«Видение Овадьи. Так сказал Г-сподь Б-г об Эдоме – весть слышали мы от Г-спода, и посланец послан был к народам: “Вставайте, и встанем мы на войну с ним”» (Овадья, стих 1).
Комментаторы пишут, что этот стих говорит о войне Гога и Магога, которая произойдет в конце дней между Западным миром и потомками Ишмаэля. Война эта произойдет за обладание Иерусалимом, и, как это часто бывает, евреи окажутся между молотом и наковальней.
Подобные столкновения уже происходили в прошлом во время крестовых походов. Так, например, произошло более тысячи лет назад, после неудачного похода в землю Израиля, в котором крестоносцы потерпели поражение от султана Салах ад-Дина. В результате этого поражения крестоносцы были выбиты из Иерусалима и большей части Палестины и Сирии. Озлобленные неудачной попыткой захвата Иерусалима, вернувшись в Европу, они уничтожили несколько прирейнских еврейских общин Германии (в память об этих трагических событиях мудрецы установили молитву «Ав а-Рахамим», читаемую в Субботу перед Мусафом).
Общины городов Шпайра, Вормайза и Магенца подверглись жестоким погромам (об этом упоминается в кинот, читаемых 9-го Ава). При этом евреи города Вормайза пострадали больше всех других общин.
Написано в наших книгах, что в Вормайзе существовала очень древняя еврейская община, еще со времен Первого Храма. Когда Эзра а-Софер, вернувшись в землю Израиля из Вавилона, собрался строить Второй Храм, он разослал письма во все еврейские общины диаспоры, с призывом подняться в Святую Землю, и вместе начать строить Второй Храм. Подобное послание прибыло и в Вормайзу. Но экономическое положение евреев в Вормайзе было слишком хорошим, и поэтому они ответили: «ты поднимайся в Иерусалим великий, а мы останемся в Иерусалиме малом». За это Всевышний вынес им страшный приговор – мера за меру: вы не захотели подняться в Иерусалим (хоть и могли) – придут и взыщут с вас те, которые хотели захватить Иерусалим, но не смогли.
Раби Шломо Адени, автор книги «Млехет Шломо», поднявшийся из Йемена и поселившийся в Хевроне, в предисловии к своему комментарию к Мишне рассказывает о подобных событиях в общинах Йемена. Также существует подобная история и о евреях города Иджерба, что в Тунисе.
«Вот, малым сделал Я тебя среди народов, презираем ты весьма» (Овадья, стих 2).
На протяжении нескольких сот лет Римская империя владела множеством стран и народов, но большую часть времени должность императора была выборной, а не переходила по наследству. Это не давало возможности ни одному из правителей образовать царские династии, что уменьшало важность и значимость Римского престола в глазах народов мира.
«Надменность сердца твоего подстрекала тебя, живущего в расселинах скал, на высоте обитающего, говорящего в сердце своем: “Кто низринет меня на землю?” Если поднимешься, как орел, и если меж звезд сделаешь гнездо свое – оттуда низрину тебя, слово Г-спода» (Овадья, стихи 3-4).
Пишет Рамбан в «Сефер Геула»: «Знай, что в соответствии с нашей традицией, народ Израиля находится в Эдомском изгнании (даже пребывая на своей земле). Сказано, что если скажет тебе кто-нибудь: процветает Рим и процветает Иерусалим – не верь ему, но если скажут тебе: разрушен Рим и процветает Иерусалим, или разрушен Иерусалим и процветает Рим – верь ему, ведь один усиливается за счет другого. Источник такого толкования – стих из главы Толдот, из пророчества, рассказанного Ривке: “у леом ми леом еэмац” – “…и народ народа сильнее будет”. Объясняют это: “леом ми леом” – “народ из народа”, один будет черпать силы из другого. То есть, усиление одного всегда будет происходить за счет другого. Эти двое никогда не смогут быть на одном уровне, они всегда будут в состоянии противостояния, на двух чашах весов. Но чаши эти никогда не будут уравновешены, всегда кто-то будет наверху, а кто-то – внизу».
Мальбим приводит интересное пояснение. Всевышний действительно поднимает потомков Эдома выше и выше, но лишь для того, чтобы потом они не просто упали, а разбились.
«Если воры пришли к тебе, если грабители ночные – как разорен ты! Ведь наворуют (лишь) столько, сколько нужно им. Если срезающие виноград пришли к тебе – ведь оставят они несколько ягод. Как обыскан Эйсав, открыты клады его!» (Овадья, стихи 5-6).
Когда воры приходят в дом, то они обычно ограничены во времени и поэтому уносят лишь самые дорогие вещи, но весь дом остается целым. Когда воры приходят в сад или виноградник, они уносят лишь столько, сколько могут вынести. Но не такой будет месть Всевышнего к притеснителям народа Его: клады их будут раскрыты для всех, и после этого не останется ничего.
«В день, (когда) стоял ты в стороне, в день, (когда) чужеземцы взяли в плен войско его (Исраэля), и иноземцы вошли в ворота его, и об Йерушалаиме бросали жребий, ты тоже был одним из них» (Овадья, стих 11).
Когда царь Санхерив пришел, чтобы разрушить Первый Храм, вы (Эдомеяне) стояли в стороне и радовались падению евреев. Но Второй Храм вы собственноручно пришли разрушать в обличии римлян.
«И не следовало тебе (злорадно) смотреть в день (несчастья) брата твоего, в день крушения его, и не следовало тебе радоваться о сынах Йеуды в день гибели их, и не следовало тебе открывать рот свой в день бедствия» (Овадья, стих 12).
Рав Ицхак-Айзек а-Леви Герцог после окончания Второй мировой войны отправился в Ватикан, с целью получить разрешение на поиск еврейских детей, спасшихся в монастырях. На одной из встреч он сказал: «Вы молчали на протяжении всего этого периода, словно набрав в рот воды, когда на ваших глазах убивали миллионы евреев. Вы забрали себе все еврейское имущество. Но есть еще много детей, родители которых были религиозными евреями. Их скрывают в монастырях, дайте мне разрешение, с которым я смогу пройти по монастырям Европы и вернуть их своему народу». В ответ он услышал лишь одно – ледяное «нет». И тогда рав Герцог произнес стих: «…не следовало тебе радоваться о сынах Йеуды в день гибели их, и не следовало тебе открывать рот свой в день бедствия». Сын рава Герцога, сопровождавший его во время поездки, вспоминал, что после встречи отец вышел белый, как известь, и был не в состоянии говорить. Он смог выдавить из себя лишь два слова: «В микву!»
Рав Герцог продолжил путь самостоятельно, без разрешения, и с Б-жьей помощью он смог вернуть много еврейских детей, которых потом так и называли – «дети рава Герцога».
До сегодняшнего дня наш народ продолжает страдать от «старшего брата», ненависть которого, даже через тысячи лет, ничуть не остыла.
Противостояние Яакова и Эйсава не столько физическое, сколько духовное. Ишмаэль был изгнан из Земли Израиля, не став продолжателем дела Авраама, и поэтому он до сих пор чувствует себя ущемленным. Это и дает его потомкам силы вести борьбу за обладание Святой землей. Они говорят, что эта земля принадлежит им так же, как потомкам Ицхака. Эйсав же уступил право на обладание Землей Израиля. О нем сказано в главе Ваишлах: «И взял Эйсав жен своих, и сыновей своих, и дочерей своих, и все души дома своего, и стада свои, и весь скот свой, и все достояние свое, которое он приобрел в земле Кнаанской, и пошел в (другую) страну от лица Яакова, брата своего. Ибо имущество их было слишком велико, чтобы жить вместе, и земля пребывания их не могла вместить их из-за стад их. И поселился Эйсав на горе Сеир; Эйсав – он же Эдом».
Эйсав отказался от претензий на Землю Израиля, он знал о брит бейн а-бетарим, в котором сказано было Аврааму, что потомки его пройдут тяжелейшие изгнания. Поэтому он отказался от первенства, чтобы сынам Яакова достались тяжести и лишения. В силу этого у Эйсава нет (и не может быть) никаких притязаний на Святую Землю. Противостояние Эйсава и Яакова лежит в другой плоскости: Эйсав претендует на избранность народа Израиля, и это не дает ему покоя.
В книге «Сифтей Коэн» рассказывается, что Эйсав сам придумал имя горе – Сеир (козел), чтобы увековечить память, о том, как путем хитрости получил Яаков благословения, наложив козьи шкуры на руки.
Земля Эдом была названа так, чтобы не забыли потомки его то, как Яаков использовал ситуацию, когда Эйсав умирал с голоду, чтобы купить первенство у Эйсава за красную чечевичную похлебку. Приводится также от имени автора «Рокеах», что у Эйсава родился сын, которого он назвал Ахи (брат мой), чтобы это всегда напоминало ему о брате и не позволяло ненависти остыть.
Рассказывается в трактате Авода Зара (11б), что раз в семьдесят лет в Риме устраивают представление. Берут здорового человека (намек на Эйсава) и одевают его в бигдей хамудот, одежды Эйсава. Берут хромого человека (намек на Яакова), надевают ему на голову забальзамированную кожу, срезанную с лица убитого первосвященника рабби Ишмаэля. После этого навешивают на здорового драгоценный камень, не имеющий подобия. Усаживают здорового на хромого и водят их так по улицам Рима, говоря: «Разве помогло предсмертное предсказание Яакова своим сыновьям, что в конце они будут избавлены?» И еще: «Брат отца нашего – обманщиком был, но разве помогло ему воровство благословений и первенства (ведь сейчас евреи в нашей власти)?» (Раши).
«И на горе Цийон будет спасение, и будет она святыней, и получит дом Яакова во владение наследие свое» (Овадья, стих 17).
Еще до того, как нацисты (да сотрутся их имена!) пришли к власти в Германии, и стали известны их намерения уничтожить евреев, Хафец Хаим предсказывал грядущую Катастрофу. Он говорил, что будет страшная война, намного страшнее, чем та, что была пятнадцать лет назад (Первая мировая). Спросили ученики, откуда он это знает и будет ли эта война во всем мире или будет место на земле, где можно будет укрыться? Ответил Хафец Хаим, что об этом сказано в Торе в главе Ваишлах (Берешит, 32:8-9): «И убоялся Яаков очень, и стало ему тесно, и разделил он народ, который с ним, и скот мелкий и крупный, и верблюдов на два стана. И сказал: если нападет Эйсав на один стан и побьет его, то оставшийся стан будет спасен». Тогда спросили ученики, а где то место, в котором будет спасен другой стан? На что Хафец Хаим процитировал стих из нашей афтары: «И на горе Цийон будет спасение, и будет она святыней, и получит дом Яакова во владение наследие свое».
Эти слова слышал от Хафец Хаима его ученик, рав Йосеф-Шломо Каанэман (Поневежер Ров). Они написаны над входом в основанную им в Бней Браке ешиву Поневеж.
«И будет дом Яакова огнем, и дом Йосефа – пламенем, а дом Эйсава – соломой, и зажгутся они в них (среди сынов Эйсава), и поглотят их, и не будет остатка в доме Эйсава, ибо Г-сподь сказал (это)» (Овадья, стих 18).
Почему именно Йосеф станет пламенем, которое сожжет дом Эйсава? Йосеф провел больше двадцати лет в тяжелейшем египетском изгнании, вдалеке от дома. Но, несмотря на все это, он остался евреем, остался на пути своих отцов. Поэтому Йосеф олицетворяет собой ту силу, которая нужна нам всем во время нашего последнего Эдомского изгнания.
«И взойдут спасители на гору Цийон, чтобы судить гору Эйсава; и будет Господу – царство» (Овадья, стих 21).
Наступит долгожданный день, когда Всевышний придет судить гору Эйсава – царство Эдома, современный западный мир. Когда народы мира одерживают победу над врагами, они воздвигают триумфальные арки, чтобы увековечить свой героизм. Но в последней войне вся слава будет принадлежать лишь Всевышнему, ведь предназначение народа Израиля – это привести мир к вере в единого Б-га.
Комментариев нет:
Отправить комментарий