Обыкновенное счастье
08.03.2017
Дороти Каган родилась в 1907 году в Филадельфии в еврейской семье, которая к тому времени уже успела бесконечно далеко уйти от иудаизма: в семье не праздновали Песах, но зато красили яйца на Пасху, не знали, что такое Ханука, но вместе с соседями праздновали Рождество.
В 16 лет Дороти начала писать статьи для газеты «Атлантик Сити», а в 19 уже была принята в штат. При том что журналистика тогда считалась исключительно мужской профессией и женщин-журналисток в те годы можно было пересчитать по пальцам. Одной из них и стала Дороти Каган.
Вскоре у нее вспыхивает бурный служебный роман – с коллегой-неевреем, но во время приступа откровенности тот признается, что их отношения изначально обречены: он никогда не женится на еврейке. После этого разговора у Дороти впервые проснулась еврейская самоидентификация. Она поняла, что даже в родной и толерантной Америке и в самые звездные минуты жизни ей всегда напомнят, что она – еврейка. Да и сама она не желала этого больше забывать. «Я не могу сбросить кожу или поменять кровь. Это – внутри меня, и это – моя суть, разлитая в моей крови», – записала она в тот день в своем дневнике. Дороти уезжает залечивать любовные раны на Кубу, где знакомится с убежденным сионистом по имени Джей. Теперь ей становится окончательно ясно, что ее место там – в Палестине.
Несмотря на рекомендательное письмо, она не торопится в Иерусалим, в редакцию «Палестин пост», а снимает крохотную комнату в Тель-Авиве, учит язык и пристально вглядывается в окружающую ее жизнь. Единственное, что ее не устраивает в новом жилье, так это находящийся во дворе туалет – для американки 1920-х годов это уже немыслимо. Лишь спустя несколько месяцев она приезжает в Иерусалим и приносит в редакцию свою первую статью – о еврейских беженцах из Германии в Тель-Авиве.
«Недавно, идя по Тель-Авиву, я услышала разговор двух молодых людей.
– Я сегодня нашел комнату, – с гордостью сказал один из них.
– Поздравляю! И где?
– О, она как раз сейчас строится!
В Тель-Авиве все в дефиците, но жилье особенно. Впрочем, чему удивляться, если ежедневно в Палестину прибывает 400 беженцев из Германии, и почти все они хотят остаться именно в Тель-Авиве», – так начиналась та статья.
– Я сегодня нашел комнату, – с гордостью сказал один из них.
– Поздравляю! И где?
– О, она как раз сейчас строится!
В Тель-Авиве все в дефиците, но жилье особенно. Впрочем, чему удивляться, если ежедневно в Палестину прибывает 400 беженцев из Германии, и почти все они хотят остаться именно в Тель-Авиве», – так начиналась та статья.
Однако вскоре Дороти снова осталась одна: Джей, не выдержав тягот палестинского быта, покинул Святую землю. Ее связь с этой землей только крепла, как и ее национальное самосознание. «Она не оставила иудаизм, она просто никогда не была в нем», – с появившимся холодным презрением напишет Дороти, узнав, что сестра вышла замуж за нееврея.
Примерно в это же время Дороти знакомится с поэтессой Джесси Семптер и перебирается к ней, в киббуц Гиват-Бреннер, где и проживет три года, будет работать в поле, коровнике и на посадках деревьев, а по вечерам писать новые очерки и свою автобиографию – словно предчувствуя, что судьба отпустит ей не так много времени. В один из дней к ней в киббуц приезжает Джей, снова навестивший Палестину и через несколько дней собирающийся вернуться в Америку, и предлагает ей руку и сердце. Но с одним условием – уехать с ним, подальше от тяжких условий жизни киббуца. Выбор прост: Джей, которого она все еще любит, или Палестина. И Дороти выбирает Палестину.
В 1936 году, в самый разгар устроенных арабами беспорядков, выходит ее книга о самой себе. Есть там несколько страниц и об этих погромах. «Я говорила, что арабы такие же люди, как и мы, и так или иначе, но нам приходится делить с ними хлеб. Мне же отвечают, что человек, не видевших ужасов погромов 1929 года, не имеет права судить об арабах, – запишет она. – И вот я вижу, как они сегодня жгут дома и убивают детей моего народа. Но через несколько месяцев мы все равно снова будем делить с ними хлеб».
Дороти провела на раскопках день, взяла интервью у Песаха и уехала. Но спустя несколько дней они случайно встретились в Иерусалиме, Песах пригласил ее к себе в гости – и они три дня не выходили на улицу. Казалось, они идеально подходили друг другу, но когда Дороти сообщила Песаху, что беременна, он отказался жениться, заявив, что «создан для всех женщин мира». Дороти рассказала обо всем Генриетте Сольд, которая к тому времени уже перебралась в Палестину и считала юную журналистку своей приемной дочерью. Сольд отправилась к Песаху Бар-Адону и сказала: «Послушай, милый! Либо ты на ней женишься, либо тебе же будет хуже. Ты меня знаешь!»
Кто же в Палестине тогда не знал Генриетту Сольд? Все знали и все боялись, памятуя её железный авторитет в сионистском движении. И Песах согласился жениться, оговорив при этом, правда, свое право на «свободу» и возможность появляться дома только по выходным. Так в 1940 году на свет появился Дорон Бар-Адон. Он не помнит, как вместе с матерью переехал в Мерхавию, но поселились не в одноименном киббуце, а в самой деревне, в просторном частном доме, по которому, к слову, бегали огромные крысы. Зато Дорон помнит, как мать каждую пятницу готовила праздничный стол, надевала свое лучшее платье, и они вместе ждали отца.
Одни из самых ярких воспоминаний Дорона связаны с 1947 и 1948 годами – мать тогда буквально светилась от счастья, наблюдая шаг за шагом провозглашение Государства Израиль. Но уже в 1949 году здоровье Дороти неожиданно пошатнулось, а в 1950-м стало ухудшаться на глазах. Он так толком и не знает, что у нее было: летом 1950 года его отправили на лето к друзьям, а мать легла «на проверку» в иерусалимскую больницу «Адасса», откуда уже не вышла.
Умирала она на руках Песаха. «По меньшей мере, свои последние слова в жизни я произношу на иврите», – скажет она, прежде чем покинуть этот мир. Десятилетний Дорон участвовать в похоронах матери откажется – ему будет казаться, что своей смертью она предала его. Вот, в принципе, и вся история. Вроде бы совсем обычная, но именно из таких обычных и в то же время уникальных историй складываются судьбы нации и цивилизации. С праздником вас, женщины!
Петр Люкимсон
Комментариев нет:
Отправить комментарий