ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ
д-р Исраэль Эльдад
День Независимости.
Отрывок из книги воспоминаний "Первое десятилетие", 1950 г.
Предисловие переводчика
Исраэль Эльдад (Шайб) (1910-1996) - публицист, философ, учитель, был идеологом и одним из руководителей подпольной организации ЛЕХИ.(ЛЕХИ - сокращение от "Лохамей Херут Исраэль", букв. "Борцы за свободу Израиля" - еврейская подпольная организация, действовавшая против британского мандата в Палестине с 1940 и до основания государства Израиль в 1948. Была организована выходцами из Иргуна, которые не согласились с политикой прекращения борьбы против Великобритании на время Второй мировой войны).Эльдад родился в Галиции, учился в Венском Университете, где получил степень доктора философии. После окончания учебы преподавал ТАНАХ в Учительской семинарии в Вильнюсе, параллельно с этим был одним из руководителей БЕЙТАРА в Польше.С началом Второй Мировой войны ему удалось по поддельным документам бежать в Эрец Исраэль, где он продолжил свою общественную и публицистическую деятельность в рядах ЛЕХИ. После гибели Авраама Штерна ЛЕХИ возглавил Центр, состоящий из 3 человек - Ицхака Шамира, Натана Елин-Мора и Исраэля Эльдада. Эльдад стал одним из главных идеологов ЛЕХИ.В 1944 г. в гимназию, где Эльдад работал учителем, пришли представители властей с целью арестовать его. При попытке к бегству, он упал с четвертого этажа, получил сильную травму позвоночника и, закованного в гипс, его поместили в тюрьму на Русском подворье, а позднее перевели в лагерь в Латруне. В 1946 г в результате дерзкой операции, проведенной ЛЕХИ, Эльдада удалось похитить из клиники др.Троя в Иерусалиме, куда он был под конвоем привезен на проверку. После этого и до конца британского мандата он оставался на нелегальном положении, продолжая руководить деятельностью ЛЕХИ.После образования государства Израиль Исраэль Эльдад продолжил работать учителем в школе, в 1950 г был уволен по приказу Бен Гуриона за его взгляды. С помощью апелляции в Верховный Суд Справедливости ему удалось отменить запрещение работать в школе. Позднее ему смог найти работу в Хайфском Технионе, где в течение 15 лет избирался студентами как "лучший лектор".С 1949 по 1963 году издавал журнал "Сулам", в котором был автором большинства статей . Журнал представлял один из немногих очагов оппозиции существующему тогда режиму. "Сулам"пропагандировал идею возрождения Царства Израиля в его исторических границах. Журнал изначально печатался в 1500 экземплярах и испытывал постоянные финансовые трудности.После шестидневной войны Исраэль Эльдад стал одним из основателей "Движения за Неделимый Израиль". Всю жизнь он продолжал писать публицистику, статьи и книги на исторические, философские темы, комментарии на ТАНАХ. Кроме того, он перевел на иврит полное собрание сочинений Ницше, за что получил премию Черняховского.Его автобиографическая книга "Первое десятилетие" была написана в 1950 г. и охватывает собой воспоминания о периоде с конца 30-х годов и до возникновения Государства Израиль.
***
И снял весь народ золотые кольца со своих ушей, и отдали их Аарону. И взял он кольца из рук их, и обработал резцом , и сделал литого тельца; и воскликнули они: "Вот божество твое, Израиль, которое вывело тебя из страны египетской"… и поднялись забавляться.
(Книга Шмот)
И я тоже поднялся посмотреть на "забавляющихся" в эту ночь (Речь идет о 29 ноября 1947 года - голосование в ООН о разделе Палестины.прим.пер.).Даже если бы я справился со своим чувством любопытства, которое толкало меня пойти смотреть на толпу в чуждой мне радости, я не смог бы остаться дома, потому что рухнули все стены и все перегородки. Если бы я еще продолжал жить на краю апельсиновых садов Рамат Гана или на окраине Бней Брака, я мог бы выслушать по радио, сидя за чашкой кофе с тонкой полоской пены и думая свои думы, "драматическое" голосование в ООН, а потом пошел бы спать, чтобы дать мутной пене осесть. А назавтра снова бы смотрел на все открытыми и жесткими глазами бойца за свободу Израиля. Но это было невозможно, если живешь в новой квартире на улице Дизенгоф в центре Тель-Авива, считанные метры от эпицентра толпы, ликующей после результатов голосования в ООН. В этом городе - первом в любом празднике и последнем в любом страдании - не было никаких сдерживающих рамок для выплеска веселья.И я тоже впервые сбросил с себя гнет осторожности подпольщика и спустился побродить и посмотреть на народ в его радости. Едва закончились последние аккорды Атиквы, вопль вырвался из всех глоток, распахнулись все окна и все двери, радиоприемники кричали во всю мощь на каждом углу. Улица Дизенгоф - уже не улица, дома уже не дома, и люди уже не люди, всех понесло в едином потоке, который затопил все. Женщины бегут с младенцами в руках, дома пляшут, флаги развеваются, гудки машин смешиваются с криками толпы.Я продолжаю идти.Вот он, угол Фришман-Дизенгоф. Еще вчера я опасался проходить здесь в часы дневного света. В кафе "На углу" любят сидеть агенты ШАЙ (ШАЙ - Шерут Едиот, разведывательный отдел Хаганы, позднее был преобразован в ШАБАК, имел в том числе еврейский отдел, который занимался еврейскими "террористами".прим.пер.), и каждому, кто воюет с англичанами за свободу Израиля, желательно не показываться им на глаза. Но в эту ночь, в эту ночь нет страха. В эту ночь никто из посетителей кафе не встанет, чтобы следить за нами. Не то, чтобы в эту ночь закончилась их работа, ее будет еще много у них, и еще прольется еврейская кровь в эту зиму после провозглашения государства, но в эту ночь они тоже пьяны от веселья. Без остановки, без перерыва разбиваются бутылки о камни мостовой. Независимость!Я прохожу мимо них. Я вышел посмотреть на веселье евреев.И было, на первый взгляд, веселье. Веселье простое, без всякой политики, радость "у нас будет свое государство". Хотя многие из тех, кто веселится сегодня, еще вчера насмешливо морщились от этих слов, кто из-за неверия, кто из-за того, что не видел в нем необходимости, кто из-за избытка "просвещенности". Но сегодня они веселятся и танцуют, сегодня испарилась их "просвещенность". "Еврейское государство", волшебные слова последних десятилетий. Но за этим весельем лежало нечто другое, и это другое на самом деле владело народом.Расслабление, сброс напряжение. Это было видно в самом отсутствии рамок для выражения радости. Тех рамок, которые всегда есть в настоящей глубокой радости. Это была иллюстрация психофизиологического утверждения, что истинное наслаждение состоит в избавлении от напряжения.И настолько огромно было напряжение последних лет. Бойня в Европе. Опасность нацистского вторжения в Палестину. Война подполья, и все что с ней связано: комендантский час, обыски, виселицы, демонстрации, нелегальная эмиграция, страх перед погромами, братоубийственной войны. Немногие, совсем немногие были готовы и дальше продолжать такую жизнь - только те, которые были сделаны из стали, и нервы которых были из стали - натянуты от самых глубин страдания и до прихода далекого Машиаха. Но таких было мало, ибо народ тороплив, больше сорока дней он не готов ждать возвращения Моисея. Он не готов терпеть пустыню и огонь. Народ хочет покоя. Будь что будет, но чтобы был, наконец, покой. Любое, но чтобы было , наконец, решение.. Маленькое государство или большое, с Иерусалимом или без, главное - чтобы пришел конец этому напряжению, этому "кровавому безумству", как называют его и справа и слева те, кто хочет устойчивости, устойчивости, устойчивости. В последние месяцы это напряжение усилилось в ожидании голосования в ООН. Усилилось естественно, как у тех, кто ожидает приговора. И усилилось искусственно, дополнительно подогреваемое сионистскими деятелями, которые всегда держатся за разнообразные даты, съезды и конференции, и на них, и только на них возлагают все свои надежды. С помощью них можно избежать участия в войне, с помощью них можно нападать на "отщепенцев" (Отщепенцы - "поршим" , так называли членов ЭЦЕЛя и ЛЕХИ), которые всегда " втыкают нож в спину" именно в эти судьбоносные дни. И что случится, если в эту ночь не будет положительного решения? И не будет выбора, кроме как снова воевать… если не появится на горизонте призрак спасения в виде очередного конгресса?И среди этого напряжения и этого страдания - голосование. Как в любом голосовании, результаты которого заранее неизвестны, есть в нем что-то от рулетки. Падает жребий. И стоит народ в ожидании своей судьбы - будет им дано государство или нет?Стоят миллионы евреев в мире, стоят тысячи юношей, здоровые, крепкие как кедры, готовые к бою и жертве, руки в карманах, замерли в напряженном ожидании - как проголосует Коста-Рика. Коста-Рика, Коста-Рика. От них, от голосов Коста-Рики и Никарагуа зависит судьба евреев, будет ли у них государство. Стоят и считают. Уже четверо за нас, один против. Что с Сиамом? Где Сиам? Сиам? Сиам отсутствует. Сиам отсутствует!! Бегут ручки по бумаге, продолжается подсчет. А-а-а, Никарагуа проголосовала за нас. Никарагуа за то, чтобы у сыновей Авраама, Ицхака и Иакова, Давида, Ишаягу и Иегуды Маккаби тоже, наконец, было свое государство. Браво, Никарагуа! Где она, вообще-то, эта Никарагуа? Какой народ там живет? Спроси у одного, другого, третьего, спроси у тысяч, которые так напряженно ждут ее решения: что это за Никарагуа? Ах, какая разница! Не морочьте нам голову с историей и географией! Главное - она за нас. Если, не дай бог, Никарагуа и Коста-Рика будут против нас, у миллионов евреев не будет своей страны, и им будет очень, очень грустно. И тогда своя страна будет только у арабов. Страна? Семь, восемь стран!И вдруг проклятия: Куба против! Антисемиты! Когда же дело доходит до великих держав, народ уже полностью теряет власть над собой. Соединенные Штаты - за. Да здравствует демократия! Советский Союз - за. Да здравствует великая революция!Волны поднимаются и опускаются. Сердца напряженно стучат. Сколько уже? Сколько за? Сколько против? Сколько всего нужно? Тридцать? Тридцать два? Когда я был мальчиком, отец играл со мной в карты в честь Хануки, и тогда сердце мое также напряженно билось при подсчете очков.И еще картина детства поднимается из самых глубин памяти. Мне 12 лет. Я иду рядом с отцом, я и мой брат 10 лет, и мы празднично одеты. В рубашках с бело-голубыми воротничками мы торжественно идем по улицам Львова. Вместе с нами весь еврейский Львов, и кругом - флаги, флаги. Это уже второй раз, когда я так иду вместе с отцом в массовом шествии. Но тогда это были похороны Свитков Торы, сожженных вместе с евреями, которые пытались их спасти, и мы на кладбище, был также ноябрь, но снег, снег покрывал все, и только черные евреи на белом снегу хоронят Свитки Торы вместе со сгоревшими людьми. Плач со всех сторон, причитания мужчин и женщин, и снег, который не тает, колючий, ледяной и злой. Но на этот раз наше шествие празднично. Тысячи, тысячи евреев ликуют: решение Сан Ремо! (В 1920 г в Сан Ремо состоялась международная конференция , на которой обсуждался вопрос о разделе Оттоманской империи между странами- победительницами в Первой мировой войне. На ней было принято решение о передаче Англии мандата на управление Палестиной.прим.пер.) 52 государства проголосовали за нас, за "национальный дом". Радуются сердца. Все идут гордые, также как и я, как мой брат в новом костюме. Мы были тогда очень наивны - наивны, потому что верили в ценность подобных решений, верили в совесть мира, очень хотели верить.А, кроме того - что тогда стояло за нами, в эти дни детства возрождающегося народа? Много исторической справедливости, и небольшое количество мошавот. С этим пришли мы к народам мира, с этим были рады, что получили признание и согласие . Но сегодня? Сегодня, когда мы уже н а р о д на Ближнем Востоке, когда за нашими плечами героическая борьба против Британской Империи? Сегодня мы будем так униженно стоять и радоваться каждому голосу за нас? Сегодня, п о с л е всего предыдущего опыта, после разочарования во всей ценности подобных голосований, жизнь которых - один день, - а мы так цепляемся за них, да еще как. С такой решительностью? С такой верой? Не в эту ночь родилась ассоциация с Золотым Тельцом, и не мне первому она пришла в голову. Сказал о ней Ури Цви (Ури Цви Гринберг, 1896-1981, ивритский поэт. прим.пер.), который охватывал своим пророческим взглядом времена и расстояния и жил прошлым, как будто оно случилось перед его глазами. Он сказал мне: "Такого позора, как танцы в эту ночь, не видел этот народ со времен Золотого Тельца. Именно так они танцевали вокруг него".Ури Цви имел в виду и Тельца самого - государство в предложенных , совершенно нежизнеспособных границах. (Кто-нибудь может себе представить сегодня то государство, за которое голосовали и за которое танцевали?). Он, конечно, имел в виду и предательство Иерусалима, ценой которого было решено то, что решено. Именно благодаря отказу от Иерусалима несколько "очень христианских" и "очень католических" государств согласились голосовать за нас, и поэтому на растерзанном теле Иерусалима танцевали в ту ночь.Но я сам в ту ночь сосредоточился на двух вопросах: явлении расслабления , сбрасывания всех рамок, и явлении самоуничижения.Откуда, откуда - недоумевала моя душа - откуда такая слабость духа у такого великого народа. Тот, кто слышал "Я, Всевышний…" (Книга Шмот 20, 2 - начало 10 заповедей), тот, кто видел его величие, сейчас (провозглашает) - " Это твои божества, которые вывели тебя из Египта?" Эти? Никарагуа и Коста-Рика? Они дают силу веселиться и танцевать? Они дают право жить? Откуда у такого великого народа такая рабская и униженная душа? Неужели и наши праотцы, те, которые верили в Машиаха, были способны так радоваться решениям гоев? Во всей нашей традиции Избавления, которая очень р е а л и с т и ч н а , несмотря на ее мистику, есть хотя бы намек на такую возможность?Есть Пророк Элиягу, есть война Гога и Магога, есть Эмек Иошофат, есть Машиах бен Йосеф, но нет, по всей логике и справедливости нет, даже намека на такое Избавление - гои принимают решение о создании Государства Израиль, и это всенародный праздник и всенародное ликование. Нет во всей еврейской литературе такого.Но тогда что это, откуда это? Это результат самоослепляющего света эмансипации и просвещения? С ними пришло это заискивание перед другими народами, этот поиск их внимания, их милости? Если они восхваляют ТАНАХ, значит ТАНАХ хорош. Если они пренебрегают Талмудом, значит Талмуд плох. Все это - стремление заслужить одобрение со стороны просвещенных народов. Абсурдная война за равенство прав в Галуте. Восторг перед французским писателем за то, что он не антисемит, перед русским государственным деятелем за то, что он либерал. Отступление от той реальной, очень реальной системы понятий, которая была у наших мудрецов по отношению к другим народам. В пещере Шимона Бар Иохая было больше сияния, чем в свете Просвещения, и больше глубины. Вера в Машиаха реальнее веры в Советский Союз и ООН. Нет, не потомки Бар Иохая и Баал Шем Това кружатся в танце сегодня на площади имени Дизенгофа, но потомки тех, кто радовался в Париже и Петербурге, Варшаве и Будапеште получению равных прав. Это значит, что сионизм не соединился с более глубинными пластоми народного сознания, он - дитя последних 100 или 150 лет. Он - не вера наших отцов в Машиаха, и поэтому он - ровесник всех Коста-Рик и Никарагуа, и поэтому он так пресмыкается перед ними и перед всеми "объединенными народами".Я не скажу, что все эти выводы я сделал, когда бродил среди ликующей толпы. Тогда в голове была путаница чувств и мыслей - о расслаблении, переходящем в распад, о Иерусалиме, принесенном в жертву, о сыщиках, о своей чуждости всему происходящему вокруг. Не Октябрьский переворот, не взятие Бастилии, не победа над врагом, а всего только какое-то голосование, и молодежь так восторженно прыгает и пляшет. Я вижу, что это тот же Галут, и новое поколение еще не родилось.И прошла эта ночь - полная тьмы, несмотря на все огни, затопившие ее, улыбаясь с издевкой , потому что за ней пришли другие дни, и в их безжалостном свете все эти мельтешащие фигуры выглядели еще уродливее.Но с этой ночью исчезла и наша ночь подполья, в которой было так много света и так много ясности, и пришел день, который был ни днем , и ни ночью, только туманом.
Перевод Тальи Имас
Комментариев нет:
Отправить комментарий