понедельник, 31 октября 2016 г.

СТАЛИН - ВОР В ЗАКОНЕ

СОВЕТСКИЕ «ВОРЫ В ЗАКОНЕ»

21.09.2016
 
 94651
 
 0
ОПУБЛИКОВАТЬ
Преступные сообщества в глазах обывателей часто окружены романтическим ореолом, и не последнюю роль в этом сыграл кинематограф. Чикагские гангстеры, сицилийская мафия, китайские триады... Бунтарский дух, авантюризм, «красивая жизнь», особый «кодекс чести», свобода и непокорство – разве можно все это сравнить с обычной скучной жизнью законопослушного гражданина? В России сформировался особый, совершенно уникальный персонаж – «вор в законе». Аналогов ему нет ни в одной другой криминальной культуре.
Изучать феномен «воров в законе» очень сложно, как любое явление, находящееся «в тени». Однако практически все доступные источники сходятся во мнении, что «воры в законе» появились в СССР в 1930-е годы.
Энциклопедия МВД России под редакцией Владимира Некрасова дает следующее определение: «особо опасный и авторитетный в своей среде идейный профессиональный преступник, получивший данный титул на воровской сходке в результате специальной процедуры – «крещения», «коронации», одним из обязательных условий которой являются несколько рекомендаций нескольких «воров в законе», уже признанных таковыми».
Предпосылки появления данного феномена возникли еще в дореволюционной России. Какутверждает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, некоторые уголовники поддерживали деньгами партийную верхушку революционеров. Позже в качестве одного из примеров подобного сотрудничества называли Иосифа Джугашвили (Сталина).
Упоминаются и представители преступного мира, которые боролись с царским режимом составе Красной Армии, например, Георгий Котовский, который стал членом ЦИК и Реввоенсовета СССР.
Белые офицеры, которые уцелели после Гражданской войны, эмигрировали и не стали служить Советам, остались не у дел и вынуждены были пойти в криминал. Та же судьба постигла и некоторых красных командиров, которые после победы Советской власти стали ей не нужны. Отчасти именно оттуда пошло правило воров не сотрудничать с властями.
Писатель Эдуард Михайлов высказывалпредположение, что положили начало воровским традициям белогвардейцы барона Врангеля, находившиеся в турецком плену в 1920–1921 годах, где получили опыт лагерной жизни и взаимовыручки (путем создания «общака»). В пользу этого предположения говорит наличие у офицеров собственного кодекса чести, любовь к азартным играм, в частности картам, пощечина как способ символического унижения или наказания. Эти особенности поведения «жиганов», как назвал бывших белых офицеров специалист по истории отечественного преступного мира, Александр Сидоров, схожи с чертами поведения «блатных» и «воров в законе».
Само понятие «вор» в данном контексте отражало не конкретную специализацию преступников, промышлявших кражей, а принадлежность к высшей касте криминального мира. Как отмечает тот же Михайлов, «слова «короновать», «крестить» никак не соответствуют правилам советской фразеологии», что добавляет еще один аргумент в пользу версии о «предках» – белых офицерах.
Один из первых воров в законе был членом ЦИК
Один из первых воров в законе был членом ЦИК
Но не только офицерами едиными – «феня», язык уголовного мира, судя по всему, происходит из Одессы, где компактно проживали евреи. Там же в свое время работал Миша Япончик, одесский налетчик, которого иногда называют первым «вором в законе», хотя фактически это было не так. Будучи преступником, он «обдирал буржуев» и сотрудничал с анархистским и большевистским подпольем, а затем был одним из командиров Красной армии.
В 30-е годы XX-го века в США случилась Великая Депрессия. Мировые цены на зерно упали, а его экспорт был одной из основных статей бюджета советского государства. Это, а также начало индустриализации и коллективизации, дали толчок к развитию не только лесной и золотодобывающей отраслей, но и преступности, тогда же активно начал использоваться труд заключенных и вырос ГУЛАГ. Начался этап непосредственного формирования касты «воров в законе» и создания кодекса воровских «понятий».
Вся жизнь вора в законе описывалась этими правилами
Вся жизнь вора в законе описывалась этими правилами
Значительное количество заключенных были осуждены по 58 и 59 статьям за контрреволюционную деятельность и бандитизм соответственно, однако помимо них были и те, кто совершил другие преступления, – все это пестрое сообщество длительное время находилось в ограниченном пространстве под постоянным контролем, что способствовало формированию отдельной культуры и определенных правил поведения – «понятий».
Как писал прозаик и поэт Варлам Шаламов, не понаслышке знавший о тюремной жизни, в «Очерках уголовного мира»: «Вор – ворует, пьет, гуляет, развратничает, играет в карты, обманывает фраеров, не работает ни на воле, ни в заключении, кровавой расправой уничтожает ренегатов и участвует в “правилках”, вырабатывающих важные вопросы подземной жизни».
НАША СПРАВКА
Варлам Шаламов (18 июня 1907, Вологда,Вологодская губерния,Российская империя – 17 января 1982, Москва, РСФСР, СССР) – русский прозаик и поэт советскоговремени. Создательодного из литературных циклов о жизни заключённыхсоветскихисправительно-трудовых лагерей в 1930–1956 годах.
Таким образом, воры стали фактическими лидерами лагерного сообщества. Хотя им было не положено сотрудничать с администрацией зон и исправительных колоний, степень их контроля и самоорганизации была довольно высокой, что ставило под сомнение полное отсутствие контакта между двумя этими силами, контролирующими тюрьмы и лагеря. В частности, это наводило на мысль о том, что НКВД использовало воров, как один из инструментов контроля над обществом, – такую версию приводят Михайлов (как несостоятельную) и Делягин (как в целом верную).
Великая Отечественная война серьезным образом затронула воровскую среду. Часть воров, как тогда говорили, «перековалась», они шли в ряды Красной Армии воевать на фронте в составе штрафных батальонов. Таким образом, ряд принципов-понятий воровского кодекса были нарушены, в частности– «не сотрудничать с властью и не вставать под ружье за нее».Отмечается, однако, что часто воры дезертировали, прибегали к спекуляциям, грабежам, для поиска средств для существования. Тот же портал «Русская семерка» пишет, что часть воров была поймана во время крупной облавы на Тишинском рынке в Москве в 1942 году.
После окончания войны, образовались два противоборствующих лагеря: воры, которые не стали вступать в армию, и «ссученые», сотрудничавшие с властью. «Военщину» не признавали другие воры, поэтому, как пишетШаламов, в 1947 году в порту Ванино на сходке произошел ряд изменений в «воровском законе», которые начал продвигать блатной по кличке «Король». В частности, ворам теперь разрешалось работать в «лагере и тюрьме старостами, нарядчиками, десятниками, бригадирами» и так далее.
В современном мире настоящих воров в законе, по убеждению многих преступников, не осталось
В современном мире настоящих воров в законе, по убеждению многих преступников, не осталось
Это разделение послужило началу кровопролитного конфликта, когда «суки» запугиванием переводили на свою сторону «воров» (в литературе упоминается обряд целования ножа) или жестоко избивали и убивали их, воры старого порядка делали то же самое. Слабо помогали и дополнительные наказания, и развод уголовников по разным лагерям. После этого появились «беспредельщики», демонстративно не подчинявшиеся воровским законам ни старого, ни нового образца, однако они были в меньшинстве. Отдельно была создана тюрьма под названием «Белый лебедь», где активно искореняли касту «законников». Смертность в разгар «сучьих войн», как называют эти события в литературе, почти сравнялась с1938 годом – временем массовых расстрелов. Данный конфликт настолько серьезно сократил количество воров и причислявших себя к таковым, что после 50-х  стали считать, что данное явление полностью истреблено.
НАША СПРАВКА
"Белый лебедь" — исправительнаяколония особогорежима для пожизненноосужденных в городеСоликамске, Пермскийкрай. Отличаетсяодним из самых жестких режимов в системеисправительныхучреждений. В колонииотбывают пожизненныйсрок осужденные за особо тяжкиепреступления, на данный момент порядка 300 человек.
Однако, как оказалось, «воры в законе» просто залегли на дно. В 1979 году в Кисловодске состоялась «сходка» «воров» и «цеховиков» (нелегальных бизнесменов). Там теневые предприниматели и воры собрались «перетереть непонятки» и договорились о следующем: «цеховики» платят в воровской «общак» 10% от прибыли за защиту от отморозков и «беспредельщиков». Однако, если верить книге Федора Раззакова «Бандиты семидесятых», не всесогласились с этим – «воры» старой закалки таких сделок не признавали. Там же сказано, что о «сходке» узнали и сотрудники КГБ, которые поняли – «воры в законе» еще имеются.
На второй «сходке» также было много споров, а выдвинутое на ней предложение шло вразрез с воровскими «понятиями». В 1982 году в грузинском городке Кутаиси местные воры решилипоставить вопрос о более активном участии в делах власти. Возникла идея покровительствовать студентам-юристам, чтобы готовить из них будущих адвокатов, прокуроров и судей, лояльных к «ворам в законе».
«Воры в законе» –уникальное явление, которое не встречается где-либо еще, кроме территории стран бывшего Советского Союза. Скорее всего, это связано с особенностями СССР как «лагерной» страны, где активно эксплуатировался труд арестантов, большое количество населения было вовлечено так или иначе в тюремную жизнь, а сроки, по которым сидели преступники, были довольно велики, что в совокупности создало отдельное устойчивое сообщество и культуру. По сути, возникло своего рода «теневое государство», в котором существовали своя иерархия, свои правила и устои, обеспечивающие относительно мирное существование внутри данного общества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий