четверг, 23 марта 2017 г.

СОКРОВИЩА "ГАЛИЦКОГО ВЕРСАЛЯ"

Львовская национальная галерея искусств имени Бориса Возницкого представляет масштабную и знаковую выставку «Сокровища Подгорецкого замка». Картины и предметы искусства, прежде украшавшие «Галицкий Версаль» — именно так называли Подгорецкий замок в период его расцвета, — извлечены из запасников, где были скрыты около 70 лет, и впервые представлены широкой публике.
Кураторы выставки собрали более 200 экспонатов — от картин до предметов интерьера. Живописные полотна не сопровождают привычные таблички с именами художников, однако чудом сохранившиеся экспонаты поистине уникальны
Подгорецкому замку — 377 лет. Этот памятник архитектуры эпохи позднего Ренессанса и барокко находится в селе Подгорцы Бродовского района Львовской области. Когда-то дворцово-замковый комплекс поражал своим великолепием.

Зрители не видели шедевров коллекции Подгорецкого замка с момента утверждения здесь Советской власти в 1939 году,когда частный музей князя Сангушко, работавший на тот момент в замке, закрылся, а здания были переданы Львовскому историческому музею. После Второй мировой войны замок подвергся разграблению; позже в здании дворца был устроен санаторий для больных туберкулезом. Восстановление дворцового комплекса началось только в 1997 году и продолжается по сей день.
Источник: varianty.lviv.ua
Фотограф Александр Ковальчук
Источник: ji-magazine.lviv.ua
Собрание произведений искусства, принадлежащее гетману Станиславу Конецпольскому и его потомкам, считалась самой богатой в западно-украинских землях. Большая ее часть сохранилась до сих пор и является собственностью музеев Украины (ЛНГИ им. Возницкого, Львовский исторический музей, Львовский музей истории религии) и Польши (Окружной музей в Тарнове,Национальный музей в Кракове, Исторический музей города Кракова, Национальный музей в Варшаве, частные коллекции). На выставке «Сокровища Подгорецкого замка» экспонируется украинская часть коллекции — произведения живописи, скульптуры, оружие, прикладное искусство.
Источник фото: dyvys.info
  • Источник: ji-magazine.lviv.ua
Подгорецкий замок — настоящая княжеская резиденция. Комплекс «palazzo in fortezza» (дворец в крепости) построен в 1635—1640 годах по заказу коронного гетмана Речи Посполитой Станислава Конецпольского. Замысел гетмана воплотили известный итальянский архитектор Андреа дель Аква, а оборонительными деталями занимался военный инженер Гийом де Боплан. Их усилиями и был создан Подгорецкий замок.
  • Идет подготовка экспозиции. Фото: ЛНГИ
Живописная работа Александра Григлевского «Интерьер дворца» была создана в 1871 году. Картина хранилась в киевском музее Ханенко; впоследствии стало известно, что на ней изображен «золотой зал» Подгорецкого замка. Остальные залы носили названия«китайский», «рыцарский», «мозаичный», «зеркальный», «зеленый», отражая тем самым убранство интерьеров.

Источник фото: ji-magazine.lviv.ua
Подгорецкий замок в наши дни. Фото: touristclub.kiev.ua
Источник: varianty.lviv.ua
Фотограф Александр Ковальчук
Идея представить зрителям шедевры замка в Подгорцах принадлежит нынешнему директору Львовской национальной галереи искусств Тарасу Возняку. Придя на смену Борису Возницкому, который много лет отдал активной музейной деятельности, Тарас Возняк продолжает дело своего славного предшественника. Борис Возницкий, имя которого носит ныне Львовская национальная галерея искусств, жил с мечтой о том, что Подгорецкий замок будет отреставрирован во всей своей красе, а заботливо хранимые предметы искусства вернутся в роскошные интерьеры и будут радовать как украинских посетителей, так и многочисленных туристов. Именно Возницкий с целью популяризации исторических и культурных объектов Западной Украины создал туристический маршрут «Золотая подкова», в который входят замки Галичины — Олесский, Золочевский, Подгорецкий и Свиржский.
Поклонники знаменитого фильма «Три мушкетера», созданного в 80-е на Одесской киностудии, наверняка помнят сцену появления д’Артаньяна с подвесками, снятую на фоне замка — Версаля, роль которого «сыграл» Подгорецкий замок. Более чем смелый ход, учитывая состояние замка и в те годы, однако основания для «королевских» аналогий у комплекса имеются.
Из интервью с Борисом Возницким:
 — Говорят, Петр I построил свой Петродворец именно по образцу Подгорецкого замка после того, как побывал здесь.
 — Это правда! В 1635 году гетман Станислав Конецпольский решил удивить всю Европу красотой своей резиденции. Дом и великолепный сад появились в Подгорцах за десять лет до строительства Версаля. Здесь были заезд для карет,изумительный парк, театр, на балы съезжались европейские монархи. Бывал и российский царь, которого потрясла роскошь замка. В резиденции находилась восхитительная картинная галерея: работы Рембрандта, Ван Дейка, других известных художников. Однако после революции красноармейцы вырезали картины из рам, зарисовали и на полотнах написали революционные лозунги. Очень много ценностей вывезли в Южную Америку последние хозяева замка,а руководители туберкулезного санатория, который располагался там после войны, дополнили картину разрушений. Главный врач, к примеру, превратил уникальный костел в гараж. В 1956 году из-за сварочных работ вспыхнула крыша. Замок пылал два дня. Можете себе представить, что от него осталось. Эти руины мы и приняли в 1997 году…"
На открытие выставки «Сокровища Подгорецкого замка» приезжал министр культуры Украины Евгений Нищук (на фото справа). По словам министра, которого представленная экспозиция очень впечатлила, он будет прилагать максимум усилий для того, чтобы будущий год назвали Годом реставрации. Впрочем, это, в первую очередь, касается именно экспонатов из коллекции замка: оставленные на почти 70 лет без внимания специалистов, многие из них требуют восстановления и бережного ухода.
Дизайн экспозиции, которую оценивают как продуманную и целостную, создал Сергей Петлюк. Использованы элементы интерактивности — это и экраны с информацией о коллекции и тех вельможах, которым она принадлежала, и занятная инсталляция с портретами Станислава Любомироского и его невесты, едущих в карете на свадьбу в Варшаву. Дизайнеры придумали, как можно оригинально использовать единственную сохранившуюся золоченую стенку роскошной французской кареты 18 века, искусно расписанную гербами молодоженов, и она украсила экспозицию.
Предоставим слово куратору выставки Оксане Козинкевич. «Венец ратных трудов — Победа, Победы — Триумф,Триумфа — отдых». Именно эта надпись на мраморной табличке ворот замка-дворца раскрывает его назначение — отдых после триумфальных побед над врагом, политической борьбы и светских интриг. Замок приветливо окутывал уютом каждого, кто заходил в его покои и залы. За порогом оставались мирская суета, неуверенность земной жизни и печаль. Талант создателей замка целостно и гармонично соединил контраст камерности — с масштабностью, поэтический хаос — с опрятностью, пропорциональность — с асимметричностью, серьезность — с весельем, тайну — с откровенностью. Все это придавало уверенности и гарантировало впечатление от архитектурного образа — яркого оазиса жизни польско-украинских династий магнатов.
Источник: ji-magazine.lviv.ua
Интерьеры дворца с их неповторимым декором, пышными резными и покрытыми позолотой потолками, нарядным обрамлением каминов, причудливыми порталами настраивали на изысканное «вкушение» красоты и аристократического величия. Залы украшала богатая художественная коллекция: живопись, скульптура, мебель, ценные ткани, ковры, фарфор,испанское стекло, оружие, библиотека. Роскошь увиденного поражала посетителей.
Среди шедевров коллекции, представленных в специально устроенных залах — масштабные полотна на религиозные темы, выполненные украинским художником Гиацинтом Олексинским, вещи, принадлежавшие польскому королю Яну ІІІ Собескому. Когда-то замок украшали прекрасные копии работ знаменитых живописцев — РафаэляТицианаКараваджо. Работы поляка Шимона Чеховича соседствовали с батальными полотнами Якоба де Баана. Кураторы специально показывают экспонаты без подписей — с тем, чтобы посетители могли наиболее полно ощутить шарм интерьеров Подгорецкого замка и создали свою собственную реальность.
Источник: varianty.lviv.ua. Фотограф Александр Ковальчук
Богатый декор фасадов замка и внутренние интерьеры создавались итальянскими мастерами, которые использовали дорогие породы дерева, черный мрамор и позолоту. В этот же период при замке был заложен Итальянский парк с просторными цветочными террасами, фонтанами и скульптурами. На холме неподалеку от замка были высажены виноградные лозы, привезенные из Венгрии, чтобы производить собственное вино. В 1640-х годах новый замок Концепольских неоднократно принимал титулованных гостей, в числе которых были князь Радзивилл и польский король Владислав IV с супругой. В 1648 году покой роскошного замка был нарушен — в годы восстания Хмельницкого казаки несколько раз захватывали Подгорцы, в результате чего значительно пострадал и сам замок, и его прекрасный садово-парковый ансамбль.
Выставка «Сокровища Подгорецкого замка» во Львовской Национальной галерее им. Возницкого будет работать до августа 2017 года, - сообщают музейщики на официальной странице в фейсбуке, а потом отправится в Польшу, в город Краков. 

Таким образом украинские искусствоведы хотят обратить внимание на Подгорецкий замок, который крайне нуждается в реставрации. «Я думаю, что Варшава сразу начнет ревновать," - говорит директор Национальной галереи искусств Тарас Возняк. «Но не только она, а и Вильнюс. Потому что Подгорецкий замок начинали строить литовские вельможи». Тарас Возняк надеется, что польские и литовские музейщики помогут отреставрировать многие экспонаты прежде, чем выставить их в своих музеях.
Золотой зал Подгорецкого замка. Открытка 1901 года
По материалам пресс-релиза ЛНГИ, сайта castles.today. Титульная иллюстрация: ЛНГИ

Комментариев нет:

Отправить комментарий