четверг, 20 апреля 2017 г.

ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО ИЗРАИЛЮ

Пасхальное яйцо Израилю от российского МИДа

 1

Александр Непомнящий


Внезапное и, от того — ещё более революционное заявление МИДа России, сделанное в конце минувшей недели и коснувшееся статуса Иерусалима, осталось практически незамеченным СМИ. Причин тому, по меньшей мере, три.
Во-первых, оно было опубликовано в четверг вечером, буквально за несколько часов до того, как Дональд Трамп отвесил дорогостоящую и звонкую оплеуху Башару Асаду, вдребезги разнеся 59-ю «томагавками» военный аэродром Шайрат, откуда пилоты алавитского диктатора, неправильно оценившего направление свежих ветров, задувающих из Вашингтона, летали орошать зарином непокорных суннитов. После этого внятного и недвусмысленного уведомления, о том, что Большой шериф после восьмилетнего перерыва вновь вернулся на Ближний Восток, все остальные новости безнадёжно сдвинулись на задворки информационных лент, оставшись без должного внимания.
Во-вторых, было оно столь неожиданным и одновременно неоднозначным, что, как видно, многие обескураженные толкователи политических событий остереглись его комментировать, опасаясь попасть впросак, и, решив дождаться дополнительных разъяснений, прежде чем делиться собственными мыслями. Так, например, израильский МИД в лице своего пресс-секретаря Эммануэля Нахшона ограничился осторожным сообщением о том, что «изучает» заявление.
И, наконец, в-третьих, несмотря на свою кажущуюся половинчатость, оно оказалось слишком диссонирующим с общепринятым и согласованным нарративом подавляющего большинства жёстко ангажированных влево западных, в том числе израильских СМИ. Поэтому, тем было проще совсем не заметить его, нежели пытаться увязать с настойчиво лоббируемым ими дискурсом.

***

Image result for мид рфБанальное и стандартное, на первый взгляд, заявление российского МИДа от 6-го апреля 2017 года, посвящённое «обеспокоенности положению дел в палестино-израильском урегулировании» и сообщающее о том, что «в Москве по-прежнему считают формулу переговорного двухгосударственного урегулирования оптимальной», не содержало, казалось, ничего нового.
Правда, внимательный взгляд не мог не заметить использованный там оборот о «дружественных нам палестинском и израильском народах», в котором, несмотря на упоминание вторыми, израильтяне, возможно, впервые в заявлениях российского МИДа были названы «дружественными».
Главная же изюминка, однако, содержалась в следующем пассаже, который стоит привести полностью:
«Подтверждаем приверженность решениям ООН о принципах урегулирования, включая статус Восточного Иерусалима как столицы будущего палестинского государства. Одновременно считаем необходимым заявить, что в этом контексте рассматриваем Западный Иерусалим в качестве столицы Государства Израиль».
Та-дам! Рассматривая «Западный Иерусалим», под которым, как видно, понимаются кварталы города, построенные в пределах границ Израиля до Шестидневной войны, в качестве столицы еврейского государства, Россия совершила дерзкий политико-дипломатический бросок, оставив на лихом вираже позади себя даже Трампа, обещающего, но никак не соберущегося перенести американское посольство в израильскую столицу.
Дело в том, что до сих пор все государства мира, не желая ссориться с вздорным, но энергоодарённым и, по крайней мере, в этом вопросе жёстко сплочённым, арабско-мусульманским миром, заученно повторяли формулу, мол «статус Иерусалима должен быть решён в ходе переговоров», отказываясь считать какую-либо часть этого города еврейской столицей. Россия же и вовсе требовала для Иерусалима «международного управления».
Иными словами, нынешнее заявление не только ознаменовало радикальную смену курса российской внешней политики в этом вопросе, но и стало первым в мире и в истории хоть и частичным, но, тем не менее, официальным признанием Иерусалима в качестве столицы Израиля.
***
О причинах подобного негаданного жеста со стороны России остаётся только догадываться. Привязки к скандалу вокруг использования Асадом химического оружия, мол, Россия стремилась то ли отвлечь, таким образом, внимание мировой общественности, то ли задабривала израильтян, кажутся нелепыми. В отличие от израильтян, мировое сообщество не настолько сконцентрировано на статусе Иерусалима, чтобы подобный российский шаг мог заставить его забыть от столь сочной и рейтинговой повестки дня, которую создают кадры многочисленных жертв газовых атак. Что же касается израильтян, то вряд ли их мнение так уж важно России и шиитской оси, чтобы пытаться выменять его на благосклонное прикрытие израильских глаз в сторону совершаемых Асадом безобразий.
Скорее дело в другом, но прежде чем указывать на более вероятную причину, стоит отметить вывод, с выразительной ясностью вытекающий из нынешнего российского заявления, без прямой связи с тем, почему оно было сделано.
Готовность России признать даже часть Иерусалима израильской собственностью, говорит о том, что в сложившемся теперь ближневосточном раскладе у сохранивших влиятельность и состоятельность сил в арабском мире нет ни возможностей, ни желания для продолжения конфронтации с еврейским государством.
В экзистенциальном противостоянии шиитам во главе с Ираном с одной стороны и джихадистам-беспредельщикам с другой, они больше не могут позволить себе роскошь подобной безнадёжной и бессмысленной конфронтации с евреями, обладающими передовыми военными технологиями и экономической устойчивостью.
Халед Машаль в российском МИД, январь 2017 г.
А потому, Россия больше не рискует осложнить свои отношения с ними, когда исходя из своих реал-политических соображений, делает такого рода заявления. Что же касается оголтелых, но совершенно нерелевантных арабских радикалов, готовых воевать с Израилем до последней капли арабской крови, их мнение теперь мало кого интересует.
Надо полагать, что в Москве внимательно и ревниво присматриваются к нарастающей политической активности, закипающей между Иерусалимом, Каиром и Эр-Риядом, под патронажем Вашингтона и связанной с желанием израильского премьера Нетаниягу инициировать большое региональное соглашение, в котором будущее урегулирование в Иудее и Самарии станет частью куда более глобального договора. В Кремле, вероятно, не желают обнаружить себя за бортом столь значительных перемен на Ближнем Востоке, вновь оказавшемся теперь в сфере их интересов, и как видно потому стремятся продемонстрировать актуальность, и созвучность велениям времени.

***

Важно отметить, еврейский народ считает Иерусалим своей столицей на протяжении последних трёх тысячелетий, с тех пор, как таковой его провозгласил царь Давид.
Image result for развалины дворца царя давида
Иерусалим. Археологические раскопки Града Давида
Летом же исполнится 37 лет принятому Кнессетом основному закону об Иерусалиме, как «единой и неделимой столице Израиля». При этом на мнение осудившей закон ООН, как и на прежние или нынешние соображения Москвы, израильтяне не опирались и раньше. Не играют они большой роли и теперь.

Image result for закон кнессет об объединенном иерусалиме 1980 г

Вместе с тем в рассматриваемом контексте, уместно напомнить о приведённом ещё блистательным Зеевом Жаботинским в его «Этике железной стены» известном и поучительном примере из Талмуда:
Если двое нашли на дороге кусок сукна и один говорит, мол, делим честно — пополам, а другой упрямо требует всё, судья присудит упрямцу три четверти, ведь «об одной половине спора нет»…

Разумеется, то, что Россия подразумевает под Восточным Иерусалимом, отданным ею в качестве столицы фантомному арабскому государству, и есть, на самом деле, настоящий Иерусалим, его древняя часть, включая Храмовую гору.
Image result for старый город масличная гора
Но отступив от прежних требований о международном управлении этим городом, и признав его половину, а точнее — три четверти, израильской столицей, Россия поступила как тот персонаж из Талмуда. Теперь любой дальнейший торг мы сможем начать, опираясь на эту позицию, в которой наши права на западные районы Иерусалима уже не подвергаются сомнению.
Сообщается, что в ближайшие дни российский посол в Израиле Шеин намерен встретиться с представителями израильского МИДа и разъяснить заявление Москвы и вытекающие из него последствия.
Очевидно, что перенос российского посольства из Тель-Авива в Иерусалим на повестке дня не стоит.
Но, тем не менее, ясно, что процесс пошёл. И пошёл в полезном для Израиля направлении. А потому, без всяких сомнений, это странное и неожиданное раскрашенное яйцо, преподнесённое Израилю, можно уверенно назвать пасхальным «афикоманом».

Еврейский мир

Апрель 2017

Комментариев нет:

Отправить комментарий