочки имелись способности к рисованию: ей давал уроки сам Джон Рескин, известный художник и критик. Отец был дружен с прерафаэлитами — как, к слову,и Льюис Кэролл, сдружившийся с Россетти и его семьей и сделавший немало их фотографий.
«Книжную» Алису Кэролл рисовал отчасти по фотографиям девочки, отчасти — с натуры, причем позировала порой не Алиса Лидделл, а ее младшая сестра. Реальная Алиса к тому времени по возрасту переросла свою книжную героиню.

Комментариев нет:

Отправить комментарий