пятница, 7 апреля 2017 г.

ПАСХАЛЬНЫЕ ЛЕГЕНДЫ ЕВРЕЕВ

Пасхальные легенды евреев: Начало рабства



    Выдаюшийся ученый и талмудист, уроженец Ковно Луис (Леви) Гинцберг (1873–1953) по праву считался одним из лидеров американского еврейства. Его перу принадлежит множество статей, исследований, галахических респонсов. Однако наибольшую известность Гинцбергу принес семитомник  «Сказания еврейского народа», в котором он собрал и систематизировал множество легенд и преданий, рассыпанных по страницам Талмуда и классических мидрашей.  Опубликованные еще в начале прошлого века, “Сказания” практически сразу стали классикой.
    Предлагаем вам подборку легенд и преданий, связанных с Песахом.
    Евгений Левин, переводчик
    ***
    Начало рабства
    *

    Как только умер Йосеф, положение евреев стало меняться к худшему. Они сразу почувствовали, что находятся под властью иноплеменников. Впрочем, это было еще не настоящее рабство, оно началось позже. Пока был жив хоть один из сыновей Йакова, египтяне не осмеливались приближаться к евреям с дурными намерениями. Поэтому настоящие страдания начались лишь после кончины последнего из них, Леви. Разумеется, то, что отношение египтян к евреям изменилось, стало заметно сразу после смерти Йосефа. Однако пока был жив Леви, они не снимали маску притворного радушия.

    Первым дело египтяне отобрали у евреев их поля, виноградники и все подарки, которые Йосеф посылал своим братьям. Не ограничившись этим, они стали думать, как еще больше навредить евреям. Причинами этой ненависти были зависть и страх. Ибо численность евреев возрастала самым немыслимым образом. К тому времени, когда умер Йааков, 70 душ, которые он привел с собой, превратились в шестьсот тысяч. Более того, эти евреи отличались невероятной физической силой и храбростью, наводя страх на египтян, поскольку в то время евреям предоставлялось множество случаев проявить свою доблесть.

    Вскоре после Леви скончался и египетский царь Магрон, которого воспитал Йосеф, а потому тот хорошо помнил, что этот человек и его семья сделали для Египта. Однако преемник Магрона Малоль и все его придворные ничего не знали о сыновьях Йакова и их заслугах и не видели причин не поработить евреев.

    Окончательный разрыв между египтянами и евреями произошел, когда Малоль начал войну против Цефо, внука Эсава. В ходе этой войны евреи спасли египтян от окончательного разгрома. Однако вместо награды они заслужили лишь ненависть тех, кого они спасли – египтяне испугались, что могущество евреев в один прекрасный день обернется против них.


    ***
    Хитроумный замысел фараона
    Египетские старейшины и вельможи пришли к фараону, и сказали ему:
    – Сыны Израиля многочисленнее и сильнее нас.  Ты сам мог видеть их силу, которую они унаследовали от своих отцов – несколько их воинов выстояли в сражении с народом многочисленным, как песок морской, и ни один из них не погиб. Дай же нам совет, как поступить с ними, чтобы постепенно избавиться от них. Ибо «иначе, когда случится война, присоединится и он [народ сынов Израиля] к неприятелям нашим, и будет воевать против нас, и выйдет из страны» (Шмот, 1:10).
    Фараон ответил им:
    – Вот мой план, как поступить с Израилем, от которого мы не отклонимся ни вправо, ни влево. Города Питом и Рамсес лишены крепостных укреплений. Будет разумно, если мы укрепим эти города. Провозгласим же в Египте и Гошене: «Слушайте, люди Египта, Гошена и Патроса. Царь повелел построить города Питом и Рамсес, и обнести их крепостными стенами. Всякий из жителей Египта, или из сынов Израиля, или из жителей этих городов, кто пожелает поработать на стройке, получит ежедневную плату согласно указу царя». Вы же идите первыми и начинайте строить города Питом и Рамсес. И пусть царский указ объявляют ежедневно. Когда же придут сыны Израиля, выдайте им их ежедневную плату. После того, как они поработают с вами несколько дней, начинайте уходить оттуда один за другим, не говоря никому ни слова. Потом вы вернетесь, станете их начальниками и надсмотрщиками, и заставите их строить дальше, уже без всякой платы. Если они откажутся – заставьте их силой. И тогда нам будет хорошо – мы укрепим свою страну, а сыном Израиля – плохо, и их число уменьшится из-за тяжелой работы и из-за того, что вы не позволите им видеться с женами.

    Египетские старейшины, вельможи и все остальные египтяне поступили по слову царя. На первых порах слуги фараона строили вместе с евреями, а затем стали уходить один за другим. Евреи же продолжали работать и получать ежедневную плату, ни о чем не подозревая, ибо некоторые египтяне еще трудились вместе с ними. Наконец, на стройке не осталось ни одного египтянина – но вскоре они вернулись в качестве начальников и надсмотрщиков над евреями. Тут евреям перестали платить, а когда они отказывались работать без платы, надсмотрщики избивали их и заставляли вернуться на стройку. Боясь египтян, евреи продолжали работать уже бесплатно – за исключением колена Леви, которое с самого начала не вышло на работу. Левиты знали, что царский призыв – обман, и не стали его слушать. Египтяне не трогали их и позже, поскольку они изначально не были со своими братьями. Поэтому, когда жизнь евреев стала горькой, колена Леви это не коснулось.


    Тогда евреи стали называть Малоля, царя Египта, Марор («горький»), поскольку в его правления египтяне сделали их жизнь горькой, принудив их к тяжелым изнурительным работам.

    Не ограничившись указом, фараон лично явился на стройку и начал лепить кирпичи. После этого, если евреи отказывались строить, говоря, что непригодны к столь тяжелой работе, египтяне говорили им: «Не хотите ли вы сказать, что вы нежнее самого фараона?».

    Царь лично убеждал евреев ласковыми словами: «Дети мои! Прошу, сделайте для меня эту работу, постройте несколько небольших строений. Обещаю вам за это большую награду». Таким образом египтяне перехитрили евреев, когда же те оказались в их власти, стали обращаться с ними с крайней жестокостью. Женщин они заставляли делать мужскую работу, мужчин – женскую.

    Строительство Питома и Рамсеса не принесло египтянам никакой пользы: возведенные строения тут же обрушивались или проваливались под землю. Поэтому евреи не только мучились на стройке, но и массово гибли под обломками рушащихся зданий. Впрочем, египтян мало интересовало, принесет ли принудительный труд евреев хоть какую-то пользу. Их целью было уменьшить число евреев. Поэтому фараон издал специальный указ, запрещающий евреям ночевать в своих домах, чтобы они не могли иметь близости со своими женами. Надсмотрщики исполнили волю царя, объяснив евреям, что иначе они теряют слишком много времени и не могут сделать положенное количество кирпичей. В результате евреи были разлучены со своими женами и вынуждены были спать на голой земле, вдали от своих жилищ. 
    Однако Бог сказал на это: «Их прародителю Аврааму Я обещал, что его потомство будет многочисленным, как звезды небесные. Ты же хочешь помешать им плодиться и размножаться. Посмотрим же, чье слово исполнится – твое или Мое». Поэтому «по мере того как изнуряли его [народ сынов Израиля], он размножался и разрастался» (Шмот, 1:12). Евреев становилось все больше несмотря на приказ фараона заживо замуровывать в стены тех, кто не сделает урочное число кирпичей; так погибло множество израильтян. Кроме того, многих еврейских детей принесли в жертву египетским богам. Поэтому в час, когда Бог вывел евреев из Египта, Он поразил и всех египетских идолов, которые упали на землю и рассыпались в прах.

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий