50-й фестиваль в Абу-Гош. Классика – западная и восточная. И не только
классика...
В ближайший Суккот фестиваль вокальной и литургической музыки в Абу-Гош
будет отмечать двойной юбилей – четверть века существования и, так как он
проводится два раза в год, - 50-й по счету фестиваль, который пройдет с 20 по
24 октября 2016 года.
Один из интереснейших концертов фестиваля
пройдет в воскресенье, 23 октября, в 15:00, когда ансамбль «Моран» и оперные
солисты исполнят Gloria и Ave Maria Мендельсона, Магнификат и Серенаду Шуберта, и, что неожиданно для такой программы, – вокальные произведения
на стихи Леи Гольдберг в обработке для хора. Кстати, именно благодаря
Мендельсону в Лейпциге была открыта первая в Германии консерватория. «Если Бах
– Бог, то Мендельсон – его пророк» - так говорили современники Феликса
Мендельсона и были совершенно правы, ведь именно благодаря энтузиазму
Мендельсона в 19-м веке музыка Иоганна Себастьяна была заново открыта и оценена
по достоинству. Но «открытие» Баха лишь
малая часть заслуг Мендельсона. Его произведения исполняются уже полтора
столетия, а часть из них - как, к примеру, «Gloria» и «Ave Maria» - более, чем
популярны. Ave Maria - молитва, которая давно вышла из церквей и много веков
притягивает внимание композиторов. Несколько сотен произведений созданы на слова этой молитвы, десятки из них прочно
вошли в мировой концертный репертуар, как и Ave Maria Мендельсона. «Люди
часто жалуются, что музыка слишком неоднозначна, им приходится задумываться,
когда они слушают, это так непонятно, в то же время все понимают слова. Со мной
это происходит ровно наоборот, и не только относительно всей речи, но и
отдельных слов» - писал Феликс Мендельсон. Задумайтесь над его
фразой, слушая Gloria и Ave Maria.
Благодаря энергии Мендельсона, его современники смогли оценить творчество Баха.
Мендельсон внес свой вклад в возрождение творчества старых мастеров и прославил
музыку Баха, исполнив его «Страсти по Матфею». Это выступление вызвало огромный
резонанс в культурной жизни Германии. После смерти Баха Мендельсон исполнял
«Страсти по Матфею» впервые, и этот смелый шаг оказался не напрасным:
музыкальный гений Баха словно пережил с его легкой руки второе рождение. На
концерте в понедельник, 24 октября, в Абу-Гош будут исполнены отрывки из
«Страстей по Матфею» и Реквием для принца Леопольда (князя Ангальт-Кётена) Баха.
В концерте примут участие солисты Израильской Оперы и Хор Верхней Галилеи, а
также камерный состав.
Фестиваль в Абу-Гош – это не только великая классика, не только великие композиторы, но и более легкие составы и программы. Так на концерте в понедельник, 24.10.16, в 18:00 прозвучат песни Эдит Пиаф, Жака Бреля, Мишеля Леграна, шансон и одновременно - отрывки из французских классических опер Бизе и Гуно.
Еще один концерт не классического направления пройдет в пятницу, 21 октября
в 14.00. Яир Далаль – один из самых известных музыкантов Израиля, вокалист,
скрипач, исполнитель на уде и ситаре, назвал свою программу «Вид на закат» и
посвятил ее слиянию Востока и Запада в оригинальных композициях и музыке, в
которой звучат восточные мотивы, марокканские, йеменские, африканские мелодии,
элементы западной классики, ирландские и
шотландские мотивы, джаз, блюз, регги, фанк и многое другое.
Яир Далаль родился в 1955 году в семье репатриантов из Ирака, приехавших из
Багдада за год до его рождения. Он не только сочиняет свою музыку, но и рисует,
а также занимается европейской классической и индийской музыкой. В
консерватории Яир Далаль изучал скрипку, но не меньше любил иракскую народную музыку
и западной рок. Некоторое время он жил в кибуце Самар в Араве, где начал играть
музыку бедуинского клана Азаме. Яир Далаль также прилагает немало усилий по
сохранению культурного наследия арабо-израильской музыки, публикует архивные
записи, преподает и ведет семинары.
Яир Далаль носит титул лучшего музыканта Ближнего Востока по версии ВВС и
постоянно выступает вместе с Жорди Савалем. Далаль всегда неожидан, всегда
стилизован, его концерт - это перформанс, его музыка – это музыка пустыни и
Средиземного моря, в ней есть странная ворожба, благородство и нежность, восточная
напевность и воля музыканта. Его пьесы – это песни кочевников, музыка
Востока, ритмы дарбуки, иерусалимская осень.
В программу 50-го фестиваля входят концерты классической и этнической
музыки, барочной и современной, джаза и шансона, музыки литургической и
еврейской, мелодий старинных распевов и аутентичных исполнений, с приемами
литургического чтения и светскими текстами, музыки вокальной, инструментальной,
а также концерты на открытом воздухе. На сей раз 16 концертов фестиваля пройдут
с 21 по 24 октября - как в церкви Кирьят-Яарим, так и в крипте монастыря
бенедиктинцев в Абу-Гош, где пройдут 6 концертов, и дополнительно День
аккордеонов 20 октября на шести открытых площадках с 11:30 до 15:30; Дни музыки
на открытом воздухе 22 и 24 октября, когда по единому билету можно будет в
течение дня с 12:00 до 16:00 услышать и увидеть десятки выступлений на открытых
площадках.
Фестиваль – это сотни музыкантов и певцов, хоры и оркестры, солисты и
ансамбли из-за рубежа и Израиля; десятки произведений, 16 программ и 7
площадок. На фестивале в Абу-Гош также прозвучат жемчужины барочной музыки –
пьесы Баха и Кальдара из Венеции. И одновременно – современные пьесы эстонского
композитора Туниса Каумана, написанные в честь юбилея фестиваля. Перголези,
Бах, Форе, Корелли, Джакомо Пуччини, Джузеппе Верди, Мендельсон, Шуберт – имена
этих композиторов традиционно присутствуют в программе, как и Курта Вайля и Микеланджело
Фальветти.
50 фестивалей – и каждый раз, к удивлению и удовольствию меломанов всех
мастей, ценителей и профессионалов, любителей серьезной классики и легкого
вокала, музыки инструментальной и народной, камерной и литургической, фестиваль
остается прежним традиционным фестивалем, при этом, постоянно обновляясь, предлагая новые программы, приглашая к участию
разных исполнителей, обращаясь к новой и
к постоянной публике, часть которой верна фестивалю с 1992 года, когда
литургика в Абу-Гош была возрождена после долгого перерыва.
А откроет основную программу фестиваля 21 октября оратория для солистов,
хора и оркестра Canto General Микиса Теодоракиса на стихи чилийского поэта, лауреата Нобелевской премии
Пабло Неруды в исполнении Объединенного Кибуцного хора и оркестра «Барокада». В
тот же день будет исполнен Немецкий реквием Брамса в оригинальной версия для
хора (Камерный хор Иерусалимской Академии музыки), солистов и двух фортепиано. В субботу 22 октября на фестивале в одном
концерте выступят российский мужской хор из Воронежа «Символ веры» под
управлением Серафима Дубанова и израильский женский вокальный ансамбль «Наама»,
которые вместе исполнят произведения Дворжака, Рахманинова и Чайковского.
В связи с юбилеем фестиваля его устроители проводят конкурс фотографий и
любительских фильмов, снятых за годы существования фестиваля с 1992 года,
пытаясь таким образом найти старые редкие снимки. Наиболее интересные
фотографии и фильмы будут размещены на странице фейсбука фестиваля https://www.facebook.com/festivslabugosh/, а победители
получат награду – билеты на День аккордеона или на концерты в церкви
Кирьят-Яарим, программа которых на юбилейном фестивале объемнее, чем обычна.
Страница
в фейсбуке - https://www.facebook.com/festivslabugosh/
Художественный
руководитель фестиваля в Абу-Гош– Ханна Цур. Продюсер фестиваля – Гершон Коэн
Комментариев нет:
Отправить комментарий