понедельник, 13 марта 2017 г.

ШЕДЕВРЫ РУССКОГО МУЗЕЯ

Невский проспект. "Паперть" место работы уличных художников. ... Невский проспект. Башня Городской Думы.
 Картина. Масло, холст. 2016 годФото украдкойКартина. Масло, холст. 2016 годФото украдкойВ.И.ЯкобиЛедяной дом. 1878 г., холст, масло,
В.И.Якоби Ледяной дом. 1878 г., холст, масло/ Художник Валерий Якоби в своей картине «Ледяной дом» также обратился к одному из самых, пожалуй, печальных эпизодов русской истории и рассказал об истории шутовской свадьбы в так называемом Ледяном дворце. Картина переносит зрителя в страшные времена правления царицы Анны Иоанновны, которая вместе с любимцем Бироном нагоняла страху доносами, казнями, пытками, ссылками и зверскими сумасбродными увеселениями. Один из историков писал: "Лихие ветры качали великую страну, забирали тысячи жизней, возводили и низвергали веселых фаворитов".
Вот и эта «шутка» императрицы была более чем жестокой, ведь предназначался ледяной дом для свадьбы шута Анны Иоанновны Кульковского с «барской барыней» Подачкиной. Построен он был на масленой неделе 1739 года в Петербурге на площади между Адмиралтейством и Зимним дворцом. Все внутреннее убранство, вплоть до игральных карт и цветов, а также баня, пушки, фигуры дельфинов и слона перед домом были вылиты изо льда. Брачное ложе для новобрачных также было устроено на ледяной кровати. Свадебные торжества были пышными, поистине «ярмарочными», в них принимала участие сама императрица Анна Иоановна, а также представители многочисленных народностей России в национальных костюмах.
По окончании пира устроенного в манеже Бирона, новобрачные снова были отвезены в ледяной дом, где их заперли до утра. Художник Якоби рассказал об этом курьезном, но абсолютно реальном историческом факте: утром шутовская процессия, явилась приветствовать «молодоженов», оставленных на ночь в Ледяном доме и чуть не замерзших, ведь зима в тот год была поистине лютая... Н.Крылова
Ф.С.Журавлёв.Перед венцом 1874 г., холст. Масло.
Ф.С.Журавлёв. Перед венцом 1874 г., холст. Масло.Данное полотно, как и многие другие картины Журавлева, изображает драматичный и «закулисный» мир 19 века, отраженный в многочисленных пьесах Островского. Перед зрителем разворачивается очередная любовная драма – юная невеста в рыданиях сидит на коленях.

Брак по расчету – нередкое явление в те времена. Вот и этой юной барышне уготована роль жены нелюбимого ею человека. Скорее всего, ее будущий муж богат и весьма знатен, но, увы, стар и неприятен ей. Тем не менее, выгодный брак куда удобнее родителям невесты, которые решили таким образом значительно поправить и без того их шаткое положение в обществе.

Стены дома украшены ликами святых – родители невесты глубоковерующие люди. Отец невесты приготовился к благословению дочери на брак, держит в руках икону, но сейчас стоит в растерянности и наблюдает за ней, не понимая, какие действия от него требуются.

Мать невесты стоит позади отца. В руках ее блюдо со свежеиспеченным хлебом и солью для новобрачных. Ситуация поставила родителей невесты в крайне неловкое положение: на их лицах растерянность и удивление.

На заднем плане зритель видит жениха и его родственниц. Задержанные ожиданием они решили войти наконец в двери комнаты. Заметно перешептывание между гостями – такое событие привлекло слишком много негативного внимания. Заметно и состояние жениха – он крайне недоволен происходящим здесь и готов вот-вот сорваться с места, чтобы не наблюдать этого позора.

Зритель может предположить, что исход этого события не предвещает ничего хорошего ни для невесты, ни для ее родителей. Скорее всего, такое поведение невесты разозлило жениха не на шутку. Это событие могло даже расстроить предстоящее бракосочетание, избавив девушку от печальной участи стать женой нелюбимого, однако, дурная слава лишь добавила бы проблем ей и ее семье.
Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного
Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного/ Из книге «Русская историческая живопись» (Москва. 1962 г.) так описан эпизод, изображённый на картине:
Исторический эпизод 1433 г. – характерный для феодальных усобиц на Руси конца XV века (странно, почему написано «конца века», ведь 1433 г. Был ближе к началу). За Московский великокняжеский престол велась длительная и жестокая борьба между Московским великим князем Василием Васильевичем Тёмным и князем Юрием Дмитриевичем Галицким. На свадебном пиру Василия Тёмного его мать Софья Витовтовна срывает драгоценный пояс с сына князя Юрия Галицкого – Василия Косого и тем оскорбляет его и его брата Дмитрия Шемяку. Пояс этот принадлежал Дмитрию Донскому и был захвачен сыновьями Юрия Галицкого не по праву. Инцидент на свадьбе Василия Тёмного послужил поводом к новым военным столкновениям.

Однако в журнале «Всемирная Иллюстрация» №721 (1882 год) история, показанная на картине художника, описывается несколько по иному. Там не сказано, что Василий Косой владел этим поясом незаконно, возможно, вся эта история с поясом Дмитрия Донского была придумана, чтобы скрыть обыкновенный факт грабежа:

София Витовтовна срывает пояс с Василия Косого.
к картине П.И. Чистякова [инициалы «П.И.», вероятно, приведены в журнале по ошибке, автором картины является Павел Петрович Чистяков (1831-1919)]

По кончине великого князя Василия Дмитриевича, хотя сыну его Василию было не более десяти лет от роду, однако мать его София Витовтовна, митрополит Фотий и приближённые бояре требовали, чтобы братья покойного признали его великим князем. Порядок престолонаследия не был в то время ещё упрочен, и потому князь Юрий Дмитриевич, как старший в роду, не соглашался уступить прав своих и грозил Василию войной. Войны, однако, не было: после разных переговоров обе стороны пришли к тому, что решились передать дело о великокняжеском престоле на суд хана. Несмотря на то, этот договор оставался без исполнения в течении нескольких лет. Только в 1431 году, когда возникли вновь раздоры, оба князя поехали в орду. Здесь хан постановил решение в пользу Василия, благодаря интригам и красноречию московского боярина Ивана Дмитриевича Всеволожского, защищавшего его интересы.
Эта услуга оказала такое влияние на юного великого князя, что он обещал своему защитнику жениться на его дочери, но мать Василия воспротивилась выполнению этого обязательства и обручила сына на княжне Марье Ярославовне, внуке сподвижника Донского Владимира Андреевича Храброго. Раздражённый боярин уехал в Галич к Юрию и стал подбивать его к войне.
«Между тем, - говорит Карамзин, - сыновья Юриевы: Василий Косой и Дмитрий Шемяка, дружески пируя в Москве на свадьбе великого князя, сделались ему неприятелями от странного случая, который на долгое время остался памятным для московитян. Князь Дмитрий Константинович Суздальский некогда подарил нареченному зятю своему Донскому золотой пояс с цепями, осыпанный драгоценными камнями. Тысяцкий Василий в 1367 году, во время свадьбы Донского, обменял этот пояс на другой, гораздо меньшей цены, и дал сыну Николаю, женатому на Марии, старшей дочери князя Суздальского. Переходя из рук в руки. Сей пояс достался Василию Юрьевичу Косому и был на нём в час свадебного великокняжеского пиршества. Наместник ростовский, Пётр Константинович, узнал оный и сказал о том матери Василия Софии, которая обрадовалась драгоценной находке и, забыв пристойность, торжественно сняла пояс с Юрьевича. Произошла ссора: Косой и Шемяка, пылая гневом, бежали из дворца, клялись отомстить за свою обиду и немедленно, исполняя приказание отца, уехали из Москвы в Галич».
Это оскорбление послужило поводом к ряду междоусобный войн, первая из которых кончилась разбитием и взятием в плен великого князя. Великокняжеский престол занял Юрий, а пленник получил в удел Коломну, где. Впрочем, княжил недолго, так как, успел собрать вокруг себя приверженцев, заставил дядю уступить ему Москву. Второй период междоусобий закончился ослеплением Василия Косого, а третий – ослеплением самого великого князя, который в 1446 году был нечаянно захвачен в Троицко-Сергиевской лавре воинами Шемяки.
Таковы были результаты этого снятия пояса. Художник весьма удачно изобразил этот момент. На лице Софьи Витовтовны видна только радость находки и удовольствие унизить ненавистных племянников, но она и не предвидит тех бедствий, которыми придётся поплатиться за эту вспышку; зато в искажённых от злобы и оскорбления чертах Косого и Шемяки можно прочитать, что обида эта не пройдёт без отмщения.
Автор: Михалыч
А.Д. Литовченко. 1875 г. холст, масло.Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею.
А.Д. Литовченко. 1875 г. холст, масло. Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею.Вполне вероятно, что переговоры Баусу удались, так как, согласно историческим свидетельствам, в Лондоне началась подготовка невесты к отъезду в Россию, а саму Мэри Гастингс при английском дворе стали величать «царицей Московии». Федор Писемский, встречавшийся в Лондоне с племянницей королевы, с восторгом описывал русскому царю прелести молодой знатной иностранки.
Английский коммерсант Джером Горсей, проживавший в те времена в Москве и тесно общавшийся с Иваном Грозным, впоследствии в своих «Записках о России» говорил, что Борис Годунов вошел в сговор с боярином Богданом Бельским, чтобы расстроить брак царя с Мэри Гастингс и аннулировать все договоренности с англичанами. В марте 1584 года Иван Грозный внезапно скончался (по другой версии — его убили изменники-приближенные), и его брак с племянницей английской королевы так и не состоялся.
А если бы в XVI веке русский государь успел породниться с британской короной?.. Как могли бы развиваться русско-английские связи? Стали бы более прочными отношения между двумя странами? Увеличилось бы количество визитов русских в Британию, а англичан — в Россию?.. Вопросы, вопросы, вопросы… Но — история не любит сослагательного наклонения.
Несмотря на то что приход к власти Бориса Годунова сопровождался анти-английскими настроениями, сам он, став впоследствии русским государем, не утратил интереса к сильной и просвещенной Англии. Но, желая с ней дружественного союза, не был склонен к чрезмерным уступкам в ее торговле на территории России.
В 1602 году Борис Годунов отправил в Лондон «детей боярских» Никифора Олферьева, Сафона Жохова, Казарина Давыдова и Федора Костомарова «для науки розных языков и грамотам». По окончании учебы молодые люди в Россию не вернулись, несмотря на неоднократные требования царских властей. Двое из них после обучения обустроились в Ост-Индии, один — в Ирландии, а Никифор Олферьев принял англиканскую веру и осел в Англии.
И.Е. Репин. Холст, масло, 1901 год.Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года
И.Е. Репин. Холст, масло, 1901 год. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года/ Художником сначала были написаны шестьдесят портретов государственных деятелей, а затем перенесены на огромное полотно. Для создания группового портрета Репин привлек учеников - Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Вся центральная часть написана самим Репиным. Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев - Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. Будучи допущенным до заседаний и выполняя подготовительные эскизы и рисунки к произведению, Репин также пользовался фотоаппаратом.

В настоящее время этому полотну и сопровождавшим его натурным этюдам отведен отдельный зал.
Фронтон дома Максимовых.1888 г.Село Валки, Нижегородской губернии.
Фронтон дома Максимовых.1888 г. Село Валки, Нижегородской губернии.
История свидетельствует о том, что люди всегда не только ценили доступность дерева как материала для изготовления необходимых в быту вещей, но и очень рано научились различать пластичность, мягкость дерева, возможность сравнительно легко вырезать из него сложные и выразительные скульптурные формы. Почти каждый из народов, живших на земле, оставил нам неповторимые памятники культуры, созданные из дерева. То, что досталось нам в наследство, убедительно доказывает, что деревянное зодчество, художественное творчество мастеров резьбы по дереву - это целый значительный пласт человеческой культуры. И по сей день украшают нашу планету узорные деревянные сооружения древнего японского города Киото, хранятся в памяти человечества бороздившие океаны деревянные испанские каравеллы и корабли викингов, стоят на Русском Севере редкостной красоты крестьянские дома. Сказочным видением кажутся сегодня храмы древнего погоста Кижи на Онежском озере, поражают своей таинственностью скульптуры из черного дерева и резные ритуальные маски Африки. В истории нашей страны, в ее хозяйстве, строительстве, во всем быту России дереву всегда принадлежала особая роль. "Дерево во всех его разнообразных бытовых формах - от зыбки и игрушки до гроба и намогильного креста - сопутствовало народной жизни. Трудовая рука крестьянина всегда находилась в связи с деревом: рубила, пилила, строгала, тесала, вырезывала. Дерево играло роль хлеба в хозяйственно-бытовой жизни, и народное прикладное искусство развивалось и процветало, имея дерево своей постоянной и главной материальной основой", - писал один из первых исследователей народного искусства В. С. Воронов*

Изображение Поленовым Христа в исторически реальной обстановке и одежде было новаторским для своего времени.
Для художника евангельский сюжет был поводом показать Христа как гуманиста, противостоящего изуверскому догматизму фанатиков (по закону, уличенных в измене жен закидывали камнями, а искушаемый народом на обвинение Христос защитил женщину, сказав: «Кто без греха, киньте в нее камень!», и толпа разошлась.
Х.П. Платонов. 1886 г. Холст, масло.Наймичка
Известные картины: Наймичка, Маленькая няня, Крестьянская девочка. Любимый сюжет Платонова типы юных женщин с выражением элегического настроения.
М.В. Нестеров. 1898 г. холст, масло.Великий постриг
Картина «Великий постриг» является одной из работ задуманного живописцем цикла . Еще будучи студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Нестеров увлекся романами П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» (чей сын, кстати, был сокурсником художника). Идея серии заключалась не столько в иллюстрировании литературного произведения, сколько в постижении человеческой судьбы, женской доли. Трагическая любовь и не нашедшие сочувствия порывы мечтательной души героини становятся причиной ее ухода в монастырь. По сюжету романа не получившая утешения в монастырском служении девушка должна была броситься в Волгу, но Нестеров этого довершающего историю сюжета так и не написал. Остановившись на полной смирения теме «Великого пострига», художник не смог пойти против христианских заповедей и нарушить духовный путь православного человека. Девушка в черном облачении, поддерживаемая двумя монахинями, в этой разворачивающейся печальной процессии завершает свое пребывание «в миру». Вскоре она станет одной из монахинь. Идущая впереди девушка-послушница со свечой в руке олицетворяет собой образ неумирающей надежды на будущее спасение души в молитвах.
М. К. Клод холст, масло. 1871 г.На пашне
М. К. Клод холст, масло. 1871 г. На пашне
Михаил Васильевич Нестеров «Святая Русь»Холст, масло, 1905 г.
Основой сюжета картины являются слова из Библии. На картине виден зимний пейзаж. Действие происходит на Соловках. Этюды, написанные художником, взяты из этих мест. Изображение Христа, которого окружили особо чтимые на Руси угодники. Они напоминают лики старых икон, на которых изображены: Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, Георгий Победоносец. Святых Нестеров изобразил слева, а справа народ, который пришел к Христу и его помощникам, чтобы покаяться и рассказать ему о своих бедах. Своих любимых героев: странников, монахов, девушек, детей, он писал с реальных лиц. Здесь есть даже сестра и его мать. Он их изобразил поддерживающими больную девушку. Картина символизирует исконно православную веру. Только так люди разных времен смогут объединиться и спастись. Произведение рассказывает о временах, когда христианство только начинало зарождаться. Поэтому храмом здесь отображена вся земля, в снежном убранстве лесов и полей, а не раззолоченная церковь. Критики обрушились на художника с огромной яростью. Они разгромили содержание картины в пух и прах. По их мнению, в картине образ Христа и святых несут полное несоответствие официальной церкви. Так как Христос изображен в образе обычного человека. Даже, по словам Льва Толстого образ Христа схож с итальянским тенором. Картину посчитали незвучной и неудачной. В картине художнику удалось запечатлеть свои чувства в отношении политики тех времен России. Вся картина пронизана мотивами покаяния. И не случайно в 1905 г. Нестеров становится членом Союза русского
народа.
К.Н. Горский картина холст, масло. 1854 г.-1916г.Петр I посещает госпожу Ментенон в 1717 году 1887 год
1 июня (нового стиля) царь посетил сенсирскую женскую школу, устроенную г-жою де Ментенон и остался очень доволен как удобным и великолепным помещением, так и способом воспитания девиц. Царь после того пожелал видеть самую престарелую г-жу де Ментенон, которая приняла его в постели, чувствуя себя в то время больной. Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Глава 15. В пятницу 11 июня он поехал из Версаля в Сен-Сир, осмотрел все заведение и посетил классы, где занимались воспитанницы. Принимали его с королевскими почестями. Захотел он повидать и г-жу де Ментенон, которая, узнав о таковом проявлении его любопытства, улеглась в постель и задернула все шторы, кроме одной, оставленной наполовину приоткрытой. Царь вошел к ней в спальню, первым делом открыл все шторы на окнах, потом отдернул полог кровати и стал разглядывать г-жу де Ментенон, не говоря ей ни слова, равно как и она ему, после чего удалился, даже не подумав поклониться. Полные и доподлинные воспоминания герцога де Сен-Симона о веке Людовика XIV и Регентстве. Книга 2. 27. 1717. Приезд царя во Францию Петр был вполне приличен, что бы ни говорили, если и не чересчур любезен в Сен-Сире с г-жой де Ментенон, Известен рассказ Сен-Симона, повторенный бесчисленное число раз, ставший классическим: неожиданное вторжение в комнату, молчаливый и грубый осмотр. В биографии, добавленной к изданию писем г-жи де Ментенон, опубликованных Сантро де Марси, Оже -подтверждает эти подробности и даже говорит, что любопытство и непочтительность царя распространились и на племянницу бывшей супруги великого короля: «Увидав однажды г-жу де Кайлюс в обществе и узнав, кто она такая, он подошел прямо к ней, взял ее за руку и стал пристально осматривать». Легенды самые невероятные не могут поразить историка; удивительно лишь то, что Оже не читал следующего письма г-жи де Ментенон, включенного в его сборник: «В эту минуту, — письмо адресовано г-же де Кайлюс, — входит г. Габриель и говорит, что г. Беллагард просит мне передать о его желании привезти сюда после обеда, если я найду это возможным, царя. Я не решилась дать отрицательного ответа и буду ожидать его в постели. Больше мне ничего не сказали. Не знаю, следует ли его принять церемониально, хочет ли он видеть дом, девиц, пойдет ли на хоры; предоставляю все на волю случая... Царь прибыл в семь часов вечера, сел у изголовья моей кровати, спросил у меня, не больна ли я. Я отвечала, что да. Он спросил, в чем заключается моя болезнь. Я отвечала: «В глубокой старости при довольно слабом здоровье». Он не знал, что еще сказать, а его переводчик, по-видимому, плохо меня слышал. Посещение царя было весьма короткое. Он еще в доме, но мне неизвестно где. Он приказал раскрыть полог постели, чтобы меня увидеть. Можете себе представить, насколько он остался доволен» Казимир Валишевский. Петр Великий
В.Г. Перов 1834-1882ТрапезаХолст, масло, 1865 – 1876 год
Содержание картины — злая сатира на духовенство. Характеристика персонажей граничит здесь с карикатурой. «Трапеза» написана в 1865 году. Затем она дорабатывалась мастером в течение одиннадцати лет, но по идейным принципам осталась близка к его ранним, так сказать «обличительным», произведениям критического реализма. Перов намеренно прибегает к назидательно сатирическим контрастам. Огромный крест с распятым Спасителем и гуляющая, пьяная монастырская братия, которой, кажется, вовсе нет дела до Христа. Объедающиеся монахи и нищенка с голодными детьми, безнадежно тянущая руку за подаянием. А рядом важный сановник с чванливой барыней и угодливо склонившийся перед ними батюшка, рассчитывающий на большие пожертвования в монастырь. Прямолинейность, нарочитость трактовки сцены и действующих лиц обусловливают тот социальный дидактизм, который присущ критическому реализму передвижников. Вместе с тем типичность образов и воспроизведенной обстановки, а также конкретность бытовых деталей убеждают зрителя в достоверности изображенной сцены, несмотря на то, что она показана односторонне.
В.И. Якоби. 1860 г. холст, масло.Светлый праздник нищего.
В картине «Светлый праздник нищего» (1860, ГРМ; работа отмечена Малой золотой медалью) изображена сцена в бедной крестьянской избе. Произведение проникнуто горячим сочувствием к судьбе старика нищего, но назойливая подробность деталей отвлекает внимание от переживаний людей и лиц.
Ф.С. Журавлёв 1860 г. Холст, масло,Дети-нищие
В 1860-1870-е годы художник выставлял свои работы на академических выставках и выставках Общества Поощрения Художеств. Он как и прежде оставался верным бытовому жанру и избранной теме «униженных и оскорбленных». В артельный период Журавлев создал картину «Дети-нищие», которая внесла новые акценты в широко разработанную в живописи этого времени детскую тему.


Источник: www.triinochka.ru
Автор: ir.pronina

Комментариев нет:

Отправить комментарий