четверг, 15 сентября 2016 г.

НЕИЗВЕСТНЫЙ ГЕНИЙ


ГВИДО АРЕТИНСКИЙ (GUIDO D'AREZZO; GUIDO MONACO), ~991 - ~1050

Гвидо Аретинский – один из крупнейших теоретиков музыки, создатель современной музыкальной нотации, заменившей существовавшую в Средние века невменную нотацию.
Гвидо был монахом-бенедиктинцем, он получил образование и начал преподавать нотную грамоту в аббатстве Помпоза неподалеку от Феррары. Там он заметил, что монахам дается с трудом традиционное григорианское пение. Тогда он начал работать над новым методом преподавания, благодаря которому он прославился на всю северную Италию. Вскоре из-за враждебности и зависти других монахов Гвидо был вынужден переехать в Ареццо, где была процветающая школа пения. В Ареццо он работал под покровительством епископа Тедальда, которому он посвятил свой знаменитый трактат «Микролог» (Micrologus).
С 1025 года Гвидо обучал певчих Кафедрального собора, продолжая заниматься начатой еще в Помпозе разработкой нового нотного письма, позволившей существенно сократить время обучения. В христианском мире до Гвидо музыка записывалась с помощью так называемых «невм» - знаков, которые, указывая на повышение или понижение тона, о точной высоте звука сказать ничего не могли. Невменная запись, таким образом, не позволяла зафиксировать новую мелодию, а лишь являлась руководством-напоминанием для певчих. Гвидо же пришла в голову создать нотный стан и систему знаков, которые бы четко отражали высоту конкретного звука – то есть заложить основы той самой нотации, на которой строится вся европейская музыка.
Гвидо приписывают и другое изобретение в области музыки – метод «сольмизации». Чтобы помочь певчим запомнить мелодию, ему пришла в голову мысль соотнести основные ноты с первыми слогами гимна святому Иоанну Крестителю, который пропевался обычно как гамма:
   * Ut queant laxis (в 17 веке итальянский теоретик музыки Джованни Баттиста Дони предложил заменить «Ut» на «Do»)
   * Resonare fibris
   * Mira gestorum
   * Famuli tuorum
   * Solve polluti
   * Labii reatum
   * Sancte Iohannes
Это мнемоническое ухищрение, которым мы обязаны Гвидо, оказалось настолько эффективным, что сейчас без него нельзя себе представить современной музыкальной педагогики.
Гвидо ввел четырехлинейный нотный стан, при котором ноты записывались на линейках и между ними. Он также изобрел мнемоническую систему, получившую название «Гвидонова рука», которая была призвана облегчить ученику сольмизацию. Каждому суставу и кончику пальцев, придавали значение одного из 20 тонов существовавшей тогда системы, прикасаясь к ним, ученик высчитывал интервалы, гексахорды и переходы из одного гексахорда в другой.
В 1882 году в Ареццо был установлен памятник Гвидо работы скульптора Сальвино Сальвини (на площади Piazza Guido Monaco).

Комментариев нет:

Отправить комментарий