Маркс выходного дня. Часть 2: «Мир, в котором все откажутся считать себя товаром»
150 лет назад в Гамбурге был опубликован «Капитал» Карла Маркса. Книга, которая необратимо изменила этот мир и наше понимание собственной истории. Каждую субботу писатель и теоретик марксизма Алексей Цветков будет рассказывать на «Снобе» о том, как читать «Капитал», что хотел сказать Маркс и почему его поняли именно так. Цветкова задержали на митинге 12 июня, но это не помешало ему подготовить вторую часть серии
+
-- Иллюстрация: Мария Аносова
Часть 1 читайте здесь.
Как устроен «Капитал»?
Изначально Маркс планирует шесть томов, но в итоге останавливается на четырехтомной структуре.
Второй (1885) и третий (1894) тома составлены и опубликованы Энгельсом по оставшимся после смерти автора черновикам. Эту работу продолжил теоретик немецкой социал-демократии Карл Каутский, который опубликовал четвертый том в 1905 году.
В первом томе дан генезис системы — общая картина развития капитализма.
Второй том главным образом посвящен воспроизводству капитализма как системы баланса и роста. Отношения между средствами производства и предметами потребления объясняются там прежде всего как философская проблема.
В третьем томе Маркс показывает тенденции к изменению динамики нормы прибыли, предлагает свою теорию финансовых кризисов, дает прогноз развития банковской системы и рассматривает разницу между специфически «классовыми» и «нейтральными» функциями государства. Впрочем, этот том как раз и обрывается на главе, в которой автор должен дать окончательное определение классов.
Четвертый том, в котором Маркс критикует основные идеи известных ему экономических теорий, попутно описывая исторические условия и классовую ангажированность самих этих теорий, не всегда включают в канон, считая, что в этом томе наиболее велико «редакторское искажение» первоначального замысла.
Классовая борьба и бесклассовая мечта
Марксисты считают, что ни одну вещь на свете нельзя понять без анализа породившей ее исторической ситуации, особенно когда речь идет о книге.
Как признавался сам Маркс, во время работы над «Капиталом» его прежде всего вдохновляло движение за освобождение рабов в Америке, создание «Международного товарищества рабочих» и польское восстание.
Рабочий класс Британии проделал к тому времени серьезный политический путь. С 1811 по 1817 годы британский пролетариат боролся с машинами, пожиравшими рабочие места: деструктивное, но массовое движение луддитов помогло рабочим осознать себя как класс с собственными интересами и особой судьбой в истории страны. Класс, предназначенный для обслуживания других, все яснее сознавал свою уникальную политическую миссию. В 1819 году в Манчестере стотысячный марш рабочих разогнала кавалерия. В 1824 году английский парламент под нажимом массового движения снизу был вынужден признать право профсоюзов на существование и участие в политике. В 1840-х рочдельские ткачи создали первый потребительский кооператив, и этот опыт был повторен в крупнейших британских промышленных центрах, а потом и по всей Европе. Чартистское движение за рабочие права стало силой, с которой теперь считался правящий класс. Рабочие были готовы превратить свой численный перевес в политическое преимущество.
Марксистский анализ капитализма построен так, чтобы показать главное противоречие системы, делающее рабочий класс из экономического субъекта политическим, сформулировать великое призвание тех, кто лишен доли в прибыли и вынужден ежедневно продавать себя.
По Марксу, пролетариат преодолевает собственное положение, уничтожая своего противника и открывая дорогу в новое общество новых людей, где будет упразднено государство.
Свобода возможна только как сознательное участие во всеобщей судьбе, а пока что каждый участвует в сборке большой машины, которая отрицает каждого. Послушная деталь капиталистического механизма, создающая прибыль и воспроизводящая власть получателей этой прибыли, готовит условия для собственного освобождения. Мы, пролетарии, воспроизводим чужую власть каждый день, почти автоматически повторяя привычные с детства социальные ритуалы, на которых тут «все держится».
Представление о справедливости обычно возникает у нас, когда мы сравниваем наше положение с положением других людей. Маркс ставит своей целью рационализацию самого понятия справедливости, понятой как истина в действии.
Он хочет сделать неравенство предметом точного доказательного знания. Знания, на пути которого стоит товарный фетишизм, ведь фетиш есть прежде всего отказ от полного знания, поощряемый системой как «адекватность».
История людей не заканчивается капитализмом, и настало время определить, что такое справедливость на языке формул. Их будет много в «Капитале».
На определенном уровне развития производительных сил и отношений неизбежно возникает категориальный аппарат освобождения трудящихся, потому что вся прежняя политическая конструкция больше не соответствует новым производительным силам.
Цель Маркса – распознать напряженное противоречие между трудом и его капитализацией. Разбудить политический аппетит производителей. Освободить труд от его стоимостной формы в республике свободных работников. Привести форму присвоения результатов труда в соответствие с уже достигнутым способом производства. Это будет выглядеть как юридический запрет наемного труда и его всеобщее осуждение, подобно тому, как на старте цивилизации были запрещены людоедство и инцест.
На новом уровне политической культуры народа труд станет самореализацией, проявлением солидарности, сознательным участием в общей истории и больше не будет нуждаться в материальных стимулах. Человечество начнет планировать свое будущее, не жертвуя этикой. Мир, в котором все откажутся считать себя товаром, и сам перестанет быть товаром.
Альтруизм и эмпатия сделаются основой всех связей внутри общества изобилия и безвозмездных отношений, когда им перестанет мешать такая иррациональная вещь, как частная собственность на средства производства и «ложное сознание», неизбежно порождаемое институтом такой собственности.
У Маркса нигде нет точного описания этой новой общественной модели самоорганизации. Гораздо важнее для него было поймать тенденцию, понять направленность становления, нежели дать некие вечные рецепты, истинные для любых будущих ситуаций.
В «Капитале» окончательное оформление получила эксцентричная теория Маркса, которая изменит цивилизацию за полтора века сильнее, чем христианство изменило мир за две тысячи лет.
Г-н Красильщиков, я понимаю, что Вы повесили этот панегирик бородатому выкресту, как иллюстрацию утопичности и пустословия его сказок. Но даже с такой целью наверное не стоит предоставлять информационное поле для распространения бредней, которые привели к горам трупов и неисчислимым страданиям сотен миллионов людей "...за полтора века сильнее, чем христианство ... за две тысячи лет".
ОтветитьУдалить