четверг, 8 сентября 2016 г.

ЗАМЕТКИ О ЕВРЕЙСКОЙ САМОНЕНАВИСТИ

Я не люблю еврейских самоненавистников. Мне не терпится взять за пуговицу хотя бы одного из них и сказать ему на старо-одесском наречии: «Изя! Уже перестань таки здесь мельтешить. Уже таки сядь подальше, где тебе удобнее в Швеции или в России…»

Иудофобия и иудофилия

Юрий Ноткин

Окончание. НачалоПродолжение
Анти-сионизм
Для евреев Сион (צִיּוֹן) стал символом Иерусалима и всей Земли Обетованной, к которой еврейский народ стремился со временирассеяния после разрушения Иерусалимского храма. В то же время в христианском Новом Завете это слово обретает смысл духовного царства Бога, Небесного Иерусалима (Евреям 12:22), града Божьего, краеугольным камнем которого апостол Петр считает Христа (1 Петра 2:5,6).
Говоря об анти-сионизме, как об одной из форм иудофобии, я понимаю сионизм как целиком еврейское движение, отделяя его от толкования этого слова в христианском богословии. При этом, я снова вернусь к С.Н. Булгакову, а точнее к его статье«Сион»[35], выдержку из которой я здесь воспроизвожу:
«Есть священные символы и мировые идеи, которые заставляют дрожать самые сокровенные струны сердца: такое значение имеет, например, христианский Царьград и крест на св. Софии, или освобождение из рук неверных Гроба Господня. Подобное же значение должно иметь для иудейского и христианского сердца (я трижды подчеркиваю это «и») вопрос о Палестине и устроении Израиля на земле, ему Богом данной и обетованной
Близятся времена и сроки. На историческом небе загорелась новая идея, наряду с другими священными именами история произнесла и святое имя Сиона. Есть признаки, что «еврейский вопрос» в разных смыслах вступает в новое обострение, и трагическая его безысходность и диаспоре ощущается с новой силой. И в это время, когда загорается луч Будущего, появляется надежда на возможность новой постановки векового вопроса. О, пусть она не обманет!»
На мой взгляд, сколько бы не подчеркивать это «и», Сион, а с ним и происходящие от него сионизм исионисты представляют «для иудейского и христианского сердца» весьма и весьма далекие друг от друга понятия. Это становится ясным, если прочесть статью «Сион» полностью и особенно понять туманную для замыленного глаза сегодняшнего читателя фразу, приведенную в статье непосредственно перед так часто повторяемым рефреном С.Н.Булгакова «Близятся времена и сроки».
…Имеем о сем непреложное пророчество, о котором никогда не смеем забывать, трепетно склоняясь пред судом Божьего избрания: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении тайны сей, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников. И так весь Израиль спасется, как написано: “приидет от Сиона Избавитель и отвратит несчастие от Иакова”» (Рим., 11, 25—6)
В этом отрывке из послания к пока что пребывающим в язычестве Римлянам, апостол Павел открывает и им, и одновременно иудеям великую тайну[36]: Когда римляне примут христианство, а ожесточившие свое сердце иудеи поймут свою ошибку и вернутся в церковь Христову, то Господь простит и тех и других, произойдет Второе Пришествие Христа, который введет в Сион и бывших язычников и раскаявшихся иудеев. Когда это произойдет? -«Близятся времена и сроки»,-пророчествует С.Н.Булгаков.
Ну а что же на этот счет думали все и вся отрицавшие упрямые иудеи? Даже далеко не всегда лестно отзывавшийся о них Жан-Жак Руссо, судя по распространенной цитате, живо интересовался этим вопросом:
Я никогда не поверю, что хорошо познакомился с доводами евреев, пока у них не будет своих свободного государства, школ и университетов, где они смогут говорить и вести дискуссии в полной безопасности. Только тогда мы узнаем, что они хотят сказать (Жан-Жак Руссо, EmileBook4, 1762)
Сомнения Руссо станут более понятны, если привести эту цитату в полном виде с двумя нередко намеренно или случайно опускаемыми предшествующими строчками:
В Сорбонне ясно как день, что предсказания о приходе Мессии относятся к Иисусу. Среди раввинов Амстердама столь же ясно, что они не имеют к нему ни малейшего отношения. Я никогда не поверю, что хорошо познакомился с доводами евреев, пока у них не будет своих свободного государства, школ и университетов, где они смогут говорить и вести дискуссии в полной безопасности. Только тогда мы узнаем, что они хотят сказать. (Жан-Жак Руссо, EmileBook4, 1762)
Напомню, что в этом разделе я пишу об анти-сионизме, как одной из форм иудофобии. Из множества определений сионизма я выберу лишь на мой взгляд самое распространенное в мире: «Сионизм есть расизм.»
Именно это определение послужило выражением сути и фактическим наименованием резолюции № 3379 Генеральной Ассамблеи ООН, принятой большинством голосов 10.11.1975. Она легко доступна и сегодня, однако для меня здесь гораздо больший интерес представляет последовавшее за ней выступление посла Израиля в ООН Хаима Герцога, которого я, прибыв в Израиль, застал еще президентом этого государства.
До того, как он демонстративно разорвал на глазах у почтенной международной общественности врученный ему экземпляр текста резолюции, Хаим Герцог сказал:
«Я пришел сюда, чтобы разоблачить два самых больших зла, которые угрожают обществу в целом и сообществу наций в частности. Эти два зла ненависть и невежество. Эти два зла и есть та сила, которая движет инициаторами этой резолюции и теми, кто их поддержал…
Для нас, для Еврейского народа это не более, чем проходной эпизод в нашей богатой и наполненной событиями истории. Мы полагаемся на Провидение, нашу веру, наши убеждения, наши освященные временем традиции, наше стремление к социальному прогрессу и к человеческим ценностям, наш народ, где бы ему ни довелось находиться. Для нас, для Еврейского народа, эта резолюция, основанная на ненависти, лжи и высокомерии, лишена всякого морального и легального значения.»
Жаль, что Ж.Ж. Руссо не слышал этой речи, поскольку это была обращенная к объединенным нациям речь представителя евреев, за которыми,наконец вновь, стояло собственное государство, собственные университеты и школы, которые однако им приходилось постоянно защищать от попыток их уничтожения со стороны.
Касаясь в своей речи сионизма, этот представитель привел слова недавнего министра иностранных дел государства Израиль Абы Эбана.
«Сионизм это нечто не большее, но и не меньшее, чем ощущение Еврейским народом своего происхождения и предназначения земле, навеки связанной с его именем.Это также инструмент, с помощью которого Еврейская нация ищет своего подлинного самовыражения. А вокруг этого разыграна драма в двадцати государствах, включающих сто миллионов человек, живущих на земле с гигантскими ресурсами и занимающих площадь в четыре с половиной миллиона квадратных миль. Таким образом суть состоит не в том, примет ли мир условия Арабского национализма. Вопрос в том,когда Арабский национализм с его непомерными излишками преимуществ, богатств и возможностей примет условия скромной, но равноправной другой нации Среднего Востока, добивающейся существования в условиях мира и безопасности.»
От себя Хаим Герцог еще добавил:
«Сионизм это наша попытка построить общество, возможно и несовершенное, но такое в котором могут быть реализованы чаяния пророков Израиля. Я знаю,что у нас есть проблемы.Многие не согласны с политикой нашего правительства. И в Израиле многие время от времени несогласны с политикой нашего правительства… и они свободны выразить это несогласие, поскольку Сионизм создал первое и единственное реально демократическое государство в той части мира, которая никогда не знала демократии и свободы слова.»
С момента принятия ООН этой позорной резолюции прошло сорок лет. Что изменилось за это время?
Арабский мир прирос дополнительно еще двумя государствами, его площадь превысила пять миллионов квадратных миль, а население увеличилось до четырехсот миллионов, половину из которых составляют люди моложе 25 лет.
В 1992 была отменена резолюция №3379.
Что касается Израиля, то в неизменную с 1975 г. занимаемую им площадь примерно десять тысяч квадратных миль по-прежнему входят в том числе и около двух с половиной тысяч, на которых Арабский, а с ним вместе практически весь остальной окружающий мир считают необходимым создать двадцать третье Арабское государство, которое назовут государством Палестина и на котором будет проживать Палестинский народ.
Тем временем на оставшейся площади Израиль продолжает непрерывно принимать евреев, их потомков и членов их семей самого разнообразного этнического происхождения, со всего мира.
Что касается анти-сионизма то бесспорно, что для нееврейского мира он является лишь новой по форме и названию, но прежней по содержанию разновидностью анти-семитизма, в которой Израиль успешно выполняет роль коллективного еврея.
Однако было бы неверно не отметить новые возможности, которые предоставляет эта новая форма.
Исламскому миру она позволяет слегка прикрыть фиговым листком защиты национальных устремлений «палестинского» народа все разрастающиеся метастазы ненависти и стремления к физическому уничтожению, как к взаимному среди правоверных различных направлений, в которых никто уже не в силах разобраться, так и среди правоверных по отношению к неверным.
Что касается Западно-Европейской цивилизации, основанной на христианских ценностях, то представляюшие ее страны в своем анти-сионизме достигли такого единства, которое недоступно им по целому ряду проблем, жизненно важных для Европейского Союза.По крайней мере открытостью своей он далеко превосходит старомодный анти-семитизм ХХ века. Кроме того завеса, сплетенная из анти-сионизма и мультикультурности прикрывает еще одно явление, имя которому «мирная» исламизация Европы.
Не думаю, что свершение чаяний еврейских сионистов доставило глубокое удовлетворение и представителям Российской Православной Церкви, которая миновала мрачный период гонений со стороны государства Советов и находится ныне в достаточно полной гармонии с Российскими властями предержащими, в том числе и во взглядах на сионизм.
Относительно новой особенностью анти-сионизма как разновидности иудофобии, является тот факт, что она позволяет приобщиться к ней, кому под видом защиты подлинных религиозных, а кому либеральных и демократических ценностей, немалому числу евреев как в Израиле, так и в США и Канаде. Впрочем вполне возможно, что новой эта особенность выглядит лишь для меня.Более того вполне возможно, что это вовсе и никакая не особенность, а лишь явление, о котором достаточно конкретно высказалась не так давно Дина Рубина: «…мы — старый народ, прошедший долгую дорогу, подхвативший в пути некую заразу под названием «еврейская самоненависть»
О еврейской самоненависти и не только о ней с точки зрения секулярного еврея
Чувство моей причастности к евреям и еврейству меня не покидало с молодости, но по настоящему интерес к тому, кто я и откуда, проснулся во мне 18 лет тому назад, когда во время своей довольно успешно протекавшей профессиональной деятельности в Израиле я неожиданно получил письмо на иврите из Тель-Авивского университета от некоего доцента Левина, сообщавшего, что он занимается исследованием генеалогического древа Ноткиных, просит меня прислать ему все, что мне известно о моих предках, и что первый Ноткин был приближен к русскому царскому дому и фамилию эту ему присвоил в знак выражения особого расположения непосредственно князь Потемкин.
Здесь я прервусь ненадолго, чтобы рассказать притчу, важную для данного раздела статьи.
Притча о трех евреях
Жили-были три еврея, которые при рождении получили следующие имена: Иехуда Лейб бен-Ноах Невахович, Авраам бен-Исраэль Парац и Натан бен-Хаим Нотэ. Все трое вошли в Российскую историю но уже под несколько иными именами, а именно— Лев Николаевич Невахович, Абрам Израилевич Перетц и Нота Хаимович Ноткин (по прозвищу Шкловер).
Сведений о них предостаточно в еврейских энциклопедиях Брокгауза и Ефрона и в КЕС, но для единства стиля я приведу здесь для всех троих ссылки на известного писателя, публициста и историка Л.И. Бердникова[37,38,39].
Все трое были хорошо между собой знакомы, широко образованы, все были так или иначе связаны с коммерцией, судьбы их часто пересекались.Они принадлежали к числу первых трех-четырех евреев, которые поселились в Санкт — Петербурге. Это о них говорила Екатерина Великая в одном из своих писем «живут в Петербурге и их как будто не замечают». Я надеюсь, что читатели найдут время ознакомиться с биографиями этих весьма интересных людей, здесь же я выделю лишь отдельные факты, которые считаю важными для этой статьи.
Невахович был известен вначале, как незаурядный писатель. В своем произведении «Вопль дщери иудейской» он описал скорбную судьбу страждущего еврейского народа в России и сделал на вышедшей книге посвящение двум упомянутым выше друзьям. Не оставляя глубоких раздумий о судьбах еврейского народа, он около тридцати лет отроду отказался от иудаизма, принял лютеранство, стал с этого момента Львом Николаевичем, женился на немке, так же лютеранке Екатерине Михельсон, получил потомственное дворянство, и начал весьма интенсивно продвигаться в чинах, литературных достижениях, а в последней части жизни в финансовых операциях. Здесь я его оставляю и перехожу к его дочери Эмили. Пишут[40], что ее знавал и называл Милочкой сам А.С.Пушкин, замуж она вышла за отставного полковника Илью Ивановича Мечникова.
От брака этого родился вначале Лев Ильич Мечников будущий географ, социолог, публицист, анархист и сподвижник Гарибальди, а затем и его младший брат будущий лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины, один из основоположников эволюционной эмбриологии, всемирно известный Илья Ильич Мечников. И это все пока о Неваховиче.
Сын раввина Абрам Израилевич Перец, коммерции советник, известный и уважаемый многими прославленными и влиятельными лицами Российской империи, вплоть до императора Павла, был женат первым браком на дочери достойного отдельного рассказа, именитого соотечественника Йошуа Цейтлина, красавице Саре, с которой имел сына Гирша и дочь Цирл. Судите сами удачлив ли был его сын Гирш, если он вступил в организацию, примыкавшую к декабристам пестелевского Союза Благоденствия. По предложению Гирша паролем в его организации стало слово «херут» (свобода).Гирш был сослан пожизненно в Сибирь, но через 20 лет получил помилование, успел приехать в Одессу, где вскоре и умер
После смерти жены Сары, Абрам Перетц по примеру друга Неваховича, отказался от иудаизма принял лютеранство, женился на девице-христианке и имел с ней девять детей.Оставим его на этом месте с миром.
Нота Хаимович Ноткин получил свою фамилию от Потемкина в награду, поскольку в восемнадцатом веке у большинства евреев фамилий не водилось, даже прусскому королю он был известен, как умный купец Нотка, и только ближе к концу жизни Натан Нотэ по прозвищу Шкловер стал подписываться своей наградной фамилией.
Первым делом, получив вышеупомянутое письмо из Тель-Авивского университета я установил, что прадед мой Вульф Ноткин, родом из Шклова был его потомком. Конечно, я собрал о первом Ноткине даже мельчайшие сведения из всех возможных источников, но здесь я хочу коснуться немного.
Судьба сводила его со Светлейшим князем Григорием Потемкиным, императорами Александром и Павлом, окружавшими их известнейшими вельможами и государственными людьми России. Но здесь я упомяну лишь о Гаврииле Романовиче Державине и вовсе не из симпатии к нему, а скорее напротив.
Именно сенатору Г.Державину император Александр Первый поручил разобраться с положением евреев в России и передать свое мнение в специально организованный Комитет, управляющим которого был назначен действительный статский советник М.М.Сперанский.
Зная о Ноте Ноткине как о «штадлане (ходатае) по еврейским делам, Г. Державин написал ему изысканное письмо, отрывки из которого я здесь привожу:
«Государь мой Нота Хаимович!
…будучи уже несколько лет известен об усердии вашем к общему благу и полезных для еврейского народа предположениях, которые удостоены Высочайшего внимания… желал бы, чтобы вы были…от меня представлены комитету… ибо мне надобен такой человек, который бы имел подобные вашим качества и не был ослеплен предрассудками и закоренелым обычаем, столь ревностно желал, как вы, всякого добра своей нации…»
Н.Х. Ноткин прислал сенатору свои предложения по еврейскому вопросу, однако в вежливой форме уклонился от роли «еврея при губернаторе» и предпочел выступать в Комитете делегатом (штадланом), избранным еврейской общиной.
Г.Р. Державин после поездки в Белоруссию, где он был достойно принят местными вельможами подал в Комитет свое «Мнение» на многих листах, которое, если вкратце, сводилось к следующему:
Жиды спаивают народ, посему следует их повсевместно ушемлять, не пущать и примерно наказывать, а будут сопротивляться, разлучать с семьями и ссылать в Сибирь.
Со своей стороны Н.Х.Ноткин стараясь нейтрализовать Державинское «Мнение», подавал ранее князю Куракину, а второй раз графу Кочубею подробные проекты, где в почтительнейшей форме просил не загонять евреев в угол, принуждая к одному лишь арендаторству на винокурение, а дать им возможность заниматься производительным трудом на земле, на фабриках на благо Российской империи и собственное благо.
К счастью Ноткин скончался в 1804 г, не увидев окончательного Положения, выработанного Комитетом, не оставившего почти никакого следа от его многолетних усилий.
Зато Гавриил Романович в своих «Записках», написанных для конспирации от третьего лица, «его благословил»:
«Сперанский совсем был предан жидам чрез известного Перетца, которого он открытым образом считался приятелем и жил в его доме…еврей Нотка, бывший у Державина в доверенности, якобы по ревности его к благоустройству евреев, соглашаясь с его, Державина мнением, подававший разные проэкты о учреждении фабрик и прочее..»
И далее как-бы анонимный автор пишет о том, как евреи устраивали свои дела с помощью взяток, кои в том числе названный Нотка предлагал благородному Державину.
Сведения эти не мог пропустить другой славный писатель земли русской А.И.Солженицын, готовя свой заключительный труд «200 лет вместе», туда он включил и Нотку и взятку, правда со ссылкой на подлинного автора Г.Р.Державина.
Вот что успел действительно сделать Н.Х.Ноткин, так это выкупить на лютеранском, позднее Волковом кладбище, участок для небольшой тогда Санкт-Петербургской еврейской общины. Сохранилась только миниатюрная хроника из кладбищенской памятной книги, помещающаяся на одной странице и начинающаяся словами «Для сохранения памяти о погребенных здесь. Да будет смерть уничтожена на веки и да сотрет Господь слезы со всех лиц!»
Последняя фраза этой записи есть нечто иное, как парафраз из стиха пророчества Исайи (Исайя 25:8)
«Поглощена будет смерть навеки, и сотрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь».
В середине этой хроники есть запись о том, что похоронен 11 элула 5564 (1804) «высокопоставленный и знатный господин ((השר ונגיד Натан-Ноте сын Хаима из Шклова».
Еще в письме доцента Левина говорилось, о названном в честь деда внуке- «в 1854г Натан Ноте Ноткин прибыл в Иерусалим за 20 лет до начала первой алии. Он действовал в интересах еврейского ишува Иерусалима и объединения ашкеназийской и сефардской общин. В рамках своей деятельности он был первым установившим связь между израильским ишувом и евреями США…»
Но для чего я привел здесь эту «притчу»? Разузнав подробно о первом Ноткине, я стал задумываться, а не добился ли бы он горадо большего успеха в жизни, если бы крестился по примеру своих младших друзей Неваховича и Перетца. Ответ на этот вопрос я нашел у Неваховича в его той самой книге «Вопль дщери иудейской: «Есть-либ мы отвергли свой Закон, чтоб уравняться в правах, то сделались ли бы чрез то достойными?». Для автора этот патетический вопрос оказался просто фигурой речи, но для Н.Х Ноткина он входил в его непоколебимые жизненные принципы.
Здесь я чувствую, что и я впал в патетику и мне вновь необходим оппонент, который вернул бы меня на землю.
— Он. Ты столько твердил о своей пресловутой секулярности, что твои то и дело обращения к иудейским или христианским священным текстам выглядят натянутыми, если не сказать лицемерными. Что скажешь?
— Я. Нисколько! Напротив, лицемерием мне кажутся попытки замолчать, а то и исказить, или перетолковать на удобный для себя лад существующие тысячелетиями и признанные каноническими той или иной религией тексты, составляющие ее основы, а я всегда питал уважение к первоисточникам.
— Он. Что-то слышится родное— основы, первоисточники— есть в этом марксистско-ленинское наследие из твоей, как ты ее называешь alma mater.
— Я. Ну зачем же мыслить стереотипными сочетаниями, ежели старожилы, то обязательно не упомнят, а если основы, то непременно марксизма-ленинизма. Слова не виноваты, если люди приклеивают к ним атрибуты и превращают их в затертые клише.
— Он.Ладно, оставим это, но причем тут к статье этот твой первый Ноткин, или ты намекаешь, что у тебя есть с ним некая спиритическая или мистическая связь? И раз уж мы о нем заговорили, то скажу, возможно он действительно был благородный человек, хотя и еврей, но при чем тут крестился или не крестился, иудей ли, эллин или христианин, неужели для тебя это и вправду имеет значение?
— Я. Ты наговорил с бочку арестантов, давай по порядку. С момента, когда он умер до момента, когда я родился, сменилось не одно поколение. Связь у меня с ним определенно есть, но только вовсе не спиритическая, а генетическая. В генетике я никакой мистики не усматриваю.
Положивший начало генетике Грегор Мендель,немецко-чешского происхождения, добрый христианин, августинский монах, родившийся почти на двадцать лет позже смерти иудея Ноты Ноткина, сделал несравненное открытие, скрещивая гороховые растения, его работу игнорировали, посчитав вычурной, и на время о нем и о ней забыли.
После того как закоренелый американский материалист и потомок известного магната Томас Хант Морган прочел заново посмертно реабилитированные труды Г.Менделя, он продолжил его работы в генетике, экспериментируя на мушках дрозофилах, и получил Нобелевскую премию за открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности.
Август Вейсман, немец, материалист, дарвинист,зоолог экспериментировал с членистоногими, но главные также грандиозные открытия,без которых сегодня немыслима генетика, сделал независимо от Моргана.
Советским последователям академика и трижды лауреата Сталинской премии Т.Д. Лысенко можно было бы отдать должное за распространение термина вейсманизм-морганизм, если бы благодаря их трудам попутно не сгноили заживо замечательного русского ученого-генетика Н.И.Вавилова.
Сегодня генетика добралась до генома человека и продолжает несмотря на вопли «Караул! Расизм! Нацизм!» свое феноменальное развитие. Мне хотелось бы надеяться, что дальнейшее развитие, получат и идеи, высказанные Б.Берелем[30], если только…
— Он. Ну что же ты замолчал, заканчивай!
— Я. Если только носители чистого зла, поддержанные стойкими борцами за их права, не уничтожат раньше жизнь на земле.
— Он. Эва! Куда хватил! Давай уж лучше вернемся к вопросу о том, что ты имеешь против приобщения евреев к христианству.Кстати это ведь вовсе не всегда связано с уходом от религии иудаизма. Крещение принимают сплошь и рядом и те евреи, кто до этого не исповедывал никакой религии.Я бы даже сказал, что с начала ХХ века второе даже более характерно нежели первое. Впрочем мы с тобой говорим скорее всего о русских, точнее о русскоязычных евреях.
.Это верно, по той простой причине, что являемся выходцами из России. Мое отношение к крещению евреев было и остается негативным.Впрочем это касается лишь тех случаев, когда принимающий христианство человек сам признает, что в силу любых, даже не зависящих от его воли причин, является евреем.
— Он. И все же ты уходишь от темы. Не станем ссылаться на цитаты и высказывания известных людей, к примеру пресловутое завещание Шолом Алейхема. Чем ты объясняешь свое, лично свое, человека добравшегося до XXI века, негативное отношение к этому явлению.
— Я. Мне кажется, что это вовсе не связано с выбором или сменой вероисповедания, то есть веры, поскольку вера-дело интимное, если,конечно в XXI веке слово интимное не потеряло смысл.
Принятие же русскоязычным евреем крещения, независимо от того чисто утилитарными или высоко идейными соображениями оно вызвано, давно уже носит демонстративный характер с целью доказать urbi et orbi, а иногда и самому себе, что над ним не довлеет более это странное и архаичное слово еврей и ныне он вошел в в мировое сообщество, где «несть ни эллина, ни иудея» и где царствуют Любовь и Милосердие к людям.Наряду с этим, в сегодняшней России этим актом он стремится подчеркнуть, что является неотъемлемой частью подлинно русской культуры, духовности и традиции.
У одного из нынешних ревнителей русского православия Никиты Михалкова есть отработанный тест, который он любит проводить над теми, у кого папа «юрист», как у В.Жириновского. Когда-то в он испытывал им, не помню точно, в ту пору вице-премьера или уже премьера России Сергея Кириенко. На площади Пушкина в Москве были установлены два больших экрана, на которые проецировались говорящие головы участников проводившейся дискуссии:
— Скажите Сергей Владиленович, Вы православный? — вопросил Никита.
— Конечно, — отвечал Кириенко.
— А тогда,можете сейчас прочесть «Отче наш»?— продолжил Михалков
— Могу, но… — замялся Кириенко.
— А-а-а, вот то-то, — воскликнул Никита, торжествующе пошевеливая усами.
А всго лишь в прошлом году этот тест повторился в Российском телевизионном шоу «К барьеру». Тестирующим был все тот же Никита Сергеевич, а в роли тестируемого выступал его оппонент писатель Дмитрий Быков.
— Вы, Дима, вообще верующий? — начал свой коронный тест Михалков.
— Верующий! — ответил Дима и добавил слегка кокетливо, — но не воцерковленный.
— А «Отче наш», прочесть можете?— продолжил Никита,
— Могу, — уверенно отреагировал Дима.
Диме можно поверить, у него блестящая память, да и молитва «Отче наш» недлинная, только о какой интимности веры тут можно говорить при подобных публичных тестах. Замечу напоследок, что Никита Сергеевич был бы чрезвычайно разочарован, знай он, что «Отче наш» представляет сокращенный и слегка авторизованный перевод старинной иудейской молитвы «Авину-малкейну».
ИУДОФИЛИЯ
Можно ли любить иудеев или евреев как народ? Мне кажется, что любить евреев, как и любой другой народ, невозможно, если конечно под любовью понимать ту трудно выразимую словами уникальную эмоцию, которую человек может испытать к другому человеку, или к немногим другим по-настоящему близким людям.
Тем не менее слово любить во многих языках, включая и русский зачастую употребляется в самых разнообразных и куда менее возвышенных смыслах, к примеру «В часы одинокие ночи люблю я усталый прилечь…».
С другой стороны я не исключаю, что у по-настоящему глубоко религиозных людей слово любовь может выражать иную, недоступную моему представлению эмоцию.
Я не пишу трактат о любви, а всего лишь пытаюсь ясно выразить свое отношение к затронутым в статье темам.
Мной уже упоминалось выше одно высказывание Гилеля в качестве интерпретации ветхозаветной заповеди «Возлюби ближнего, как самого себя». Упомяну еще одно изречение того же достойного мудреца, которое звучит как «Не делай другому то, что ненавистно тебе», которое вполне можно так же истолковать как эквивалент этой заповеди. Отмечу, что это требования отнюдь не из легковыполнимых, и в этом может убедиться всякий, кто попробует ему неукоснительно следовать.
Можно возразить, что призыв к любви, то есть к исходящему из самого человека глубокому,искреннего чувству, в этом толковании подменяется внешним требованием, даже можно сказать запретом, который никак нельзя назвать любовью, от кого бы он не исходил. И это по-моему справедливо, поскольку любовь ни по просьбе, ни по требованию у человека возникнуть не может. Исполнять требование, как оно ни трудно, можно попытаться научить, научить любить невозможно.
Не думайте, что я снова седлаю привычного конька, если я затрону заповедь «Любите врагов ваших…благотворите ненавидящим вас…». Даже если ее можно так же заменить на требование «не противься злу», то я категорически против его исполнения, хотя могу согласиться с тем, что зло полностью неискоренимо.
Вот такое длинное мне понадобилось рассуждение, чтобы приступить к разговору об иудофилии, хотя и более осмысленному для меня понятию чем филосемитизм, но все же неадекватному буквальному переводу любовь к евреям.
Им приходится пользоваться говоря о таких разных известных людях (ряд этот неполный, хотя и полный не так уж велик) как В.Соловьев, Н.Бердяев, М.Горький, П. Джонсон, от того, что не найти одного единственного слова, чтобы заменить длинные определения, такие как противостояние злу в целом и его разновидности по имени иудофобия, признание за евреями равного с другими народами права на человеческое достоинство, на собственные традиции, собственную религию, признание за рядом представителей еврейского народа выдающегося вклада в общечеловеческую цивилизацию.
Я полагаю, что не принижу значение этих безусловно достойнейших людей в мировом сообществе, если выскажу предположение, что их высказывания по «еврейскому вопросу», обязаны не столько некой специфической любви к евреям, сколько высоко развитому чувству справедливости и человеческого достоинства, ясному, незамутненному предрассудками разуму и живому, неподдельному интересу к людям и к истории их физического и духовного развития.
Предвижу вопрос, а отвечают ли сами евреи в первую очередь государство Израиль адекватным отношением к другим «неизбранным» народам. Я думаю, что могу дать на это положительный ответ, исключив из этих «других» на любом отрезке истории народы, которые поддерживают правителей или идейных вдохновителей, ставящих целью уничтожение евреев целиком или государства Израиль в частности.При этом неважно от какого этноса происходит этот другой народ, какую религию исповедует или не исповедует никакой. Неважно руководствуются ли его правители и вдохновители всеми или одним из перечисленных видов иудофобии, либо основываются на новой «научной» теории.
Как известно, «каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает» и народ Израиля не является исключением из этого правила. Тот факт, что правительства Израиля меняются чрезвычайно часто, опять таки к счастью или к несчастью не ведаю, еще раз развенчивет миф о невероятном единстве и сплоченности евреев.
В какой-то степени это можно оправдать тем, что в Израиль непрерывно продолжают прибывать «евреи разных национальностей» и члены их семей со всего света. и достаточно взрослые особи из числа прибывших чуть ли ни с места в самолете бросаются в сражения очередной избирательной кампании. В итоге, если когда-то Голда Меир в шутку жаловалась, что трудно руководить страной, где еще четыре миллиона премьер-министров, то сейчас их число как минимум удвоилось.
Остается надеяться, что какое-бы правительство, даже «несуществующего национального единства» ни пришло к власти, оно будет помнить, что его первейший долг не завоевание эфемерной всемирной «любви» к евреям, а сохранение их права на жизнь и ее постоянное развитие.
О том кого и почему не любит секулярный еврей в Израиле
Будь у меня такой талант, как у светлой памяти Владимира Высоцкого, я написал бы стихотворение «Я не люблю», однако придется в прозе.
Я не люблю еврейских самоненавистников. Мне не терпится взять за пуговицу хотя бы одного из них и сказать ему на старо-одесском наречии: «Изя! Уже перестань таки здесь мельтешить. Уже таки сядь подальше, где тебе удобнее в Швеции или в России и возлюби себе спокойно. Говорят, что любовь к Израилю возрастает прямо пропорционально квадрату от него расстояния.
Но ты, конечно, вправе, Изя, иметь в виду Израиль в качестве автономии Палестинского государства со столицей в Эль-Кудсе. Ты имеешь все права, а не только водительские, чтобы колесить по всему Израилю. У твоих прав есть масса защитников и в Израиле и зарубежом, но только я тебя умоляю, Изя, сядь подальше. Сядь уже,Изя, и пиши, хочешь «Цветы Галилеи» часть вторая, хочешь Благую Весть, как нам тут обустроить Израиль или как вам оттуда освободить измученный Накбой палестинский народ».
Но я сижу и молчу, потому что знаю, что он мне ответит «Не дождешься!» и он таки прав. Потому что какой же дурак, отдаст свой Израильский паспорт, даже если у него есть пять других, в которых он уже даже и не Изя! А пока у него есть Израильский паспорт, он таки будет мельтешить в Израиле, нравится мне это, или нет.И я таки не знаю людей, у которых бы Израиль, отобрал паспорт, даже если его обладатель говорит о том, что Карфаген, извините Израиль надо разрушить. Таки нет.
Я не люблю телевизионных ведущих на русскоязычном израильском канале, когда заполучив на интервью какую-нибудь заезжую знаменитость и выведав заранее, что дедушка или прадедушка у него был к примеру цадиком в Киеве, они вначале благопристойно расспрашивают его (ее) о том, как понравился Израиль, а сами при этом уже подрагивают всем корпусом и крутят взволнованно несуществующим хвостом, как охотничий пес, учуявший дичь, чтобы наконец задать коронный вопрос: «А вы не хотите у нас остаться насовсем?».
В эти минуты я себя чувствую так, как будто я в далекой, но не забытой стране иду голым по Невскому проспекту и прохожие кричат мне: «Хаим, почему ты голый?», а я прикрывая ладонями свое, извините, причинное место, пытаюсь объяснить, что Хаимом звали не меня, а покойного дедушку.
В первые годы своего пребывания в Израиле я получал письма от знакомых, оставшихся в России, в которых хотя и редко попадался вопрос: «Стоит ли ехать на ПМЖ в Израиль?». Я отвечал коротко: « Не стоит. Ни в коем случае!» На следовавшие затем недоуменные «Почему?!!» приходилось объяснять, что неизвестно, кому придется хуже окружающим или самому вновь прибывшему, если вскоре после приезда он начнет: «Гевалт! Заманили! Обманули! Там я был (перечисление), а здесь в мою сторону никто не смотрит! Там мне полагалась пенсия (сумма в тугриках), а здесь азохун вей! И это тарабарское наречие! И эти пейсы! И эти цены на жилье! И эти хамсины. А арабы! Говорят эти мерзавцы евреи с ними такое вытворяют! Если бы не мой идиот единственный сын (единственная дочь, единственный муж, единственная жена, единственный внук) в жизни бы сюда не приехал(а)». Повторяю и сегодня всем задающим вопросы «Не стоит ехать. Ни в коем случае!»
Я не люблю собирающих списки знаменитых евреев и включающих туда всех, у кого в близких или далеких предках числятся или хотя бы предполагаются этнические еврейские корни, не взирая на то, кем считали себя сами эти люди или же их упомянутые предки. Ну скажите на милость почему в евреи надо производить Илью Ильича Мечникова и игнорировать при этом Владимира Ильича Ульянова (Ленина).
У первого дед Иехуда Лейб после крещения в лютеранство Лев Николаевич Невахович женился на немке, у их дочери Эмилии в замужестве за Ильей Ивановичем Мечниковым, потомком молдавских бояр, родился сын, будущий Нобелевский лауреат Илья Ильич Мечников.
У второго дед Сруль после крещения в православие Александр Дмитриевич Бланк женился на полу-немке –полу-шведке, у их дочери Марии в замужестве за Ильей Николаевичем Ульяновым полу-калмыком — полу-чувашем родился сын, будущий председатель Совнаркома Владимир Ильич Ленин.
Есть в этом притягивании в еврейство для меня что-то отталкивающее, как-бы обратная сторона упомянутого самоненавистничества, впрочем я чувствую, что здесь мне не обойтись без оппонента, а вот и он!
— Он.Мне кажется, что ты сам себе противоречишь. Вначале ты выписал достаточно четкие определения евреев(иудеев), а теперь сам начинаешь в них путаться, да еще кого-то обвинять. А вообще у нормальных людей в нормальном мире никто не ведь не вычисляет, какая доля в нем от ирландца, а какая от француза.
— Я. Ты прав, только евреям практически не приходилось жить как нормальным людям в нормальном мире. Поэтому для них этот вопрос о принадлежности к еврейству бывал вопросом Жизни и Смерти. Смерти— не так давно, во время Холокоста, Жизни — чуть позже, когда когда сионисты стали превращать мечту в жизнь и возрождать государство евреев.
— Он. Недаром значит говорят, что Израильский Закон о Возвращении это копия Нюрнбергского закона о защите чистоты немецкой крови, а сионизм это нацизм сегодня.
— Я. Вот-вот! В молодости мне приходилось бывать в командировках в городе Череповце Вологодской области. Многие старожилы этого города еще по привычке «цокали»-говорили «Ц» вместо «Ч» и была распространена шутливая поговорка: «Цереповцяне — те же Англицяне, только нарецие другое.»
Но там были шутки, а то о чем ты говоришь, дело далеко нешуточное. Какие бы виды иудофобии не рассматривать, в их фундамент всегда закладывается Ложь.
Предоставляю тебе возможность самому внимательно изучить Нюрнбергские законы[27]. Что же касается Израильского закона о возвращении[42], я приведу здесь его основное содержание.
Виза репатрианта выдается каждому еврею, изъявившему желание поселиться в Израиле, за исключением случаев, в которых министр внутренних дел убедился, что обратившийся за визой осуществлял действия, направленные против еврейского народа, может представлять опасность для здоровья граждан страны или безопасности Израиля; имеет криминальное прошлое, которое может представлять опасность для общественного порядка. Права еврея, предусмотренные настоящим Законом, а также права репатрианта, предусмотренные Законом о гражданстве (1952 г.), и все права репатрианта, предусмотренные другими законодательными актами, предоставляются так же детям и внукам еврея, его супруге/супругу, супругам его детей и внуков.
Это положение не распространяется на евреев, которые по собственному желанию перешли в другую религию.
В применении к настоящему Закону евреем считается тот, кто рождён от матери-еврейки и не перешёл в другое вероисповедание, а также лицо, принявшее иудаизм.
Законы о предоставлении гражданства существуют во всех странах, а в ряде из них наряду с этим существуют и законы о возвращении. Насколько все они проще или совершеннеее по сравнению с приведенным, судить читателям.
Этот закон не является в Израиле незыблемым, в него неоднократно вносились и не исключаю, что еще будут вноситься поправки. Пожалуй наибольшие споры по сей день вызывает последняя фраза.
Я лично не собираюсь здесь комментировать дух и букву этого закона, и позволю себе лишь несколько замечаний в связи с твоим высказыванием о его сходстве е Нюрнбергскими законами, равно как и сионизма с нацизмом.
Прежде всего обрати внимание, что он предназначен для Жизни, а не для Смерти, посему адресован лишьизъявившим желание поселиться в Израиле на постоянное место жительства и никого не загоняет туда, подобно нацистам, отлавливавшим повсевместно и загонявшим евреев в душегубки или газовые камеры.
С другой стороны отмечу, неcколько б’ольшую демократичность нацистов в подходе к религии, поскольку они предоставляли место в указанных камерах также вышеупомянутым в статье мишлинге, вне зависимости от вида их вероисповедания и даже при отсутствии такового.
И последнее. Обрати внимание, что приведенное в Законе определение еврея действительно лишь в применении к данному закону, что оставляет право евреям и неевреям всего остального мира пользоваться иными определениями. Посему Владимир Ильич сохраняет еще все шансы быть внесенным в списки знаменитых евреев наряду с Ильей Ильичем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий