среда, 28 сентября 2016 г.

ЕВРЕЙСКАЯ ДИВА

Еврейская дива


17.01.2013

Это произошло в 1947 году в еще не оправившейся от последствий Второй мировой войны Вене. Хильда Цадек вспоминает, как она стояла за кулисами и тяжело дышала, готовясь в первый раз выйти на оперную сцену в качестве исполнительницы главной партии. Давали тогда «Аиду» — очень сложную с вокальной точки зрения вещь, а венская публика всегда отличалась особой взыскательностью и была готова освистать любого не понравившегося исполнителя.

Придирчивой публике не пришлось тогда освистать певицу — дебют прошел с триумфом. Сегодня, 66 лет спустя, Вена превратилась для Цадек из второго по значимости центра гитлеровской империи зла в уютный дом, который она никогда не покинет. «Я живу полной жизнью», — говорит, поблескивая элегантными очками без оправы, 95-летняя дива.

К 1971 году, когда она завершила сольную карьеру и занялась преподаванием, Цадек завоевала репутацию одной из ведущих сопрано мировой оперной сцены. Она ведет педагогическую деятельность до сих пор, называя обучение вокалу своей личной миссией, сообщает Associated Press.

Хильда Цадек родилась в 1917 году в городе Бромберг, входившем в прусскую провинцию Позен (ныне Быдгощ в Польше). Хильда училась в немецкой гимназии. После прихода к власти Гитлера антисемитизм усиливался день ото дня. «В один прекрасный день я выбила несколько передних зубов одноклассниц
е, сказавшей: “Здесь воняет евреями!” После этого мне пришлось покинуть Германию, иначе я попала бы в тюрьму», — вспоминает певица.

Одна, без семьи, 17-летняя Хильда оказалась в Палестине. Сначала она работала в приюте для сирот, жила в небольшой комнате вместе с 16-ю своими подопечными. Позднее поступила учиться на медсестру. Жизнь была тяжелой, но безопасной — в отличие от родины, где нацистские тиски все сильнее сжимались вокруг оставшихся там евреев.

Во время погромов «Хрустальной ночи» обувной магазин ее отца был разгромлен, а сам он попал в концлагерь. Эмиграция в то время еще разрешалась, и в конце концов отцу Цадек удалось вырваться в Палестину. Там он тоже открыл небольшой магазин обуви. Хильда днем работала в нем, а вечером училась вокалу.

Ее педагогами были выдающиеся музыканты, бежавшие в Палестину из Германии и Австрии, однако особых профессиональных перспектив у начинающей певицы на Ближнем Востоке не было, кроме того было негласно запрещено петь на немецком — языке, на котором написано большинство великих опер.

Сразу после окончания войны Хильда приехала в Швейцарию и поступила в Цюрихскую консерваторию. Там она познакомилась с главным режиссером Венской государственной оперы Францем Зальмхофером, пригласившим Хильду в австрийскую столицу. «Если бы меня пригласили в Берлин, я бы и туда поехала, — вспоминает Цадек. — Передо мной стояла одна цель — стать оперной певицей. Даже несмотря на то, что родственники и друзья в Палестине называли меня предательницей».

Оглядываясь назад, певица отмечает, что подсознательно преследовала, возвращаясь в Европу, еще одну цель: «Я должна была показать, что от евреев не исходит специфический запах, что у них нет сгорбленных спин, длинных крючковатых носов или чего-нибудь еще в том же духе, что превращало их в недочеловеков в глазах нацистов. Венская молодежь, выросшая под властью Гитлера, в жизни не видела ни одного живого еврея! И вдруг молодая элегантная женщина выходит на сцену и начинает красиво петь. “И это — еврейка?” — спрашивают они». На следующий день после своего триумфального дебюта Хильда Цадек подписала контракт с Венской оперой, продолжавшийся более 25 лет. В ее репертуаре были оперы Моцарта (графиня Альмавива в «Свадьбе Фигаро», донна Анна в «Дон Жуане», Вителлия в «Милосердии Тита»), Рихарда Штрауса (Саломея в одноименной опере, Хризотемис в «Электре», Маршальша в «Кавалере розы», Ариадна в «Ариадне на Наксосе»), Рихарда Вагнера (Сента в «Летучем голландце», Елизавета в «Тангейзере», Эльза в «Лоэнгрине», Ева в «Нюрнбергских мейстерзингерах», Зиглинда в «Валькирии»), Верди (Аида, Елизавета в «Доне Карлосе», Амелия в «Бале-маскараде», Дездемона в «Отелло»).

Она, блиставшая на знаменитейших сценах мира — в Нью-Йорке, Москве, Лондоне, Риме, Берлине, Мюнхене, Париже, Лиссабоне, Сан-Франциско, Амстердаме — по праву заслужила звание топ-дивы своей эпохи. 


Материал подготовил Роберт Берг

Комментариев нет:

Отправить комментарий