вторник, 14 февраля 2017 г.

ХЛЕБ СТЫДА

ХЛЕБ СТЫДА
ИГОРЬ КУПЕРБЕРГ
На главную страницу Распечатать
В мире действует фундаментальный закон, который мы могли бы назвать "ограничение на наслаждение от незаслуженного дара", а в еврейской традиции этот принцип называется запрет на "хлеб стыда".
Агада разъясняет этот принцип на примере следующей притчи. Жил один царь, имевший абсолютно все. И вот однажды, гуляя вокруг своего дворца, он увидел сидящего на земле бедняка. "Я несчастен, - сказал бедняк, - ибо у меня ничего нет: ни еды, ни одежды, ни крова". "Как замечательно, что я встретил тебя, - сказал царь. - Я давно хотел кого-то наградить, кому-нибудь что-нибудь дать, и у меня не было кому. Я дам тебе все". И царь взял бедняка к себе во дворец и приказал своим слугам давать ему все, что тот попросит. И этот бедняк жил во дворце, и ему давали все, что бы он ни просил.
Через некоторое время царь пришел к нему и спросил: "Ты получаешь абсолютно все, что пожелаешь. Теперь ты счастлив?" Бедняк ответил: "Отнюдь, я совершенно несчастен. Ибо все, что я получаю здесь, я получаю незаслуженно. В сущности, любое мое действие в жизни потеряло смысл, а все, что я получаю здесь - это подачки, "хлеб стыда", а он не приносит удовлетворения.
Итак, "хлеб стыда" в еврейской традиции означает нечто, что дается незаслуженно, и от него человек не может получить наслаждение. При этом самый низший, примитивный уровень наслаждения человек может все же ощущать даже от незаслуженного приобретения. В любом случае человек "заслуживает" право дышать, пить и есть. Однако уровень этого наслаждения ограничен нуждами физического существования, чтобы просто не умереть. Но как только человек хочет получить большее наслаждение в жизни - немедленно действует ограничение на "хлеб стыда". А поскольку Вс-вышний хочет дать человеку настоящее благо, то оно не может быть незаслуженным "хлебом стыда".
Очевидно, что если бы царь из притчи понимал это, то он дал бы бедняку не просто возможность получить награду, но взял бы его к себе на работу и платил бы в соответствии с его успехами. Именно так поступает Б-г по отношению к человеку.
Недавно в кабинете генерального директора Еврейского Фонда Украины Аркадия Монастырского сидела пожилая еврейская женщина лет семидесяти пяти. Она рассказывала ему и автору этих строк о своем визите в Израиль и США, куда она ездила проведать родственников. Внешне дама выглядела вполне обеспеченно. На всех пальцах рук красиво смотрелись золотые кольца с драгоценными камнями. Но вдруг ее взгляд остановился на коробке с мацой, и она заговорила о том, что в этом году хесед дал ей в подарок мацу не такого качества, как ей бы хотелось. И я, и Аркадий Монастырский уверили ее, что маца этого года была отменного качества, ее отправляли даже в Москву и далекую Аргентину.
- Нет, вы не понимаете, - сказала она. - Маца была толстая. Вот американская или израильская маца лучше. Почему вы не привозите мацу из-за границы?
- А почему бы Вам не купить себе такую мацу, какая Вам нравится? - спросил я.
- Зачем покупать? Ведь хесед дает бесплатно.
Я и Аркадий, оба члены Попечительского совета Киевского хеседа, переглянулись и подумали об одном и том же. Что-то мы в еврейской общине делаем не совсем правильно, если через 10 лет после возрождения городской общины у многих евреев Киева есть твердое мнение, что мацу покупать не нужно. Даст бесплатно хесед. Цдаку в синагогу приносить не нужно. Деньги привезет раввин. За билет на еврейский концерт платить не нужно. Ведь все профинансировали "Джойнт" и "Сохнут". И даже пару гривен в год за подписку на еврейскую газету отдавать не хочется. Говорит еврейская пословица, что самый длинный путь - путь к своему кошельку. Вырабатывается некий потребительский стереотип. И тогда уже трудно представить, что получать помощь от хеседа должны не все евреи пенсионного возраста, а только те из них, кто без нее не может обойтись.
Внешнее финансирование хеседов в этом году существенно уменьшилось. Это иногда больно ударяет по бедным и нищим евреям, которым без бесплатного обеда и продуктовой посылки просто не выжить. Но от них я, как омбудсмен еврейской общины, жалоб получаю очень мало. Жалуются, и громко жалуются, те евреи, у которых приличная пенсия, благополучные дети и внуки, нормальные квартиры и дачи за городом. Эти люди вполне могли бы обойтись без продуктовых наборов, предназначенных для одиноких, нищих стариков. Но именно для них маца толстая, продуктовая посылка маленькая, бесплатный обед в столовой недостаточно вкусный, а концерт во дворце "Украина" слишком длинный.
Всем понятно, что деньги на все наши общинные программы собраны такими же евреями, как и мы. Да, они находятся в лучших условиях; да, больше нас зарабатывают. Но не нужно лукавить. Еврейский закон требует от всех нас 10 процентов доходов жертвовать на благотворительность. А 10 процентов есть 10 процентов, независимо от получаемой суммы. Согласно нашей традиции и нищий из собранной милостыни обязан давать цдаку. А многие ли из нас готовы отдавать свои 10 процентов? Да если бы это было так, то не было бы у общины проблем с финансированием газеты, уборкой еврейских участков на кладбище, помощи одиноким матерям, детям-сиротам и временно безработным.
Нельзя бесконечно надеяться на помощь из-за границы. Вполне возможно, что внешняя помощь будет и далее уменьшаться, а когда-то прекратится вовсе. Пора каждому решить для себя, кем он хочет быть: свободным и ответственным членом еврейской общины или...
Теодор Герцль некогда сказал: "Дух народа может быть расшатан именно милостыней". А рав Деслер в другое время добавил: "С момента, когда человек становится только получателем, он скатывается на животный уровень, и на этом пути достижение человеческого счастья невозможно".
Приближается светлый еврейский праздник Шавуот, праздник дарования Торы. В канун этого праздника я призываю каждого еврея сделать свой личный вклад, дать личную цдаку за себя и свою семью синагоге, еврейской общине или помочь другому еврею. И не важно, сколько это будет. Каждый пусть выберет сумму сам, исходя из своих реальных возможностей, и узнает на практике, что давать цдаку значительно приятнее, чем получать ее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий