понедельник, 5 сентября 2016 г.

КАВКАЗ: РОССИЯ ИЛИ СМЕРТЬ?

Авраам Шмулевич

September 5, 2016
Avraam and T.T./КАВКАЗ: РОССИЯ ИЛИ СМЕРТЬ – Уже несколько веков является имперской формулой России для всего мира./ – GCSSI.Мы попросили господина Авраама Шмулевича дать интервью для нашего аналитического портала GCSSI /Грузино – Кавказский Институт Стратегических Исследований/.Теймураз Туманишвили: – Господин Авраам, прежде всего спасибо большое за время, которое уделили нам, нашему институту. Вы всегда детально рассматривали проблемы кавказского региона на фоне различных временных ситуаций в мировой геополитике. В сегодняшнем очень непростом развитии событий на Ближнем Востоке и в СНГ (российско-украинская война), какая роль ведущими мировыми и региональными игроками (США, Евросоюз, Британия, Китай, Россия, Турция, Иран) отводится Кавказу: Кавказ-щит, Кавказ-мост, или же Кавказ – пороховой погреб в подбрюшье некогда мощной империи?
Теймураз Туманишвили: – Можно ли сегодня воспринимать Кавказ, как единый регион, искусственно разделенный на северную и южную части? Каковы внешние сферы влияния на те, или иные государства и области Кавказа?
Авраам Шмулевича: – Кавказ, конечно, является единым регионом. Есть такое понятие: естественные границы, это вещь объективная. Они диктуются законами физической географии, геоэкономики, геополитики и т.д. Регионы, которые находятся внутри естественных границ, представляют собой естественное единство. История показывает, что когда их искусственно разделяют, они имеют свойство соединяться вместе. Между различными частями такого региона существуют естественные экономические связи и, как правило, внутри этих границ регион населяют народы, которые близки друг другу и составляют единую цивилизацию. Именно таким регионом является Кавказ.
При этом надо сказать, что Кавказ исторически является европейским регионом. Он являлся, по сути, частью Европы с античных времен. Христианство, которое, конечно, является форматирующей идеологией европейской цивилизации, проникло на Кавказ через евреев в первые века новой эры. Исторически, вплоть до XV-XVI века, до захвата Турцией Константинополя, регион был связан с Европой, с Италией, с Византией. Однако вмешательство колониальных держав прошлого, колониальных империй, разрушило, в значительной степени, европейскую идентичность, эту связь. Первой это была Турецкая империя, которая полностью отсекла Кавказ от Европы. Так же Иран, который захватил часть Кавказа и превратил его в Азию по многим показателям. И, наконец, Российская империя, деструктивное влияние которой было наиболее сильным, и оно ощущается до сих пор.
Как известно, российская география делит Кавказ, который, повторяю, является единым регионом, на три зоны: Предкавказье, Северный Кавказ и Закавказье.
Так называемое Предкавказье было практически полностью очищено от коренного кавказского населения, это были, в первую очередь, черкесы, так же как и ногайцы, другие народы, колонизировано русскими и включено в российское экономическое поле.
Южный Кавказ и Северный Кавказ, они сейчас искусственно разделены. Сейчас Северный Кавказ находится в составе Российской империи. Некоторые географические части Северного Кавказа находятся в Грузии. И это разделение, оно до сих пор, конечно, играет очень деструктивную роль. Раздирается единое цивилизационное пространство, которое разделено на несколько областей государственными границами и само главное, что часть Кавказа находится под прямым российским управлением. Любая колониальная власть деструктивна, но российская особенно. И ранее происходила стремительная деградация народов, которые находятся в российском цивилизационном поле. Но в постсоветское время эта деградация происходит с удвоенной скоростью
Конечно Кавказ – искусственно разделенный регион, и большая его часть контролируется Россией.
Важно отметить, что Россия при этом рассматривает весь Кавказ, как Северный, так и Южный, как зону своего собственного влияния. Большая часть государств и сил согласны с этим видением России. Практически все мировые страны согласны с этим видением России, не оспаривают, что Кавказ является естественной зоной влияния России.
Все регионы Кавказа рассматриваются в мире как находящиеся в хоне эксклюзивных интересов России, за исключением Азербайджана. Азербайджан близок, во первых, Турции, Турция рассматривает его как сферу своего влияния. Между Азербайджаном и Турцией существуют очень мощные связи. И второй центр силы – это Иран. Про иранский Азербайджан, историю разделения Азербайджана, количество азербайджанцев в Иране и т.д. рассказывать не нужно, это все очевидно, тем более, что верховный лидер Ирана – аятолла Хаменеи является азербайджанцем по национальности. Кстати, Эрдоган – лидер Турции, является аджарцем по происхождению.
Но Россия, Турция и Иран, каким-то образом, согласовывают свои интересы касательно Азербайджана, и между ними не происходит каких-либо столкновений за сферы влияния. У меня имеется четкое впечатление, что где-то еще в 90-е годы было заключено секретное соглашение между Турцией и Россией о том, что Турция не вмешивается в дела Кавказа – Северного и Южного, а Россия, в ответ, не вмешивается в курдскую проблему. Никаких прямых доказательств этого соглашения нет, но так это выглядит это со стороны.
Теймураз Туманишвили: – Насколько заинтересованные государственные субъекты используют эти внешние влияния, исходя из дифференцированности кавказского региона, как на юге, так и на севере? Тем более, что вряд ли найдется еще в мире регион, включающий в себя такое множество этнических, религиозных, языковых, культурных групп на сравнительно компактной территории.
Авраам Шмулевича: – Я должен сказать, что мнение о том, что среди стран-лидеров мирового сообщества существует какая то четкая долгосрочная продуманная политика – это мнение, к сожалению, во многом ошибочно. Мнение, что есть долгосрочный план стратегии, в том числе и восточной, который хитро проводится в жизнь на протяжении многих десятилетий, к сожалению, это во многом не соответствует действительности. Политика крупнейших стран во многом ситуативна. Политическое руководство, как правило, крайне некомпетентно, и действует, исходя из каких-то внутренних импульсов. Это касается и России, это касается и Запада.
Четкой стратегии в отношении Северного Кавказа, нет вообще ни у кого, – ни у Запада, ни у Америки, ни у Евросоюза, ни у Великоритании, ни у Турции, ни у Израиля, самое плохое – даже у России. Я неоднократно говорил, что Северный Кавказ может стать той точкой, с которой начнется переформатирование всего региона, а вслед за тем и мира, то есть, он может стать своего рода Балканами XXI века. Потому что столь сложный регион, в котором столь много напряжения и внутренних противоречий. Если в управлении им не существует четкой стратегии, если у управляющих нет понимания идущих там процессов, то эти процессы неминуемо вырвутся из-под контроля, противоречия, рано или поздно, выльются наружу, как произошло с Балканами в начале ХХ века. Чем это тогда кончилось – мы ощущаем до сих пор, катастрофой и полным переформатированием мира, причем в худшую сторону. А Балканы конца 19- начала 20-го века и Кавказ оконца 20-го – начала 21 –го века очень и очень схожи, географически, конгломерат народов и вер, искусственные границы, разорванные естественные экономические связи внутри региона, неэффективное управление, репрессии и подавление прав народов колониальные империи, владевшие регионом в недавнем прошлом целиком, и продолжающие контролировать его отдельные части до сих пор, столкновение интересов внешних игроков, при этом отсутствие у этих внешних сил внятной стратегии и понимания перспективы – список можно долго продолжать.
Мировые игроки подходят к Кавказу чисто ситуативно. Они рассматривуют Кавказ в контексте мирового терроризма, их интересует, что бы Кавказ не превратился в источник террористической угрозы. И второе – как транспортный корридор. Но, в связи с изменением мировой динамики цен на нефть, те транспортные проекты, которые были связаны с Кавказом еще 10-15 лет назад, сейчас несколько менее актуальны.
Что касается мирового терроризма, то это, соус, под которым Россия, как бы подает Западу Кавказ – в качестве зоны собственного влияния. Россия утверждает, что она является стабилизирующей силой на Северном и Южном Кавказе, что именно Россия способна обуздать эти противоречия, которые есть на Кавказе и противодействовать терроризму.
Однако это является полностью ошибочным. Это концепция не соответствует реальности. Россия давно является не стабилизирующим фактором и на Северном, и на Южном Кавказе, а дестабилизирующим. Но понимание этого факта еще не дошло до западных, до мировых лидеров и даже до значительной части экспертного сообщества.
Теймураз Туманишвили: – Каково ваше мнение, – как можно преодолеть грани этих исторических (традиционных) и искусственных (извне) разделов Кавказа?
Авраам Шмулевича: – То место, которое занимает тот, или иной регион в мировой политике и в планах сильных игроков, в первую очередь зависит от самих государств этого региона и жителей этого региона. Так как крупнейшие мировые силы, в принципе, самодостаточны. Провинция, периферия их интересует тогда, когда там есть источник внешней угрозы, или когда они являются полем приложения в их соперничестве с другими мировыми силами, или в интересах их экономики.
Но, если народы того или иного региона хотят, чтобы они заняли достойное место на мировой шахматной доске, на мировой политической карте, они должны сами прилагать усилия к этому. От самого народа зависит, будет ли он лишь объектом, будет ли он находиться на периферии мировой цивилизации, мировой экономики, или это будет регион, который займет достойное место в мировом раскладе сил, станет субъектом мировой политики, что позволит ему достичь высоко уровня жизни и высокого развития экономики.
Если мы говорим про интересы кавказских народов, то, в первую очередь, их должно было бы интересовать восстановление субъектности. Народ, регион, цивилизация, которая разделена и находится под внешним влиянием, она не может быть успешной. При существующем положении народы Кавказа обречены на деградацию и может, как часто это бывало в истории, на ассимиляцию и исчезновение. Такая деградация, и при том стремительная, происходит со всеми народами, которые оказались в сфере влияния Российской империи. Она происходила в XIX , в ХХ веке, а сейчас просто ускорилась. И цементирующей средой, основной идеей народов Кавказа должно быть восстановление их независимости, восстановление эволюционной субъектности, восстановление естественных связей.
К сожалению, пока нельзя сказать, что эта идея охватила широкие массы даже в тех странах, которые получили формальную независимость. По моим наблюдениям, политические элиты южно-кавказских государств: Грузии, Армении и Азербайджана, в значительной степени, еще не осознали того факта, что они являются элитами самостоятельных государств. Они все время оглядываются на внешних игроков, в первую очередь Россию, боятся вообще принимать самостоятельные решения. Это естественно для народов, которые веками были в колониальной зависимости. Такой комплекс младшего брата, который боится делать самостоятельные шаги.
Если народы Кавказа и, в первую очередь, независимых кавказских государств, преодолеют этот комплекс, то они смогут играть самостоятельные роли. Если нет, – не преодолеют, то их ждет прозябание в качестве периферии распадающейся Российской империи. Все болезни, которыми болеет русский народ и российское общество, они на Кавказе, как на любой периферии, еще более усиливаются, и если дело пойдет так и дальше – то произойдет очень печальное явление, – окончательный закат великой Кавказской цивилизации. Не хотелось бы, что бы это произошло. Но, произойдет это, или нет, зависит прежде всего от народов Кавказа, от правящих элит и от интеллектуальной прослойки, интеллектуалов в первую очередь, которые могли бы донести это видение до широких слоев своего общества.
Теймураз Туманишвили: – Что может в перспективе являться скрепляющим (цементирующим) центром региона? Какие шаги можно сделать в этом направлении?
Авраам Шмулевича: – Цементирующей идеей региона должно быть восстановление самостоятельной цивилизационной субъектности. Кавказ на протяжении тысячелетий существовал без всякой российской экономической помощи, без всяких указаний из Москвы, Стамбула, или Тегерана. Он вполне может так просуществовать и дальше. Если народы Кавказа этого захотят.
С одной стороны, это очень просто. Мы неоднократно наблюдали примеры подобного национального возрождения в истории. Сплоченная группа интеллектуалов, особенно если они умеют владеть оружием, может практически все. Может изменить направление исторического развития своей страны, своего народа. Но, к сожалению, еще более чаще в истории мы видим примеры, когда тот, или иной народ не смог выделить такого авангарда и просто сходил со сцены. Что будет происходить на Кавказе? Посмотрим. Хотелось бы, чтоб это был первый вариант.
Теймураз Туманишвили: – Что может задействовать на Кавказе в своих интересах российский официоз, каковы реаальные риски сегодня?
Авраам Шмулевича: – У России, конечно, есть очень мощные рычаги влияния на Кавказ. В первую очередь это правящие элиты, которые находятся в полной зависимости от России, и интеллектуальной, и экономической, и агентурной. Россия вообщем никогда не считала, что она уходит, или ушла с Кавказа и всячески пыталась и пытается держать Кавказ в своих цепких объятиях. Одновременно, как я уже говорил, Москва создает у Запада впечатление, что Кавказ является её естественной зоной влияния. Так что рычаги у России есть. Это мы видели на примере Грузии, на примере азербайджано – армянского конфликта, который был создан Россией и очень эффективно используется ею уже на протяжении 25 лет.
Теймураз Туманишвили:- Как, по вашему мнению, будут (могут) развиваться взаимоотношения между Израилем и государствами Южного Кавказа?
Авраам Шмулевича: – Что касается взаимоотношений с Израилем, то если относительно Северного Кавказа говорить о каких-то отношениях пока рано, поскольку сами северо-кавказские народы не выдвинули свой политический проект. Его нет у черкесов, его нет у других народов. Он появился у чеченцев, но очень быстро чеченский проект скатился в исламизм. Когда Чечня во время первой чеченской войны выступала под лозунгами строительства национального демократического государства, ее поддерживал весь мир.
Но очень быстро Чечня идентефицировалась с Алькаедой, сейчас с Исламским Государством. И это касается и чеченской диаспоры за рубежом, и чеченского вооруженного подполья на Кавказе. И это, конечно, отрезало перспективы помощи Чечне со стороны Запада. Что касается арабских стран, то их, как мы видим, быстро перекупил Путин, и чеченцы остались у разбитого корыта.
Но, в результате, это развитие чеченского проекта очень больно ударило по перспективе национального возрождения всех северо-кавказских народов. Поскольку любое северо-кавказское национальное движение ассоцируется сейчас с терроризмом, с Алькаедой, с исламскиим фундамнтализмом. Видите, что сейчас происходит на польской границе с чеченскими беженцами. Это совершенно закономерный итог развития чеченского политического проекта и той политики.
Что касается Грузии, то говорить о какой-то субъектности во внешней области вообще не приходится. Грузия не способна проводить какую-то политику даже в отношении своих оккупированных территорий. Мы видим, что все, что делает Россия не вызывает вообще никакого протеста. К сожалению, Грузия утратила политическую субъектность во многом.
Отношения Грузии с Израилем традиционно хорошие. Но говорить о том, что Грузия может проводить какую-то независимую внешнюю политику, я бы не стал. Имеются какие- то экоономические взаимоотношения, но мы пока не видим, чтобы Грузия экономически развивалась. Отношения между Израилем и Грузией ровные и хорошие. Грузинский народ ценит хорошие отношения с Израилем и евреями, считает их ценностью. Я думаю, если власти Грузии и захотят под влиянием России их сильно ухудшить, грузинское общество не даст им этого сделать. Экономические отношения между Израилем и Грузией также будут существовать и дальше, на том уровне, который позволяет развитие грузинской экономики.
Что касается Армении – то отношения Израиля и Армении находятся практически на нуле. Но это опять же связано с тем, что в Армении нет, как таковой, экономики. Это страна, которая полностью находится в политической и экономической орбите России. Есть еще несколько факторов, это, в первую очередь, армянскиий антисемитизм. То есть, последние несколько десятилетий среди армян очень сильны антиеврейские настроения, антиеврейские мифы, евреев впрямую обвиняют (совершенно абсурдные обвинения) в том, что они ответственны за армянский геноцид. Сейчас, мы знаем, в Ереване установлен памятник Нжде – он провозглашен национальным героем Армении, армянскому деятелю, который активно сотрудничал с Гитлером. Это тоже, конечно, не способствует отношениям.
Ну, а что касается армянского вооруженного движения, то оно было исторически связано с арабами, с Советским Союзом и также носило антиизраильский характер. Тот же Монте Мелконян – национальный герой Армении воевал против израильских войск. Так что не вижу пока возможности прорыва в армяно – израильских отношениях. Хотя армянская Патриархия, которая имеет свой центр в Израиле, очень активна в нашей стране. Но именно в одном направлении – в лобировании армянского геноцида в Кнессете.
Что касается Азербайджана, то Израиль является союзником Азербайджана с первых лет его независимости. Между этими странами существуют многие тесные экономические отношения, выгодные как экономикам обеих стран, так и их элитам. Насколько я понимаю, азербайджанская сторона пытается экономически заинтересовать израильскую правящую элиту в сотрудничестве с Азербайджаном, в тех рамках, в которых это реально провернуть в Израиле (а это весьма затруднительно и не сильно возможно в тех условиях функционирования правоохранительной и судебной системы, которые есть в Израиле).
Баку вкладывает какие-то деньги в лоббирование своих интересов в нашей стране. Как всякая авторитарная власть – азербайджанские чиновники тут отдают предпочтение «серым» схемам, авторитарная власть по своей природе тяготеет к ним. Хотя не только к таким схемам, конечно. Но внешняя политика и внешняя пропаганда Азербайджана во всем достаточно неуклюжа, израильское направление не исключение. Так что большая часть этих денег и вовсе уходит впустую, попадает в какие-то карманы. Однако помимо дотачано провальных усилий азербайджанских чиновников по укреплению азербайджано-израильских отношений этим путем, имеются и чисто объективные причины, которые связывают Израиль и Азербайджан, ведут к тому, чтобы они были союзниками. Так что и поставки оружия существуют, очень прочные позиции и экономические интересы израильского бизнеса в Азербайджане.
Так что, я думаю, азербайджано-израильские отношения будут углубляться, как бы ни пошло дальнейшее развитие Азербайджана. Останется ли его политика как сейчас, «многовекторной». Произойдёт ли сближение с Турцией или Западом. Или же произойдет его дальнейшее сближение с РФ , может быть даже произойдет подчинение России по тому же принципу, как это произошло в Грузии. Это вполне вероятно, но не думаю, что даже это изменит уровень отношений между нашими двумя странами.
/Беседу вел Теймураз Туманишвили/.
http://gcssi.org/wp2/?p=6574&lang=RU

ЧУДО ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ

БЛОГ ВИКТОРА ВОЛЬСКОГО

Чудо доброты и милосердия

Картинки по запросу Аэропорт в Гандере
Рассказ стюардессы
Глядя на то, что творится в мире, трудно не поддаться упадочным настроениям и не впасть в отчаяние. Но изредка сквозь черные тучи нет-нет да и пробьется луч света и разгонит тьму. Приводимая ниже история, рассказанная безымянной борт-проводницей по следам страшных событий 11 сентября и выпущенная ею в киберпространство словно записка в бутылке, брошенной в море, как раз и принадлежит к таким редким светлым моментам, которые примиряют с жизнью и внушают толику надежды на то, что не все еще потеряно в борьбе добра со злом.
Утром 11 сентября 2001 года авиалайнер американской компании Delta, выполнявший рейс номер 15 из Франкфурта, находился над Северной Атлантикой в пяти часах от пункта вылета. Внезапно из штаб-квартиры компании в Атланте поступила срочная радиограмма: все воздушное пространство Соединенных Штатов закрыто для коммерческих полетов, и капитану авиалайнера надлежит срочно направиться на посадку в ближайший аэропорт. Ближайшим аэропортом оказался Гандер в канадской провинции Ньюфаундленд.
В кабине воцарилось гробовое молчание: все члены экипажа понимали, что произошло что-то очень серьезное. Но что? Капитан связался со службой управления воздушным движением Канады и попросил разрешения изменить маршрут и совершить посадку в аэропорту Гандера. Разрешение было немедленно дано.
Экипаж начал готовиться к посадке, а тем временем из Атланты поступило первое разъяснение: несколько американских авиалайнеров угнаны воздушными пиратами. Во избежание паники на борту капитан решил до посадки не посвящать пассажиров в истинные причины изменения маршрута. Он объявил по системе оповещения пассажиров, что отказал один из приборов управления полетом, в силу чего он вынужден посадить самолет в Гандере, чтобы устранить неполадку. Как водится, объявление вызвало громкий ропот недовольства.
Самолет приземлился в Гандере в 11:00 по вашингтонскому времени. На летном поле уже находилось два десятка авиалайнеров со всего мира, которым пришлось поменять маршрут в связи с событиями, происходившими в Америке, и каждую минуту садились все новые и новые самолеты. Когда Delta 15 запарковался на стоянке, капитан вновь взял в руки микрофон: «Дамы и господа, вы, вероятно, недоумеваете – неужели у всех этих самолетов, заполнивших летное поле, отказал тот же прибор, что и у нас. Нет, причина в другом».
Он сообщил пассажирам все то немногое, что знал. Ответом были крики ужаса, люди отказывались поверить в случившееся. Капитан сказал, что впредь до особого распоряжения все должны оставаться на борту. Администрация аэропорта запретила кому-либо приближаться к авиалайнерам, лишь полиции было приказано периодически наведываться к каждому самолету, проверяя, все ли в порядке. Спустя час на летном поле канадского аэропорта скопилось уже 53 авиалайнера, в том числе 27 американских.
Тем временем по бортовому радио стали поступать свежие новости, и впервые экипаж и пассажиры узнали, что захваченные террористами авиалайнеры протаранили обе башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здание Пентагона в предместье Вашингтона. Пассажиры пытались дозвониться домой по своим мобильникам, но безуспешно, потому что в Канаде другая система мобильной связи. Некоторым все же удалось выйти на канадского диспетчера, от которого они узнали, что все линии международной связи с США заблокированы. А вечером пришло сообщение, что башни-близнецы в Нью-Йорке обрушились, а в Пенсильвании разбился еще один – четвертый – угнанный авиалайнер. К тому времени пассажиры дошли до крайней степени физического и духовного измождения, но на удивление сохраняли полное спокойствие, смирившись со своим положением. Им достаточно было выглянуть из окна, чтобы увидеть десятки других самолетов и напомнить себе, что не они одни попали в такой переплет.
В 6 часов вечера авиадиспетчеры поставили капитана в известность, что его очередь на разгрузку подойдет назавтра к 11 часам утра. Администрация аэропорта обещала тем временем предоставить медицинское обслуживание, если в нем возникнет необходимость, воду и туалеты. Пассажиры приготовились к ночевке в самолете. Никто не протестовал, все понимали, что ничего не поделаешь, придется терпеть.
Утром около 10:30 к самолету подошла колонна школьных автобусов, началась разгрузка. Члены экипажа первыми покинули самолет. Они прошли пограничный контроль и таможенный досмотр, зарегистрировались в местном отделении Красного Креста и были отвезены в маленький отель. Сотрудники Красного Креста сообщили им, что население Гандера составляет 10 400 человек, которым предстоит как-то разместить у себя 10 500 пассажиров авиалайнеров, не по своей воле оказавшихся их гостями. Члены экипажа авиалайнера Delta 15 узнали, что произошло с их пассажирами, лишь спустя два дня, когда американские аэропорты вновь открылись и они смогли вернуться на свой самолет. То, что они услышали, потрясло бывалых летчиков и борт-проводниц.
«Гандер и все окрестные поселения (в радиусе 75 км) закрыли все средние школы, конференц-залы и все другие просторные помещения, превратив их в общежития. В одних были поставлены раскладушки, в других разложены спальные мешки с подушками. Всем школьникам старших классов было предложено в обязательном порядке взять шефство над «гостями». Наши 218 пассажиров оказались в городке Льюиспорт в 45 км от Гандера, где их разместили в здании средней школы. Тем из женщин, кто выразил желание спать отдельно от мужчин, была предоставлена такая возможность. Семьи были размещены вместе. Всех престарелых пассажиров поселили у себя местные жители. Молодую пассажирку, находившуюся на 33-й неделе беременности, приняли хозяева дома, расположенного напротив отделения круглосуточной неотложной помощи. Для обслуживания гостей вышел на постоянное дежурство зубной врач, и на протяжении всего времени их пребывания к ним был прикреплен средний медицинский персонал обоего пола. Каждому из пассажиров раз в день предоставлялась возможность позвонить по телефону или отправить электронную почту в США или в любую другую страну мира.
Местные пекарни постоянно снабжали гостей свежим хлебом. Жители готовили пищу и доставляли ее в места содержания гостей. По желанию пассажиров их кормили в ресторанах. Каждому из гостей были выданы жетоны для стиральных автоматов, чтобы они могли постирать свою одежду: багаж-то их остался в самолете. Иными словами, каждая потребность гостей поневоле была полностью удовлетворена. Сверх этого добрые хозяева как могли развлекали пассажиров, чтобы не дать им впасть в уныние. Их возили на всевозможные экскурсии, одни совершали поездки по окрестным озерам, другие ходили в пешие турпоходы по лесным тропам. Наконец, когда открылись американские аэропорты, пассажиров привезли в аэропорт точно к назначенному времени, ни один из них не отстал и не потерялся. Местное отделение Красного Креста имело исчерпывающую информацию о местонахождении каждого пассажира и знало, к какому самолету их доставить и к какому сроку.
Пассажиры не могли сдержать слез, рассказывая эти истории членам экипажа. Когда они взошли на борт самолета, впечатление было такое, словно они вернулись из круиза. Каждый знал всех других по имени, они обменивались воспоминаниями о своем пребывании в Льюиспорте, сравнивая, кто лучше провел время. Полет в Атланту был похож на чартерный рейс, вылившийся в сплошное празднование. Пассажиры слились в единую семью, обращались друг к другу, как к старым друзьям, обменивались номерами телефонов, почтовыми и электронными адресами».
В какой-то момент к бортпроводнице подошел мужчина средних лет и попросил дать ему возможность обратиться к остальным пассажирам по системе оповещения. В нормальное время это абсолютно запрещено, но время было особенное, и она вручила просителю микрофон.
«Он напомнил пассажирам о том, что они пережили в последние дни, о теплом гостеприимстве, оказанном жителями канадского городка абсолютно незнакомым им людям, и сказал, что ему хотелось бы каким-то образом отблагодарить добрых жителей Льюиспорта. Он сказал, что собирается создать стипендионный трастовый фонд под названием «Delta 15» в честь нынешнего рейса для школьников Льюиспорта, чтобы помочь им получить высшее образование. Он предложил другим пассажирам жертвовать кто сколько может в этот фонд, и когда под списком добровольных доноров с их именами, номерами телефонов, адресами и суммами пожертвований была подведена черта, собранная сумма перевалила за 14 000 долларов! Инициативный пассажир, который оказался врачом из штата Вирджиния, обещал удвоить эту сумму из своих собственных средств и немедленно приступить к оформлению стипендионной документации. Он также сказал, что обратится к корпорации Delta с просьбой внести свою лепту. В конечном итоге в трастовый фонд было пожертвовано свыше полутора миллионов долларов, на эти деньги 134 юных жителя Льюиспорта смогли получить высшее образование».
Автор завершает свой рассказ восклицанием: «Благослови, Боже, американцев и канадцев!». Что еще можно к этому добавить?!

ФИЛЬМ О СЕРГЕЕ ДОВЛАТОВЕ

Версия для печати Опубликовать в блоге Послать ссылку другу
05.09.2016 12:13:00
В начале сентября 2016 года, в канун юбилея выдающегося писателя Сергея Довлатова, которому бы исполнилось бы 75 лет, съемочная группа впервые официально раскрыла одну из главных интриг, связанных с будущим фильмом «Довлатов», и объявила имя исполнителя главной роли, им стал сербский актер Милан Марич. Режиссером картины выступает Алексей Герман-младший. Съемки проекта проходили с февраля по июнь 2016 в Петербурге и окрестностях. Сейчас будущий фильм находится в периоде пост-продакшн. Зрители смогут увидеть картину осенью 2017 года.

Поиски актера на главную роль длились более 9 месяцев, в результате Алексей Герман остановил свой выбор на Милане Мариче. Режиссер отметил красоту и обаяние артиста – качества, роднящие его с Довлатовым, а вместе с тем сочетание в актере ранимости и мужественности, азарта и внутренней боли, силы и слабости.
на съемках фильма Довлатов
Как отмечает сам Марич, он не хотел делать имитацию Довлатова. Актёр решил погрузить себя в то эмоциональное состояние, в котором, как ему казалось, находился сам Довлатов, и попытаться представить и пережить все дилеммы и страхи, переживаемые, писателя. В итоге Марич проделал колоссальную работу и, по словам членов съемочной группы, за четыре месяца съемок прошел путь перерождения, полностью погрузившись в атмосферу начала 70-х годов XX века.

«О жизни Довлатова я больше всего узнал из его книг, книг его современников, книг, в которых о нем рассказывается. Это была своеобразная база, начало. Мне хотелось увидеть, каким образом он «фильтровал» все то, что находилось у него внутри. С другой стороны, я понимал, что такой режиссер, как Герман, даже снимая биографический фильм, совершенно не хочет подчинить его общему мнению, сложившемуся о Довлатове, но хочет попытаться как можно глубже исследовать проблематику и найти ответ на вопрос, что же все-таки кроется за «мифом о Довлатове»», - рассказывает Милан Марич.
на съемках фильма Довлатов
Одним из самых сложных моментов в работе над картиной был подбор актерской команды. «Сможет ли актер передать ту харизму, что была у Сергея Довлатова?», - это ожидание администратора самой крупной довлатовской группы в соцсети выражает общее настроение поклонников писателя. Поэтому поиск актера на роль Довлатова был кропотлив, длился 9 месяцев, и география не ограничивалась Россией. «Искали долго и мучительно, - вспоминает Алексей Герман-мл. - Проблема нашего кастинга заключалась и в том, что Довлатов был, с одной стороны, очень красив и обаятелен, а с другой был очень нежным и сложно устроенным человеком. Кроме экстерьера нам нужно было сочетание в актере ранимости и мужественности, азарта и внутренней боли, силы и слабости. Наконец, выбрали сербского актера Милана Марича…». Для кастинга, который проходил на киностудии «Ленфильм», Милан подготовил пять сцен, причем по идее Алексея Германа-мл. Марич говорил на сербском языке, а подыгрывающие ему коллеги – на русском. «Это чтобы я не чувствовал себя слишком комфортно, - замечает актер, - Кастинг продолжался 10 часов, и единственное, что я сейчас отчетливо помню – смешанные чувства и эмоции из-за того, что я прохожу пробы у человека, чьи фильмы я прежде смотрел, и страх того, что я еще не дорос до работы с таким режиссером. Все было как-то немного сказочно и нереально». По словам продюсера Андрея Савельева, актер, известный у себя на родине, любимец публики, на съемках «Довлатова» прошел путь перерождения. За четыре месяца почти ежедневных съемок он так вжился в образ Довлатова и так погрузился в атмосферу начала 70-х годов 20 века, что чувствовал себя неуютно в современной одежде и в современных интерьерах. «Довлатовское черное пальто, портфельчик, с которым он практически не расставался на съемочной площадке – все это стало для Милана родным», - замечает продюсер картины. 
на съемках фильма Довлатов
Когда фильм выйдет в прокат, наверняка, будет много «за» и «против» Довлатова, каким его увидел Алексей Герман-мл. Режиссер к этому готов – у каждого свой Довлатов. Сам Герман-мл. увидел Довлатова очень большим и очень чувствующим, нежным человеком, который больше всего на свете хотел быть писателем. «Каким получился Сергей Донатович у нас? – замечает Герман, – Наверное, не таким, каким он был на самом деле. Но ведь мы и не претендовали на документальность. Мы просто пытались заняться чувственным исследованием его внешнего и внутреннего мира, поймать то, что было у него исключительным – вот это сочетание мужского начала и ранимости».

На роль друга Довлатова, несостоявшегося художника, который занялся фарцой, Алексей Герман-мл. пригласил Данилу Козловского. Актерская команда получилась интернациональной – кроме Милана Марича, Данилы Козловского и Антона Шагина, в картине снялись Елена Лядова, Светлана Ходченкова, Петр Гасовский, Мария Ярвенхельми, Хелена Суецкая. Маму Довлатова сыграла армянская актриса Тамара Оганесян (вдова Фрунзика Мкртчяна), а Бродского – Артур Бесчастных. Кстати, этот молодой московский актер уже попробовал себя в роли «нашего рыжего» (выражение Ахматовой) в сериале «Таинственная страсть» по роману Василия Аксенова. Любопытно, что из довлатовского окружения, кроме Бродского, остальные образы – собирательные. Из реальных исторических персонажей зрители также увидят Леонида Ильича Брежнева – как персонажа одного из снов главного героя.
на съемках фильма Довлатов

НОВОДВОРСКАЯ О ШОЛОХОВЕ

По ту сторону Дона. Валерия Новодворская – о Михаиле Шолохове

По ту сторону Дона. Валерия Новодворская – о Михаиле Шолохове

Михаил Шолохов лежит далеко от Храма. Дальше всех. У самой ограды, рядом с той советской, бедняцкой, мужичьей, совсем не казачьей жизнью, которую он помогал утвердить после того, как дописал последнюю строчку «Тихого Дона» и писать стало не о чем и незачем. 
Для любого казака свет клином сошелся на Дону, и нет ему жизни без Дона. Дон для России – не просто река, а линия баррикад Великой Смуты. Все битвы ее состоялись, были выиграны или проиграны на Дону. До сих пор мы размещали в Храме или около него тех, кто сражался за Белое Дело, кто был с корниловской или калединской стороны баррикад. Дон был полем брани, и спор шел о том, кому доведется испить из него «шеломом». Зеленая могучая река была последним арбитром давнего русского спора, последним рубежом обороны Руси. Марина Цветаева не была казачкой, но чутьем великого поэта она уловила высший смысл этой великой реки. Когда-то она лежала между русичами и половцами. В 1918 г. она пролегла между казаками и мужиками, между белыми и красными, между жизнью и смертью. Все, как у Марины: «Кто уцелел – умрет, кто мертв – воспрянет. И вот потомки, вспомнив старину: – Где были вы? – Вопрос как громом грянет, ответ как громом грянет: – На Дону! – Что делали? – Да принимали муки, потом устали и легли на сон. И в словаре задумчивые внуки За словом: долг напишут слово: Дон».
А что было там, по ту сторону Дона? Нам предстоит это узнать вместе с Шолоховым – благодаря его дару, его Григорию Мелехову, нашему Вергилию в смрадном царстве Гражданской войны. Поэтому и покоится Михаил Шолохов в пределах ограды Храма. За «Тихий Дон» – несокрушимый Мавзолей погибшего, порабощенного, отрекшегося от казацких вольностей казачества. На могильной плите писателя – пучок сухих пахучих степных трав, на надгробье вырезана белая донская чайка. И еще на могильной плите лежит переломленная казацкая шашка. Ее переломили в знак гражданского позора над головой писателя после «Поднятой целины». Так решил загробный казацкий сход. Сход тех, кто пал за Дон. По эту сторону Дона.
Михаил Шолохов

Казак или мужик?

Шолохова принято считать казаком, он и жил-то в станице Вёшенской – даже тогда, когда все классики давно переселились в Москву. Но с казацким происхождением у Мишеньки было не все ладно; может быть, этим и объясняется печальный конец его казацкой карьеры. Отец писателя, доживший до 1925 г., никак на казака не тянул. Он был выходцем из Рязанской губернии, сеял хлеб на арендованной казачьей земле, да еще был приказчиком и управлял паровой мельницей. Наполовину мужик, наполовину мастеровой. Мать (умерла в 1942 г., погибла под бомбами) и вовсе дочь крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины. Родился Миша честь-честью в хуторе Кружилине станицы Вёшенской области Войска Донского. Но это ничего не меняет. Родился Миша в 1905 г. и поначалу считался сыном первого мужа матери, казачьего атамана Кузнецова. Имел с рождения казацкие привилегии и пай земли. Но мать оставила мужа и сошлась с А. М. Шолоховым, мещанином (он еще и «шибаем» потрудился – скупал скот). А мать поработала горничной, чего с дочерьми казаков-хозяев сроду не бывало. Но в 1912 г. Кузнецов умер, родители Шолохова обвенчались, и отец наконец усыновил своего незаконнорожденного сына. Лучше бы он этого не делал. «Мужиков» казаки презирали за нищету, несвободу, приниженность, отсутствие военной выправки. «Мещан» терпели, но и только. Маленький Миша сразу теряет социальный статус. А что это такое, юные казачата ему объяснили на улице тумаками. Так что Шолохов не только любил Дон и казачий уклад. Он ненавидел, он завидовал настоящим казакам, которые смотрели на него сверху вниз. Но семья не бедствовала, у Миши был домашний учитель. А в 1914 г. он захворал: проблемы с глазами. У родителей были средства лечить сына в Москве. Он даже успел поучиться там, в подготовительном классе гимназии. Потом его забрали доучиваться поближе к родным местам, в город Богучар Воронежской губернии. Потом гимназия открылась и в Вёшенской. Но Мише удалось окончить только четыре класса, пятый – коридор… Его застала за партой Смута. Застала в 13 лет. Больше он никогда и ничему не учился, и это очень заметно по его произведениям. Александр Грин учился не намного больше, но он был книжник и фантазер, читал запоем. А Шолохов знал свою степь, свой Дон, своих казаков. Все остальное его не интересовало. Вернее, было ему недоступно. Горький, такой же недоучка, сам преодолел свою культурную недостаточность, хотя лучше писать от этого не стал. Шолохов же писать умел, но дефицит культуры и знаний остался при нем до конца. Он не стал интеллигентом, в отличие от Алексея Максимовича. Правда, вначале он еще понимал, что надо учиться (зато потом забыл и начал учить других). В 15 лет, в 1920 г., Шолохов уже работает учителем по ликбезу.
Здесь его знаний хватало, а на хуторах было полно неграмотных. Служил он клерком в ревкоме, был счетоводом, канцеляристом и даже пописывал в местные газетки. Среди хуторян парень с четырьмя классами гимназии был большой редкостью. В царстве слепых и одноглазый – король. У милейших казаков был только один недостаток: все они были обскурантами, реакционерами, и ученье им не казалось необходимостью. Кони – другое дело. Рубка и хозяйство тоже были в цене.
Но дальше было хуже. Юный Шолохов два года работал по продразверстке. То есть мстил. Грабил казаков, отбирал хлеб, живность, одежду. Вместе с комиссарами. Для казака – немыслимое дело. Попал в плен к Махно и чудом остался жив. (Продотрядчиков и комиссаров резали дочиста и белые казаки, и махновцы, и нельзя сказать, что они были так уж неправы). И представьте себе, даже в тогдашние зверские, жестокие времена он перегнул палку.
Михаил Шолохов
С женой

Приключения станичника в столице

Его судил ревтрибунал за «превышение власти» (то есть за палачество, которое могло вызвать восстание против советской власти). Правда, после ХХ съезда биографы попытались сделать жизнеописаниеклассика более приличным: мол, судили его за «попустительство», мало налога брал. Спросить, однако, не у кого. Последние двадцать лет жизни писателя (уже в безопасности, в холе, при чинах и орденах) не дают оснований предполагать «попустительство». Катаев тоже сделал себе фальшивую биографию «красного командира», но он после смерти Сталина хоть перестал агитировать за советскую власть и лезть в идеологию.
В 1922 г. приговоренный к расстрелу, но помилованный за «несовершеннолетие» Шолохов поехал в Москву поступать на рабфак. Но его не приняли: не было стажа, комсомольской путевки, да и комсомольского билета не было. А царил нэп, даром уже не кормили (только комсомольцев и коммунистов). Пришлось зарабатывать на жизнь черным трудом: работал грузчиком и каменщиком. Попытался прибиться к «богеме» – литературной группе «Молодая гвардия» – и поучиться у Асеева, Шкловского, Брика. Дело не пошло: Михаил был «свеж, как редис, и прост, как грабли». Он просто «не догонял» столичных авангардистов ни по тону, ни по стилю, ни по культуре. Он печатает идейные, но плохие фельетоны в газете «Юношеская правда». 14 декабря 1924 г. в газете «Московский ленинец» появляется рассказ «Родинка» о брато- и отцеубийственной Гражданской войне. Правдиво, но слабо. Куда больше Шолохову везет в личной жизни: в том же 1924 г. он женится на настоящей казачке, дочери бывшего атамана Марии Петровне Громославской. С ней он мирно проживет всю жизнь и даже станет возить ее на охоту (жена научится неплохо стрелять). Осядут они в Вёшенской уже навсегда. Дети пойдут, как грибы, почтительные и послушные, все по законам Войска Донского: дочь Светлана, оставившая ценные мемуары о жизни отца (1926 г.), сын Александр (1930 г.), сын Михаил (1932 г.), и, наконец, дочь Мария (1938 г.). А тут пошли и «Донские рассказы», черновики к «Тихому Дону», с 1924 г. пошли. Уже лучше, но не Бог весть что.
Михаил Шолохов
На рыбалке, 1958 год

Четвертые сутки пылает станица

И тут в 1925 г. начинаются чудеса. Молодой человек садится писать. И в 1927-м являет миру первый том «Тихого Дона». Уже все кончено – «нет ни страны, ни тех, кто жили в ней»: ни Войска Донского, ни казаков, гордых и зажиточных, опоры режима, красы армии и гвардии; ничего нет, кроме сазанов в Доне и сусликов в степи. И тут, как мираж, является и покоряет мир и Россию этот самый «Тихий Дон», это прошедшее, выкопанное Шолоховым из могилы. Ослепительный дар! Сколько потом будет их, «антистратфордианцев», которые станут полоскать Шолохова, как Шекспира: не он писал, где уж ему, плагиат-с! Успокоились они частично только в наши дни: компьютерный анализ, куча экспертиз, включая графологическую. А я всегда и без экспертиз знала, что «Тихий Дон» – Шолохова. Блестки таланта посверкивают даже в отвратной «Поднятой целине», даже в «Донских рассказах». И дед Щукарь подозрительно срисован с деда Гришаки, деда Коршуновых из «Дона»: прямо-таки клон. И нешуточный талант чувствуется в «Судьбе человека»: вещь простая, но сильная. У «антистратфордианцев» – вечный синдром Сальери: зачем великий дар достался какому-то Моцарту, гуляке праздному, а не ему, Сальери, добродетельному труженику? Но талант и добродетель – разные вещи. Не заслуживший таланта Шолохов был им наделен волей Провидения, в отличие от своих праведных критиков.
Первые две книги «Тихого Дона» Шолохов сдает в «Октябрь», знакомый нам журнал, который тогда редактировал уроженец Верхнего Дона Серафимович. Роман выходит в 1928 г., и Серафимович пишет на него в «Правде» хвалебную рецензию. Что тут началось в советском курятнике, как раскудахтались все курочки! А Шолохов пишет третий том: о расказачивании, о восстании против Советов доведенных до отчаяния казаков. Конец света! Публикацию остановили, шеф ОГПУ Г. Ягода готовит Шолохову камеру. «Молодогвардейцы» А. Безыменский и М. Светлов помочь не могли: они были мелковаты для официоза, «не котировались». А вот буревестник Горький мог заступиться, да струсил. А. Фадеев и вовсе спрятался в нору. Спас Шолохова самый главный его и Дона враг – Сталин. Приятно было играть с такой крупной мышью. К тому же талант! Можно использовать. Значит, надо беречь и приручать.
И вот в 1932 г. выходит третий том. Выходит правда, и выходит ложь: первый том «Поднятой целины» (тоже в 1932 г.). Тошнотворный одобрямс, клевета на казачество (казаки отравляют скот; все по лекалу следователей ОГПУ; один казак даже голодом и жаждой уморил родную мать, чтобы не донесла о его контрреволюционной деятельности: прямо-таки эпизод с будущих процессов троцкистских и бухаринских «блоков»).
А негодяи и фанатики Давыдов и Нагульнов – народные герои, навязшие в зубах у трех-четырех поколений школяров. Вещь натужная, со скрипом; видно, что писалась из-под палки.
В 1940 г. выйдет четвертый том «Дона». До этого автор успеет записаться в ВКП(б). В 1932 г. Хладнокровная конъюнктура. Человеком он оставался только в своем великом романе. Человеком по имени Григорий Мелехов. Ведь это авторское сверх-Я. Сам по себе простой казак без всякого образования не мог так метаться, так страдать. Это сам писатель прощается с волей и с Доном. А вне романа все – камуфляж, маскировка. Четвертый том, значит, выйдет в 1940 г. Григорий Мелехов так и не станет красным, несмотря на подленькие уговоры Алексея Толстого: нехорошо, стыдно, надо Гришку из контриков перевести в «честные советские граждане» (то есть в такие же прохвосты, как сам «красный граф»). Но Шолохов, предавший себя, свою честь и достоинство, мывший Советам ноги и пивший эту воду, свой роман и своего Гришку не предал. Роман остался правдив, а Гришка остался чист. Мы узнали и Дон, и степь, и казаков. Особенно степь: «Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-соленый запах, жует шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! …Ковыльный простор…, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачья, не ржавеющей кровью политая степь!» И такая она бывает: «Забились гордые звездные шляхи, не попранные ни копытом, ни ногой; пшеничная россыпь звезд гибла на сухом, черноземно-черном небе, не всходя и не радуя ростками; …а по степи – сушь, сгибшая трава, и по ней белый неумолчный перепелиный бой да металлический звон кузнечиков…» А вот и Дон: «…ледяная сизо-зелень Дона». И прямо-таки ван-гоговское изображение горя Григория, потерявшего свою Аксинью: «…он увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца». Григорий, кстати, ищет весь роман брод в огне: он уходит и от белых, и от красных после очередной подлости или жестокости. Он не выносит насилия (даже над «иноземной» Франей), он ненавидит палачество (убийство безоружных). Поэтому Гришкин антипод в романе – работник карательного отряда Митька Коршунов, брат жены Григория, Натальи, застреливший баб и детишек из семьи Мишки Кошевого, тоже хорошего гада, застрелившего беззащитного деда Гришаку, дедушку Митьки и Натальи. А жена брата Гришки, Дарья, казнит кума Ивана Алексеевича: за то, что он, мерзавец, казнил этого самого брата Петра. Родственнички, чтоб их… Кажется, с помощью Гришки несчастный Шолохов, пасынок Дона, пытался прожить другую, настоящую, честную жизнь. А вне романа жизнь не удалась. Дона не было как понятия. Дона, откуда «выдачи нет». Повальные аресты в 1937-м, раскулачивание, расказачивание… Река текла, а Дона уже не стало.
Михаил Шолохов
С Василием Шукшиным на съемках фильма «Они сражались за Родину»

А в комнатах наших сидят комиссары

Со Сталиным Шолохов играл в кошки-мышки до смерти тирана, балансируя на лезвии бритвы. И выиграл, так ни разу его не воспев, даже имени не упомянув в «литературе». При этом ухитрился обыграть вождя в пух и прах (так казалось до ХХ съезда). Отбил некоторых арестованных земляков. Не сел сам. В Голодомор выбил «передачку» из транспорта с пшеницей. Был им всем, бывшим казакам, кум, заступник и благодетель. При этом и себя не обидел. Получил все по «наркомовской» норме: большую квартиру в Москве, шикарный дом в Вёшенской, личный самолет, стадо скота. В 1941 г. дали Сталинскую премию за «Тихий Дон» (пожертвовал в Фонд обороны). За паскудную «Поднятую целину» оторвал Ленинскую премию в 1960 г. (построил школу в Вёшенской). А в 1965 г., с согласия Хрущева (не как несчастный Пастернак, заплативший за Нобелевку жизнью), получил и Нобелевскую премию. Эти деньги достались ему, и на них Шолохов свозил всю семью за кордон, и они объездили всю Европу.
Но для Европы Шолохов был закрыт, как «черный ящик». Он получил еще две звезды Героя соцтруда, кучу орденов, личный астероид № 2448, членство в ЦК с 1961 г. Но, кроме «Судьбы человека» в 1956-м, больше ничего путного не написал. В годы войны, как положено, был военным корреспондентом, но высот Симонова и даже Эренбурга не достиг.
После смерти Сталина диктатор стал выигрывать в их вечной игре – ход за ходом, фигуру за фигурой. Маска Шолохова приросла к его лицу. Он допритворялся. Зачем было в 1959 г. публиковать второй том «Поднятой целины»? Террор кончился. А он опубликовал. Он травил Пастернака, в 1965 г. потребовал казни Даниэля и Синявского, за что был проклят Лидией Чуковской и осужден на бесплодие (а он и так после «Судьбы человека» не мог писать, Бог опередил писательницу). Он выступал против Солженицына и заклинал Брежнева бороться с сионизмом уже в 1978 г. на радость КГБ. Умер он от рака в 1984-м, но душа его умерла давно. Вместе с Доном.
Опубликовано в журнале "Медведь" №129, 2009

РАСКОПКИ В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

«Раскопки в поисках истины»


«Раскопки в поисках истины» - так называется 17- международная конференция, посвященная исследованиям Города Давида. Конференция пройдет в четверг, 8 сентября в Иерусалиме. Вход на конференцию и связанные с ней экскурсии - бесплатный, но по предварительной записи. Интересно и подробно о самой конференции, ее программе, о маршрутах ее экскурсий (экскурсии проходят на иврите) и о самом Городе Давида можно прочитать на сайте Арье Парниса - ведущего экскурсовода по Городу Давида на русском языке, предлагающему ряд необычных авторских маршрутов "Израиль еврейскими глазами".
Раскопки  в поисках истины: ЮНЕСКО – археология или идеология
В этом году, наряду с новыми находками в раскопках древнего Иерусалима, на конференции исследований Города Давида также поднимется тема о стремлении разных сил в мире отделить Иерусалим от истории еврейского народа.
“Где все началось и все продолжается” – один из ведущих слоганов Города Давида. Это место уже давно превратилось в центр израильского консенсуса, а в последнее время привлекает к себе полмиллиона посетителей в год.
Удивительные археологические открытия, сделанные здесь за последние 20 лет, вызвали сенсацию во всем мире. Ведь именно здесь ходили цари и пророки, ставшие центральной частью, не только еврейской, но и христианской, и мусульманской цивилизации; половина книг Танаха были написаны на этих улицах и переулках – все это превращает древний Иерусалим в один из самых удивительных центров культуры и туризма современного Израиля.
Ежегодная конференция исследований Города Давида уже на протяжении 10 лет удерживает статус самого крупного события в области археологии в Израиле.
В программе конференции:
·                Доктор Дори Гольд, генеральный директор Министерства иностранных дел, расскажет, как ЮНЕСКО активно принимает участие в этом процессе[1] и какое влияние это оказывает на археологические исследования государства Израиль.
·                Профессор Давид Джекобсон из Англии представит PEF, Британский фонд исследования Палестины. К 150-летию основания фонда он продемонстрирует редкие снимки времен первых исследований Иерусалима.
·                Доктор Дорон бен Ами, руководитель раскопок в Городе Давида от Управления древностей, представит удивительную находку Хакры, греческой крепости II века до н.э., найденной в раскопках на парковке Гивати при входе в Город Давида.
·                Археолог Нахшон Зайтон даст новый взгляд на Нижний город времен Второго Храма на основе своих раскопок улицы Паломников в долине Терапион в Городе Давида.

Экскурсии перед конференцией
Перед конференцией с 15:30 до 18:00 состоятся экскурсии в места последних археологических раскопок в древнем Иерусалиме. Экскурсии проводят ведущие экскурсоводы Города Давида. Также можно будет принять участие в исследовании и промывании грунта с Храмовой горы. Будут представлены удивительные находки, сделанные в рамках этого проекта за последние годы.
Участие в конференции бесплатное, но количество мест ограничено.
Конференция и экскурсии перед ней на иврите.
Подробная программа на иврите ЗДЕСЬ.

Описание маршрутов экскурсий перед конференцией:

1. Иерусалимская Петра – большие монументы в Кидронской долине.
В этой экскурсии мы отправимся в ущелье Кидрон, разделяющее Город Давида и Храмовую гору от Масличной горы. Это ущелье в течении поколений было восточной границей Иерусалима. В период Второго Храма здесь были вырублены в скале удивительные пещеры захоронения и мавзолеи. Сегодня они известны как Яд Авшалом, могила Захарии и могила сыновей семейства Хезир. Во время экскурсии мы сможем увидеть величие этих древних монументов, познакомиться с их историей и с традициями, связанными с ними.
2. Раскопки Йовеля – улица Паломников и подиум времен Второго Храма.
На этой экскурсии мы побываем в новом археологическом объекте, закрытом для посещения широкой публики. Здесь в последнее время была раскопана новая часть центральной улицы Иерусалима периода Второго Храма. Эта улица вела паломников от бассейна Шилоаха, центрального водного ресурса Иерусалима, к Храмовой горе. Во время экскурсии мы спустимся под землю, чтобы увидеть раскопки улицы, а также удивительного подиума, найденного здесь.
3. Византийская улица и Юго-Западный угол Храмовой горы.
На этой экскурсии мы посетим два отдельных объекта. Первая часть будет посвящена улице византийского периода. Ее часть недавно была раскопана в верхней части Города Давида. Мы также побываем у подножия Храмовой горы, увидим основание и подземные слои стен Храмовой горы и познакомимся с секретами ее строительства.
4. Хакра – греческая крепость в Иерусалиме.
В этом году перед Ханукой археологи обнаружили развалины известной крепости Антиоха IV на парковке Гивати при входе в Город Давида. Крепость, описанную Иосифом Флавием и упомянутую в книгах Маккавеев, искали в течении более 100 лет и только в этом году ее остатки были найдены. Обнаружили части стен, башню, оборонительную насыпь крепости. Было найдено огромное количество наконечников стрел, копий и других военных приспособлений. Более 20 лет Хасмонеи пытались завоевать эту крепость, и только во время правления Шимона, брата Йеуды Маккавея, им удалось захватить крепость. Во время экскурсии мы также увидим удивительные находки других периодов, сделанные в этом месте.
5. Офель – раскопки у подножия Храмовой горы и печать царя Хизкияу.
В конце 2015 года доктор Эйлат Мазар опубликовала печать Хизкияу, царя Иудеи, 2700-летней давности. Она была найдена в раскопках к югу от Храмовой горы. Во время экскурсии мы побываем на месте, где обнаружили эту печать, а также узнаем о многих других удивительных раскопках периода Первого Храма в этом районе. Мы увидим саму печать, представленную сегодня в музее Центра Давидсона, постараемся понять значение разных символов, которые находятся на ней.
Подготовка материала – гид Арье Парнис, ведущий экскурсовод Города Давида на русском языке.
________________________________________
[1] 15 апреля 2016 г. административный комитет ЮНЕСКО, учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры, принял резолюцию отвергающую связь еврейского народа с Храмовой горой и Стеной Плача. Храмовая гора в этом документе называется Харам а-Шариф или мечетью Аль-Акса, а Стена Плача прозвана площадью Аль-Бурака. Согласно декларации Израиль “оккупирует” эту территорию, а его власти осуждаются за “незаконные меры против свободы вероисповедания в священном для мусульман месте поклонения”.


Арье Парнис  о конференции - http://parnis.co.il/articles/jerusalem/city-of-david-conference/
Страница Арье Парниса в фэйсбуке - https://www.facebook.com/arieparnisbiz
Сайт Арье Парниса - http://parnis.co.il/