вторник, 6 июня 2017 г.

ОБНАЖЕННАЯ КТУБА

ОБНАЖЕННАЯ КТУБА



    В Израиле на свадьбу принято приглашать всех. На всякий случай, чтобы не обиделись. Всех, кого вспомнят жених и невеста, и папы и мамы, и дедушки и бабушки брачующихся… В общем, как писал в «Винни-Пухе» А. А. Милн в переводе внука первого нижегородского казенного раввина Б. Заходера, всех Родственников и Знакомых Кролика.
    И каждый, кто побывал на такой традиционной свадьбе, конечно же, запомнил и навес-хупу, и невесту под фатой, и кольцо, и раздавленный ногой жениха бокал, и оглашение ктубы, то есть брачного договора.
    Институция ктубы – очень древняя (Рамбам считал, что она появилась в начале эпохи Второго Храма) и очень передовая. Дело в том, что ктуба призвана гарантировать имущественные права женщины на случай смерти мужа или развода с ним, а также предписанные Торой брачные обязанности мужа – обеспечивать жену «пищей, одеждой и супружеским сожитием» (Исх. 21:10).
    Залогом выплат вдове или разведенной женщине служило все наличное и нажитое в браке имущество жениха. Означенная в брачном договоре сумма выплат составляла обычно все приданое невесты с добавлением трети стоимости приданого и определенной «прибавки». Документ подписывался женихом и двумя свидетелями перед свадьбой и передавался невесте во время брачной церемонии. Кстати, считался он настолько важным, что мужу и жене запрещено было находиться в одном доме без подписанной ктубы.
    С течением веков традиционная, составленная на арамейском языке ктуба – слово это означает буквально «документ, запись» – претерпела немало изменений. У неортодоксальных евреев сегодня в ходу ивритские и английские, «консервативные» и «реформистские», «секулярно-гуманистические» и даже межконфессиональные версии.
    Но как бы ни выглядела ктуба, она всегда оставалась важной частью еврейского ритуального искусства. Безусловно, далеко не всякий мог позволить себе те изумительные, красочно исполненные брачные договоры, что гордо хранят ныне музеи и частные коллекционеры. Эти фантастически изукрашенные листы заказывались лучшим писцам и художникам и обходились состоятельным семействам в немало золотых. В наши дни они стоят многие тысячи…
    Один из таких экземпляров был продан 19 ноября 2015 года нью-йоркским аукционным домом «Кестенбаум и компания» за солидную и круглую сумму в 60 тысяч долларов. Надо сказать, что «Кестенбаум и компания» – большие специалисты и эксперты в иудаике, но эта римская ктуба 1757 года поставила их в тупик. Вплоть до того, что в каталоге были омечены «кажущиеся несообразными» элементы дизайна.
    Что же такое «несообразное» заметили эксперты «Кестенбаум и Ко»? Внимание их, понятно, приковали отнюдь не стандартные цветочные мотивы, короны и львы Иудеи. Нет – развеселый мастер Шмуэль Маноах украсил ктубу не только изображениями обнаженных ангелочков-путти, но и полуголых и совсем голых женщин!
    Римская ктуба 1757 г. Мастер Шмуэль Маноах.
    Одна из женщин, полуодетая аллегория правосудия с подобающей повязкой на глазах, восседает в левом верхнем углу листа, держа в руках весы и топор. Справа от нее – и вовсе обнаженная женская фигура; в руках у нее держава и оливковая ветвь, общепринятый символ мира. Над женщиной избражена белая лилия, христианский символ чистоты и греческий – материнства.
    Эксперты в недоумении. «Почему для еврейских жениха и невесты были выбраны именно эти аллегории – вместо ожидаемых аллегорий любви, брака и семейной жизни?» – задается вопросом каталог.
    Возможный ответ заключен в именах жениха и невесты: Исаак Мозес (Моисей), сын Шабтая Цадика, и Ханна (Анна), дочь Мордехая Цви. Библейский Моисей вершил правосудие и заложил основы судопроизводства. Библейская же пророчица Анна была бесплодна, пока не вымолила у Господа дитя – будущего пророка Самуила.
    Но постойте! Погодите! Обнаженные женщины на еврейском религиозном документе? Как такое может быть?
    Если это покажется нам удивительным, то только потому, что мы не слишком хорошо знакомы с еврейским искусством.
    Так, например, в собрании библиотеки Бейнеке (Йельский университет) хранится французская ктуба 1690 г. с изображением множества обнаженных фигур, в том числе Адама и Евы, привольно растянувшихся под Древом познания.
    Брачный контракт 1690 г. (Ницца)
    На итальянской ктубе 1805 г. из библиотеки Конгресса две обнаженные женщины изображены по бокам Моисея, держащего скрижали Завета. Две другие указывают на вступительный текст: «С радостью и пожеланиями счастья жениху, невесте и всему Израилю…»
    Итальянская ктуба 1805 г. из библиотеки Конгресса
    Можно вспомнить и итальянскую ктубу 1756 г. из коллекции Нью-йоркской публичной библиотеки, украшенную фигурами обнаженной женщины и двух путти.
    Ктуба. Италия, область Эмилия-Романья, 1756 г.
    Все это – лишь некоторые из многочисленных примеров «ню» на еврейских религиозных документах. В сегодняшней ортодоксальной общине они могут являться абсолютным табу, но тем не менее составляют давнюю и несомненную часть еврейской традиции.

    По статье М. Векера и другим источникам: Сергей Шаргородский

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий