вторник, 1 ноября 2016 г.

О ЯЗЫКЕ "ЕВРЕЙСКОЙ ДУШИ"

Мири Яникова

Говорить на собственном языке

О резолюции ЮНЕСКО, местных скандалах и духовной составляющей
Ребята, объяснять бесполезно. Мы просто говорим на разных языках, и, чтобы им выучить тот язык, на котором мы пытаемся до них докричаться, не хватит никакого ульпана, даже ульпана «далет». Потому что речь идет не об ульпановском иврите и вообще не об иврите. Чтобы выучить язык, о котором я говорю, они должны иметь что-то в душе, некую отдельную часть… Нет, я не имею в виду «еврейскую душу» в обычном понимании, с которой или рождаются от еврейской мамы или получают оную в момент совершения гиюра. На заре своей репатриации я была знакома с одной немкой по рождению, сделавшей гиюр и живущей в Иерусалиме. Она четко проговаривала причины своего решения, принятого пару лет назад и уже осуществленного на тот момент: «Я хотела принять на себя одну из еврейских душ, погибших в Холокосте». Она имела эту самую «духовную часть» задолго до совершения процедуры гиюра, что означает, что она была у нее до получения «еврейской души». Она присутствовала в ее обычной человеческой душе. В Израиле есть множество неевреев, имеющих эту духовную часть. Для того, чтобы зацепиться этим самым «крючком», этой самой невидимой духовной частью, за нашу страну, необязательно быть алахическим евреем, и можно не быть даже и неалахическим. Вообще никаким, как та моя немецкая подруга до прохождения процедуры гиюра. И как та девушка из Эквадора, Карен Ямима Москера, погибшая в теракте в Иерусалиме у стен Старого Города ровно два года назад.
Существуют триггеры, внезапно включающие этот духовный инструмент стремления к Эрец Исраэль. Для многих московских евреев и членов их семей в 80-е годы, например, таковым стала книга Леона Юриса «Эксодус». Есть и другие книги. И есть люди, которые служат таким триггером для других – как было со мной: меня «включила» одна одесская семья, с которой я познакомилась в 1983 году.
Вряд ли стоит пытаться объяснить что-либо людям, не понимающим сам язык, на котором с ними говорят. Они в ответ только в очередной раз обвинят вас все в тех же грехах, которые считаются смертными на их собственном языке. Есть дополнительное измерение души, и в этом измерении наших собеседников просто нет. Их нет там, где лежит наша настоящая Эрец Исраэль, эта прекрасная чаша, внутри которой ты живешь как на отдельном острове, на отдельной планете, под незримой, но явно ощутимой защитой, идущей одновременно и со всех сторон – от людей, и снизу – от Земли, и сверху – от Бога.
Это, может быть, прозвучит парадоксально, но наш скандал между двумя «алиями» (таким он выглядел на первый взгляд), последовавший сразу после всеобщего возмущения резолюцией ЮНЕСКО, имеет с ней тонкую, но ясно прослеживающуюся связь. Это нас так учат. Нас будут периодически накрывать волны скандалов, идущие и изнутри, и извне, пока мы не научимся говорить на своем собственном языке. Говорить между собой, конечно, остальные поначалу не поймут и возмутятся. Но затем, за неимением выбора, начнут потихоньку учить слова нашего языка. Даже составят себе словарик: футбольное поле рядом с мечетью Аль-Акса – Храмовая Гора; Западный берег реки Иордан – Иудея и Самария; палестинские земли – центральная часть Эрец-Исраэль. Таможенники-овчарки – прекрасно обученная и эффективно работающая охрана от террористов в аэропорту еврейского государства.
Ничего, научатся. Привыкнут. И этого достаточно.
ХРОНИКИ ИЕРУСАЛИМА

Комментариев нет:

Отправить комментарий