среда, 15 марта 2017 г.

"МИКЕЛАНДЖЕЛО и СЕБАСТЬЯНО" В ЛОНДОНЕ

Национальная галерея в Лондоне открывает выставку-историю — детальное исследование периода в жизни Микеланджело Буонарроти, когда он тесно сотрудничал с художником, гораздо менее известным, чем он. «Микеланджело и Себастьяно» — это рассказ, который переносит посетителей в сердце Рима эпохи Высокого Возрождения. А один из главных экспонатов — мраморная статуя воскресшего Христа, известная своей полной и бескомпромиссной наготой.
Отношения между двумя великими итальянскими мастерами — Микеланджело и Себастьяно дель Пьомбо — можно с полным основанием назвать исключительными для жестокого конкурентного мира Высокого Возрождения в Риме.
Себастьяно дель Пьомбо. Встреча Марии и Елизаветы (Посещение Марии)
Встреча Марии и Елизаветы (Посещение Марии)
Себастьяно дель Пьомбо
1519, 168×132 см
Они познакомились в 1511 году, когда Себастьяно приехал в Рим, где Микеланджело заканчивал украшение потолка Сикстинской капеллы. Результатом последующей 25-летней дружбы и сотрудничества стали выдающиеся произведения искусства, которые один не смог бы создать без другого. Отношения двух мастеров проходили на фоне военных и религиозных конфликтов той эпохи, которая в то же время отличалась интеллектуальным всплеском и художественными новшествами.
Микеланджело Буонарроти. Рисунок для "Воскрешения Лазаря"
Себастьяно дель Пьомбо (настоящее имя — Себастьяно Лучиани) родился в Венеции в 1485 году и обучался,вероятно, у Джорджоне. В Рим 26-летнего художника привёз Агостино Киджи, папский банкир и крупный покровитель того времени. Молодой венецианец — во многом благодаря протекции Микеланджело, — стал знаменитым портретистом и мастером религиозных сюжетов.

Микеланджело вовлёк Себастьяно в соперничество с Рафаэлем. Он делал разработки для «Воскрешения Лазаря» дель Пьомбо, пытаясь затмить«Преображение» своего прямого конкурента Санти. После смерти Рафаэля Себастьяно стал первым художником Рима и первым живописцем, который вернулся в Вечный город после знаменитого Разграбления 1527-го года. В награду папа Климент VII сделал его хранителем папской печати (отсюда и прозвище Пьомбо — «Свинцовый»).

Слева: рисунок Микеланджело для«Воскрешения Лазаря» (1516). Британский музей
Поздний стиль Себастьяно дель Пьомбо характеризуют как тёмный и мрачный, а фигуры на его картинах демонстрируют почти неуклюжую силу.
«Творчество Микеланджело явилось одним из факторов, стимулировавших развитие маньеризма, но,в отличие от маньеристов, односторонне понимавших его наследие, сам Микеланджело сумел до конца сохранить и выразить в своих произведениях любовь к человеку и веру в его величие и красоту», — более подробную биографию одного из величайших мастеров Возрождения читайте здесь.
Себастьяно дель Пьомбо. Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря
Себастьяно дель Пьомбо
1519, 381×289.6 см
Помимо совместной работы «Воскрешение Лазаря», написанного для Нарбонского кафедрального собора во Франции,в центре выставки «Микеланджело и Себастьяно» находится мраморная статуя полностью обнажённого Христа. Микеланджело закончил это изображение воскресшего Иисуса в 1521 году в возрасте 46 лет. Но после смерти скульптора его творение задрапировали металлической вуалью в стиле барокко — и в таком виде оно до сих пор стоит в римской базилике Санта-Мария-сопра-Минерва.
«Вера Микеланджело в тотальное раскрытие человечности Христа все ещё слишком современна для церкви 21-го века», — заметил арт-критик газеты «Гардиан» Джонатан Джонс.
Микеланджело Буонарроти. Воскресший Христос

Впрочем, в Британию привезли первую версию «Воскресшего Христа», которая томилась в безвестности в монастыре Сан-Винченцо в Бассано-Романо до 1997 года, пока её не признали утерянным произведением Микеланджело. Это своё творение отверг сам мастер. Как гласят источники XVI века, статую ему заказали в 1514 году. Он принялся за работу над огромным мраморным блоком и практически закончил скульптуру, когда обнаружил в камне тёмное пятно — как раз на лице Иисуса. Как правило,Микеланджело начинал с ног, и поэтому сделал неприятное открытие лишь в конце работы. 

В ярости Микеланджело отказался от этой версии, получил новый блок мрамора и вырезал ту статую, которая по сей день стоит в сердце Рима. А забракованная первая попытка была забыта, позже доработана неизвестным скульптором и, наконец, оказалась в монастыре, где её мало кто видел. 

Слева: Микеланджело Буонаротти,«Воскресший Христос» (1521)
На выставке «Микеланджело и Себастьяно» можно увидеть ещё один плод совместного творчества двух мастеров — «Пьету» для базилики святого Франческо в Витербо, другие картины, рисунки, скульптуры и фрагменты переписки между художниками.
Себастьяно дель Пьомбо. Пьета
Пьета
Себастьяно дель Пьомбо
1517, 225×260 см
Ниже: слева — фрагмент «Пьеты» Себастьяно дель Пьомбо, справа — фрагмент рисунка Микеланджело «Мужской торс со сжатыми руками» (1512)
Экспозиция «Микеланджело и Себастьяно» в Национальной галерее в Лондоне открывается 15 марта и продлится до 25 июня.
По материалам официального сайта Национальной галереи в Лондоне, газеты The Guardian и ряда других источников

Комментариев нет:

Отправить комментарий