вторник, 4 апреля 2017 г.

УНИКАЛЬНАЯ ЛЕЙДЕНСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

Крупнейший частный коллекционер Рембрандта и старых голландцев выложил оцифрованную коллекцию онлайн


Лейденская коллекция — одно из крупнейших частных собраний картин голландских мастеров, — представила собственный сайт. Теперь в интернете можно не только рассмотреть, но и свободно скачать высококачественные цифровые копии уникальных картин Рембрандта, Вермеера, ван Мириса, Доу и их современников, включая три панели из серии «Пять чувств» — самых ранних из известных произведений Рембрандта.

Лейденская коллекция, названная в честь родного города Рембрандта, на данный момент насчитывает более 250 картин и рисунков, 175 из которых вошли в электронный каталог
Изображения дополнены подробными эссе ведущих специалистов по голландскому искусству, в том числе — Артура Уилока и покойного Вальтера Лидтке.
скриншот страницы theleidencollection.com/collection
Для нас это отличная возможность ознакомиться с наиболее значимыми сокровищами Лейденской коллекции и историей её владельцев — американского финансиста-миллиардера Тома Каплана и его жены Дафны.
Рембрандт Ван Рейн. Автопортрет с затенёнными глазами
Автопортрет с затенёнными глазами
Рембрандт Ван Рейн
1634, 71.1×56 см
Рембрандт Ван Рейн. Пациент без сознания (Обоняние)


Самым, пожалуй, ценным (и уж точно самым громким!) приобретением последнего времени стала картина«Пациент без сознания (Обоняние)» кисти Рембрандта. 

Эта панель — часть серии «Пять чувств», созданной 18-летним живописцем, одно из самых ранних из его произведений, известных нам. До 2015 года работа считалась утерянной, пока не всплыла на небольшом американском аукционе как «произведение неизвестного художника XIX века». 


Слева: Рембрандт ван Рейн, «Пациент без сознания (Обоняние)» (1625)
Битва знатоков довела стоимость картины с первоначальных 500 — 800 долларов до почти миллиона. Впоследствии её приобрёл Том Каплан,присоединив к уже двум имеющимся у него «Слуху» и «Осязанию». Пятая панель, «Вкус», пока считается утерянной.
Ян Ливенс. Картёжники
Картёжники
Ян Ливенс
1625, 97.5×105.4 см

Том Каплан ещё в восьмилетнем возрасте просил родителей свозить его в Амстердам, «потому что там жил Рембрандт». Однако он хотел лишь увидеть как можно больше произведений голландского мастера,не предполагая, что станет их коллекционировать. Молодой человек считал, что все значимые шедевры Золотого века Северного барокко находятся в музеях и был поражён, узнав, сколько картин той эпохи всё ещё остаются в частных руках.

Слева: Томас Каплан. Фото via Forbes
Работа Питера Брейгеля Младшего, представленная на сайте Лейденской коллекции, и ее деталь
Рембрандт Ван Рейн. Минерва
Геррит Доу. Художник за мольбертом (возможно, автопортрет)
  • Рембрандт ван Рейн, «Минерва» (1636)
  • Геррит Доу, «Автопортрет (?) за мольбертом» (1629)
Собирать произведения голландского искусства Том Каплан начал в 2003 году в возрасте 41 года при поддержке своей супруги. Ныне их коллекция исторических картин, портретов и жанровых сцен старых мастеров превосходит по масштабам все частые собрания и уступает лишь немногим национальным музеям.
Габриель Метсю. Молодая женщина, кормящая попугая
Молодая женщина, кормящая попугая
Габриель Метсю
1663, 22.4×17.7 см
Её основу составляют 11 картин и два рисунка Рембрандта, а также 10 работ, выполненных в его мастерской. Параллельно представлены другие живописцы из Лейдена, в частности, фейнсхилдеры(«утончённые художники») Франц ван Мирис и Габриэль Метсю, процветавший под влиянием Геррита Доу — первого ученика Рембрандта. Среди тринадцати работ ван Мириса в Лейденской коллекции особо ценными являются «Молодая женщина, кормящая попугая», один из самых знаковых образов эпохи, а также «Смерть Лукреции» — величайший шедевр последних лет жизни мастера.
Габриель Метсю. Смерть Лукреции
Смерть Лукреции
Габриель Метсю
1679, 38.2×26.7 см
Помимо этого коллекция гордится работами Франса ХальсаГерарда ТерборхаХендрика Тербрюггена и единственным оставшимся в частных руках примером зрелого стиля Яна Вермеера — портретом «Молодая женщина за виржиналом» (1670 — 1672).
Ян Вермеер. Молодая женщина за виржиналом
Молодая женщина за виржиналом
Ян Вермеер
1672, 25.5×20.1 см
Ещё одно уникальное сокровище Лейденской коллекции — «Агарь и ангел» Карела Фабрициуса. Это единственная из тридцати дошедших до наших дней работ основоположника дельфтской школы живописи, находящаяся в приватной собственности.
Карел Фабрициус. Агарь и ангел
Агарь и ангел
Карел Фабрициус
1645, 157.5×136 см
Собрав такую богатую коллекцию, чета Капланов ищет способы сделать её полезной миру — одновременно и для изучения, и как источник вдохновения. До сих пор она служила анонимной«кредитной библиотекой», доступной кураторам и директорам свыше сорока музеев, которые организовывали специализированные выставки или брали шедевры в долгосрочную аренду. Нынешний интернет-каталог станет для любителей искусства, студентов, коллекционеров и искусствоведов новым ресурсам для понимания уникального творчества художников голландского Золотого века. Виртуальные копии сопровождаются атрибуцией и техническими заметками,описанием провенанса и библиографическими ссылками.
Ян Стен. Пир Антония и Клеопатры
Пир Антония и Клеопатры
Ян Стен
1675, 82.1×107.8 см
Кроме того, по истечении десяти лет анонимного кредитования, Капланы готовятся представить жемчужины Лейденской коллекции открыто. В этом году основные шедевры будут показаны в Лувре — любимом музее супругов и их троих детей. После этого выставка совершит тур в Пекин, Шанхай, Абу-Даби и другие города.
По материалам официального сайта Лейденской коллекции. Главная иллюстрация: деталь работы Арента да Гелдера (1645 — 1727)
Автор: Влад Маслов

Комментариев нет:

Отправить комментарий