пятница, 9 сентября 2016 г.

КТО ТАКИЕ "ПАЛЕСТИНЦЫ"?


Кто такие «палестинцы»? ч.2
Элеонора Шифрин, Иерусалим

Окончание. Начало в «МЗ», № 529

 "Мы обнаружили, что, несмотря на 2000 лет рассеяния евреев по всему миру, они в основном сохранили свою еврейскую преемственность, говорит проф. Ариэла Оппенхайм из Еврейского Университета в Иерусалиме. - Плюс к этому мы обнаружили, что еврейское население удивительно близко - с точки зрения генетики - к живущим в Израиле арабам".

Подобные исследования, доказавшие близкое генетическое родство евреев и палестинских арабов, проводились и в других университетах в разных странах. В частности, профессором Антонио Арнез-Вильна в Университете Мадрида, обнаружившим почти полную идентичность иммунных систем евреев и палестинских арабов.

В 2002 г. исследователи в Тель-Авивском университете установили, что лишь две группы людей в мире - евреи-ашкеназы и палестинские арабы - имеют генетическую склонность к наследственному синдрому глухоты. Все эти исследования показывают, что палестинские арабы генетически значительно ближе к евреям-ашкеназам, чем к другим арабам. 

Неожиданно для проводивших их ученых, эти исследования сыграли очень важную роль, раз и навсегда развенчав распространяемый псевдо-историками миф о происхождении ашкеназских евреев от среднеазиатских хазар, а не от изгнанных из Эрец Исраэль евреев. 

Проф. Оппенхайм, возглавлявшая международное исследование арабо-еврейских генетических сходств и различий в Иерусалиме, утверждает, что и арабы Израиля, и евреи происходят от курдов из Арама в Вавилоне - места рождения праотца Авраама. 

"Ясно, что мы родом из одной семьи", - заключает проф. Оппенхайм и добавляет, что и внутри одной семьи бывают конфликты, и братья иногда воюют с братьями. Она не верит, что результаты ее исследования приведут к Возрождению, и с ней трудно не согласиться. 

Однако Цви Мисинай более оптимистично настроен. Превратив в миссию всей своей жизни распространение среди арабов Эрец Исраэль сведений об их происхождении, он считает, что дает им возможность вернуть утраченное наследие предков.

Цви Мисинай. Фото из его личного архива
Можно назвать Мисиная утопистом: он верит, что можно вернуть значительное число арабов еврейского происхождения в лоно иудаизма и, тем самым, вернув их "в семью", ликвидировать конфликт между когда-то потерявшими друг друга братьями. 

Однако всей своей предыдущей жизнью он продемонстрировал рациональное мышление и прагматизм. Родившись в 1946 г. в Иерусалиме, в еще подмандатной Палестине, от родителей, приехавших в 1939 г. из Галиции, он закончил факультет физики Хайфского Техниона в 1968 г., а в 1991 г. стал первым израильтянином, удостоившимся награды Ротшильда за промышленное развитие в области компьютерного обеспечения. Он стал едва ли не самым первым израильским предпринимателем в области хайтека, основав международную корпорацию "Sapiens International Corporation". Он был ее президентом до 1994 г., успев ввести в международный обиход целый ряд основополагающих принципов компьютерной науки в сфере развития аппликаций, анализирующих данные. Это были результаты его исследований, начатых еще в 1972 г. в Институте Вайцмана в Реховоте. Ребята из ICQ и Google еще пешком под стол ходили, а некоторые еще и не родились, когда Цви Мисинай начал вводить в употребление все те основополагающие концепции, на которых базируются сверхсовременные компьютерные технологии. 

После катастрофы Осло, приведшей к тысячам смертей, в 2000 г. Мисинай оставил свою успешную карьеру компьютерного ученого и предпринимателя и целиком сосредоточился на исследовании темы, которой заинтересовал его еще отец - история Эрец Исраэль. Но если отец был собирателем и коллекционером исторических артефактов, то Цви расширил предмет поиска и начал собирать истории, которые слышал из уст мухтаров (старост арабских деревень) и деревенских стариков, вспоминавших о своих предках. Чем больше он слышал таких историй, тем более четко формулировалась тема поиска: еврейское происхождение израильских арабов. 

Он искал причину, по которой из их среды выходят самые страшные террористы и почему предложенный арабам мир "не работает". 

Как и раньше в своей предпринимательской деятельности, он сумел создать команду единомышленников, в которую входят как евреи, так и арабы. При помощи этой команды он проводит поиск арабов, помнящих о своем еврейском происхождении, и лоббирует среди министров, послов, религиозных деятелей и активистов по обе стороны конфликта идею возможного примирения на основе общего родства.

Нельзя сказать, что эта идея зародилась в его голове на пустом месте. Несомненно, он подхватил ее у второго президента Израиля историка Ицхака Бен-Цви и первого премьер-министра страны Давида Бен-Гуриона, которые исследовали тему еврейского происхождения местных арабов и посвятили ей целый ряд книг и статей. В результате своих исследований они установили множество фактов, доказывающих еврейское происхождение значительного процента палестинских арабов. Прежде всего, как уже упоминалось выше, это имена собственные - как географические названия, так и семейные фамилии. Многие арабские деревни в Израиле носят названия, которые едва ли где-то еще появляются в арабских странах. Среди них Кафр Ясиф, Кафр Кана, Кафр Ятта, Кафр Манда, Кафр Самия и множество других. 

В книге Бен-Цви "Народы нашей земли", опубликованной в 1932 г., сказано, что к западу от реки Иордан есть 277 деревень - практически две трети всех названий! - носящих названия близкие или точно те же самые, что и известные еврейские поселения времен Второго Храма, стоявшие на тех же самых местах. Это уже само по себе, пишет Бен-Цви, доказывает, что жители этих деревень были евреями, которые остались здесь после разрушения Храма. "Если бы еврейские поселения были захвачены и заселены другими людьми, они не сохранили бы еврейские названия (что и произошло в большинстве тех поселений, где население сменилось, как, например, к востоку от Иордана)". 

Что же касается семейных фамилий, то многие палестинские арабы также носят фамилии, происходящие из иврита, что тоже отражает их еврейское происхождение. Бен-Цви пишет, что еще в 1860 г. полковник Кондор из Института исследования Израиля обнаружил библейские имена у крестьян в Палестине. Многие из этих имен не имеют корней в арабском языке. Большие семейные кланы в разных частях страны носят такие еврейские имена как Абу-Хацира (по свидетельству Кондора, этот клан контролировал значительную часть рыболовства в Газе), семья еврейских иммигрантов из Марокко Эльбаз; семейство Абулафия, происходящее от знаменитого испанского каббалиста Рабби Авраама Абулафия; семья Альмог в Дженине; Дауды (Давид) в Хевроне. Все это еврейские имена, которые очень распространены среди евреев сефардского происхождения в Израиле. Что уж говорить о 4000 живущих в Иордании Коэнов, предки которых когда-то подверглись насильственной исламизации..

Плюс к этому, палестинский диалект арабского языка с одержит такие слова и термины, которых нет в "стандартном" арабском, что является результатом интеграции иврита и арамейского языков в арабский, который местным евреям пришлось выучить после начала арабских и затем турецких завоеваний. 

Тот же Кондор доказал, что во времена крестовых походов "арабы" Эрец Исраэль говорили на арамейском, то есть на языке, которым пользовались евреи до арабского нашествия. Это означает, что эти говорившие на арамейском "арабы" были на самом деле евреями. Существует еще много исторических свидетельств, доказывающих еврейское происхождение здешних арабов. 

Бен-Гурион был настолько увлечен идеей возможного возвращения этих потомков евреев в лоно иудаизма, что в 1956 г. создал специальную группу под руководством Моше Даяна и Хаима Левкова (создателя бедуинского подразделения следопытов), которой было поручено разработать пути для "иудаизации" бедуинов. Для этой цели их следовало познакомить с современной жизнью и традициями евреев и интегрировать их среди народа Израиля, если не с точки зрения религии, то хотя бы этнически. Бедуины проявляли большую заинтересованность, но еврейские "учителя" отказались от участия в программе из-за тяжелых условий жизни среди бедуинов.

Последнюю точку поставил Моше Даян, убедивший Бен-Гуриона, что идея вызовет противодействие в "исламском мире". Тот же самый Даян, который на том же основании десятилетие спустя отдал арабам управление Храмовой горой, заявив, что "нам не нужен этот Ватикан"... Трудно сказать, какими были бы последствия этих усилий, если бы еврейское государство под влиянием Даяна от них не отказалось. 

Известно, что в пору мирных переговоров между Израилем и Египтом в 1978 г. бедуинские племена, считающие Синай своей исконной территорией, обращались к премьер-министру Менахему Бегину с просьбой не отдавать Синай Египту, а аннексировать полуостров и присоединить его к Израилю. Они мотивировали это тем, что они вправе сами решать свою судьбу. Эта просьба приобретает совсем иное звучание на фоне исторических исследований, доказывающих еврейское происхождение этих бедуинских племен. 

Но с тех пор прошло почти 40 лет, два поколения бедуинов выросли под влиянием антиизраильской пропаганды, и сегодня в Синае хозяйничает террористическое Исламское Государство, готовящееся атаковать Израиль с юга... 

Цви Мисинай не настолько наивен, чтобы верить, что многие или даже некоторые палестинские арабы захотят перейти в иудаизм. По крайне мере, не в ближайшем будущем. Он прекрасно понимает, что от этой идеи не будут в восторге и многие раввины. И даже если возникнет тенденция к возвращению местных арабов к иудаизму, многие израильтяне, как религиозные, так и светские, будут подозревать, что это делается - даже если не ради проникновения в Израиль с целью совершения терактов - то во имя получения израильского гражданства со всеми причитающимися вместе с ним политическими и финансовыми благами. 

Но при этом Мисинай считает, что постепенная этническая реинтеграция этих арабов вполне возможна. В своей книге "Брат да не поднимет меча на брата" он пишет, что этот постепенный процесс может занять 40 или 50 лет, причем одновременный рост алии и растущая еврейская рождаемость помогут сохранить демографический баланс в пользу евреев. 

А если этот процесс покажется кому-то уж очень долгим, то можно напомнить, что после победы Израиля в Шестидневной войне прошло уже почти 50 лет, и за все это время многократно сменявшиеся израильские правительства так и не придумали, что делать с арабами, живущими в Иудее и Самарии. Если, конечно, не считать самоубийственного процесса Осло, родившего идею создания для них самостоятельного государства и загнавшего Израиль в смертельную ловушку. 

Смертельную - потому что чем больше надежд дает Израиль арабам на создание независимого арабского государства в Иудее и Самарии, тем больше он стимулирует амбиции захвативших власть в арабском обществе политических авантюристов, тем самым вынуждая рядовых членов общества на участие в терроре, ибо иного способа доказать свою лояльность режиму у них нет. Те же, кто может вызвать подозрения в нелояльности, рискуют расстаться с жизнью, что происходит на отданной под власть ПА территории довольно часто. 

* * *. 

Имеется в этом деле и другой аспект. Среди палестинских арабов много таких, кому строгий гиюр и вовсе не потребуется - потому что многие семьи и кланы хранят память о своем еврейском происхождении и женятся исключительно внутри своих кланов. Безусловно, возникнут галахические вопросы, но по мнению раввинов, которые занимаются поиском и возвращением потерянных евреев, эти вопросы разрешимы. 

Среди арабов, принадлежащих к этой категории, особенно молодых, нередко срабатывает феномен, называемый "голосом крови": они начинают искать свои корни, читать, интересоваться иудаизмом и достаточно часто приходят к решению вернуться, несмотря даже на протесты старших поколений семьи. 

Не следует забывать, что мы живем во времена исполнения последних пророчеств. В частности, пророчества Зехарийи ( 8:23): "Так сказал Господь Цваот: в те дни схватятся десять человек из всех народов разноязычных и держаться будут за полу йеудея, говоря: пойдем с вами, ибо слышали мы, что с вами Бог". За последние годы мне не раз уже доводилось писать на эту тему и приводить живые и реальные примеры как прихода к иудаизму христиан в самых разных странах мира, так и возвращения в иудаизм арабов, при тех или иных обстоятельствах узнавших о своей еврейской родословной. 

В пример могу привести свою статью "Жизнь в период чудес" (http://7days.us/zhizn-v-period-chudes/ ) , в которой рассказывается о еврейской свадьбе рожденного в Кувейте Марка (Мордехая) Халава, бывшего мусульманина, и уроженки Финляндии Линды Брунель, бывшей христианки. Церемонию еврейского бракосочетания проводил раввин из Бней-Брака Израиль Вайзель, что подтверждает абсолютную галахическую приемлемость возвращения к иудаизму этого мусульманина-потомка евреев и гиюра его невесты.

Конечно, невозможно сбрасывать со счета тот широко известный исторический факт, что наиболее страшными преследователями евреев становились люди, покинувшие религию предков, как правило, для спасения своей жизни или в надежде уйти от преследований и достичь карьерного благополучия. Нередко их яростный антисемитизм диктовался боязнью быть заподозренными в неискренности и недостаточной лояльности новой религии. Подобная ситуация возникала и у евреев, которые были вынуждены принять ислам под страхом смерти или изгнания: одни сидели, затаившись, в надежде переждать страшные времена и остаться евреями, другие стремились стать "святее Папы" - если позволительно использовать это выражение применительно к исламу - и демонстрировали свою преданность новой власти. Можно сравнить это с аналогичным процессом перехода многих евреев из иудаизма в религию коммунизма, свидетелями и зачастую участниками которого большинству из моих читателей пришлось быть. 

Есть, однако, существенная разница между положением тех евреев, которые были вынуждены переходить в другие религии в разных странах в прежние времена, и положением нынешних арабов еврейского происхождения, живущих на территории еврейского государства и имеющих возможность в случае нужды воспользоваться его защитой и поддержкой. Ввиду такой возможности, уже значительно меньшее удивление вызывают упомянутые в первой части этой статьи факты, когда принявшие ислам, но сохранившие свою еврейскую преемственность кланы, такие как пришедшие из Испании через Марокко Амсалемы и Абухацира, открыто заявляют о своем желании вернуться в еврейство. 

Помимо этого, мы то и дело слышим об отдельных случаях перехода мусульман в иудаизм. Некоторые из них проходят полный гиюр; другие просто начинают соблюдать еврейские заповеди и жить в соответствии с галахическими правилами, утверждая, что им гиюр не нужен, так как они знают, что они и так уже евреи. Нередко приходится слышать о бывших мусульманах, которые учатся в иешивах.

Мы являемся свидетелями совершенно новой ситуации, когда все больше стран арабо-исламского мира начинают понимать, что они нуждаются в помощи Израиля и не могут позволить себе бросать все свои силы и ресурсы на уничтожение еврейского государства. Постепенно, очень медленно, опасаясь своих, эти страны начинают поворачиваться лицом к Израилю. Едва ли кто-то может предсказать, как это отразится на самосознании арабов, помнящих, что они - еще не полностью отрезанная часть еврейского народа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий