суббота, 20 августа 2016 г.

СТАЛИН, ЭРЕНБУРГ, ЕВРЕИ

Image result for эренбург и сталин
Дмитрий ХМЕЛЬНИЦКИЙ


Письмо Эренбурга Сталину

    
   
    Илью Григорьевича Эренбурга принято считать фигурой сложной. Вряд ли это так. Скорее двусмысленной. Сложность - это собственное качество персоны. Двусмысленность проистекает из разных точек зрения на нее. Эренбург исторически принадлежит двум культурам - русской-советской и русской-внесоветской (эмигрантской). Разделяет их в первую очередь мораль. Соответственно и взгляд - разный.
    Для послевоенного поколения советской интеллигенции Эренбург фигура безусловно светлая. Он первым, наверное, из сталинских литературных генералов поддержал антисталинскую кампанию, начатую Хрущевым. Ему принадлежит изобретение термина "оттепель" (так называлась его повесть, напечатанная в 1956 году). Книга мемуаров Эренбурга "Люди, годы, жизнь" была полуправдой, которая на фоне десятилетий тотальной лжи производила ошеломляющее впечатление на доверчивых и дезориентированных от рождения читателей.
    Эренбург был порядочным человеком по советским представлениям. То есть "не делал подлостей без острой необходимости", как это представление было сформулировано в анекдоте того времени. Это много, если учесть, что официальной добродетелью тогда было именно делать подлости (то есть доносить, участвовать во всевозможных травлях и идеологических кампаниях) не только по долгу службы, но и "по велению совести". Эренбург сам по себе никому не делал зла, многим помогал.
    За ним числится даже героический самоубийственный поступок. Григорий Свирский вспоминает в своей книге "На лобном месте. Литература нравственного сопротивления": "В комбинате "Правды" собрали "государственных евреев" - подписываться под статьей, одобряющей высылку всех евреев, до грудных детей включительно, чтоб спасти-де их от гнева народа... Лев Кассиль, который вслед за генералом Драгунским, историком Минцем и другими уже подписал этот документ ("А куда деваться?" - бурчал он), рассказывал, как Илья Эренбург поднялся и, ступая по ногам и пошатываясь, пошел к выходу... На него смотрели с ужасом, как на человека, выпавшего из окна небоскреба. Илья Григорьевич позже сам рассказывал, что испытал в эти минуты, когда впервые решился воспротивиться воле Сталина, то есть умереть. "Я думал, меня возьмут тут же, у выхода из конференц-зала... Вижу, в коридоре никого. Ну, думаю, у гардероба... Нет, дали одеться. Вышел, сказал шоферу: "На дачу самой длинной дорогой..." Эренбург писал в машине письмо-завещание, ни минуты не сомневаясь, что его возьмут у дачи... Эренбург распрямился в конце жизни".
    На фоне такого поведения в конце жизни Эренбурга его прежняя роль придворного сталинского пропагандиста выглядела вполне невинно. То, что Эренбург в далекие 20-е годы выбрал эту роль добровольно, давно забылось, да уже и не представлялось важным. Тем более что на месте Эренбурга тогда так поступили бы чересчур многие. Даже жуткие призывы Эренбурга убивать всех немцев без исключения, стоившие жизни тысячам людей при оккупации Германии Красной Армией в конце войны, не воспринимались, да и сегодня не воспринимаются большим грехом. Служба. Не он, так другой.
    Для диссидента-шестидесятника Свирского Эренбург - свой. Но есть и другой взгляд на того же человека. Эмигрантский писатель Василий Яновский, знавший Эренбурга по Парижу 20-30-х годов, называет его "мерзавцем, который в продолжение десятилетия обманывал и соблазнял французских интеллектуалов, рассказывая им про сталинский рай, хотя сам валялся в истерике, когда его вызывали на очередную побывку в Москву" (В.Яновский, "Поля Елисейские", С.-Петербург, 1993).
    Яновский далеко не ко всем советским писателям, бывавшим тогда в Париже, относится так сурово. С некоторыми он дружил. Судя по всему, деятельность Эренбурга в те времена выглядела со стороны особенно отвратительно. Тем более что возможность порвать с тем режимом у него, в отличие от многих других, была.
    Приблизительно так же и по той же причине относится к Эренбургу и другой писатель - Роман Гуль - участник знаменитого "ледового похода" белой гвардии. В своих трехтомных мемуарах о русской эмиграции Гуль приводит такой эпизод. До прихода нацистов к власти Гуль жил в Берлине. В 1933 г. он попал в концлагерь Ораниенбург, откуда выбрался через несколько месяцев с большим трудом и тут же уехал во Францию. В Париже один знакомый рассказал ему, что встретил в Берлине Эренбурга: "Он говорит Эренбургу: "Илья Григорьевич, слышали, Романа Гуля гитлеровцы арестовали и заключили в концлагерь". А Илья Григорьевич "с презрением": "И хорошо сделали, пусть там и сидит" (Р.Гуль, "Россия во Франции").
    Не следует забывать, однако, что мы рассматриваем два разных взгляда не столько на одного человека, сколько на двух - молодого и старого. Можно допустить, что к старости у Эренбурга проснулась совесть. Далеко не все коллеги Эренбурга по литературной элите повели себя после смерти Сталина таким образом, как он.
    
    * * *
    Один из самых любопытных и загадочных поступков Эренбурга - его письмо Сталину от 3 февраля 1953 г.
    Это реакция на антиизраильское письмо "советской еврейской общественности" в "Правду", которое Эренбургу надлежало подписать среди прочих "номенклатурных евреев". Вместо этого Эренбург пишет Сталину личное письмо, в котором высказывает сомнения по поводу проекта письма в "Правду".
    Письмо Эренбурга Сталину - это ребус с двойным-тройным дном. И автору, и адресату смысл всех намеков и подводных камней был безусловно понятен. Нам же приходится только догадываться о том, что стоит за его внешне верноподданническим текстом.
    Ясно, что не стоит обманываться холуйским тоном и декларацией готовности немедленно отказаться от всех сомнений и подписать письмо в "Правду", буде Сталин того захочет. Это входило в правила игры. Но играет Эренбург явно с огнем. Он, конечно же, знает, что идея подобного письма могла исходить только от Сталина лично. По сути дела Эренбург ставит под сомнение всю официальную, сталинскую национальную политику и само понятие "национальность". Он пишет:
    "В тексте "Письма" имеется определение "еврейский народ", которое может ободрить националистов и смутить людей, еще не осознавших, что еврейской нации нет. Особенно я озабочен влиянием такого письма на расширение и укрепление мирового движения за мир. Когда на различных комиссиях, пресс-конференциях и пр. ставился вопрос, почему в Советском Союзе больше не существует еврейских школ или газет на еврейском языке, я отвечал, что после войны не осталось очагов бывшей "черты оседлости" и что новые поколения советских граждан еврейского происхождения не желают обособляться от народов, среди которых они живут.
    Опубликование "Письма", подписанного учеными, писателями, композиторами и т.д. еврейского происхождения, может раздуть отвратительную антисоветскую пропаганду, которую теперь ведут сионисты, бундовцы и другие враги нашей Родины. С точки зрения прогрессивных французов, итальянцев, англичан и пр. нет понятия "еврей" как представитель некоей национальности, слово "еврей" там означает религиозную принадлежность, и клеветники смогут использовать письмо в "Правду" для своих низких целей".
    Борьба за мир тут приплетена с ритуальной целью, а суть в том, что подписание письма в "Правду" представителями "еврейского народа" может озадачить симпатизантов СССР за границей и невольно выдать действительную ситуацию с национальным вопросом в СССР.
    Насчет мнения "прогрессивных иностранцев" Эренбург совершенно прав. Представление о том, что принадлежность к народу не связана с происхождением, прочно утвердилась в Европе с начала ХХ века.
    Тот же Василий Яновский пишет о 20-х годах во Франции: "Белый французский хлеб и красное винцо питали всех одинаково, а римское восприятие национальности как юридической принадлежности, без критерия расы или религии, оказалось настоящем откровением". Для русских белоэмигрантов это было новостью. А для советских людей так и не стало новостью, поскольку введение графы "национальность" в советский паспорт в 1932 г. закрепило происхождение как единственный критерий определения национальности.
    Нет сомнения, что Эренбург и сам разделял европейский подход к проблеме. Притом в его задачи декоративного советского интеллектуала за границей входило сглаживание противоречий между европейской "прогрессивной интеллигенцией" и грубой советской реальностью. Письмо в "Правду", подписанное "советскими евреями", подрывало его усилия. Оно могло вызвать недоумение иностранцев не столько дикой коммунистической риторикой, к которой левые интеллектуалы уже привыкли, сколько тем фактом, что в СССР евреев исчисляют по происхождению. В точности, как в Третьем рейхе, о чем Эренбург не решился упомянуть, но что безусловно имел в виду.
    Намекнул же он на то, что такие критерии применяют "сионисты", которые не преминут использовать этот факт для "низких целей". То есть для "антисоветских измышлений" по поводу отсутствия в СССР признаков еврейской культурной жизни в виде газет и школ.
    Эренбург предлагает свой путь: "Мне кажется, что единственным радикальным решением еврейского вопроса в нашем социалистическом государстве является полная ассимиляция. Слияние людей еврейского происхождения с народами, среди которых они живут. Это срочно необходимо для борьбы против американской и сионистской пропаганды".
    Речь идет не о проведении ассимиляции еврейского населения, а о срочном признании ее состоявшейся. С одной стороны, это соответствовало реальности (почти!), с другой - должно было потянуть за собой немедленное прекращение пропагандистского использования понятия "еврейский народ" во внешней и внутренней политике.
    Фактически, предлагая свое решение "еврейского вопроса" в СССР, Эренбург далеко выходил за рамки конкретной ситуации с подписанием письма. Он вмешивался в стратегические вопросы внутренней политики СССР.
    Видимо, Эренбург настолько озадачил Сталина своим письмом, что тот за месяц от получения письма до своей неожиданной смерти так и не принял никакого принципиального решения, затормозив публикацию письма в "Правде". Есть легенда, что письмо Эренбурга было последнее, что Сталин читал перед смертью.
    
    * * *
    Сталин, в отличие от распространенной легенды, ни антисемитом, ни каким бы то ни было другим националистом не был. Он вообще стоял выше всевозможных предрассудков. Как, впрочем, и Эренбург. Сталин был холодным, расчетливым циником и стратегом, постоянно решавшим задачи, связанные с укреплением и распространением собственной власти. Но провоцирование массовых предрассудков самого разного толка было одним из его любимых методов решения этих задач.
    Сталина совершенно не волновало, соответствует ли научным представлениям и здравому смыслу понятие "национальность", введенное им в свое время с чисто репрессивной целью, или нет. Скорее всего, взгляды Эренбурга на национальный вопрос он разделял, а "прогрессивную интеллигенцию" презирал. Но к его политике это отношения не имело.
    Для Сталина начало 1953 года было временем принятия важных стратегических решений. Назревала волна террора по типу 1937 г., которая должна была привести к смене всей правящей верхушки. Опять же по типу 1937 г. Тогда террор шел под прикрытием борьбы с "классовыми врагами" и "иностранными шпионами". Схема могла повториться, но прикрытие должно было быть другим. Похоже, что Сталин обдумывал, разыграть ли в этом процессе "еврейскую карту" или нет.
    До сих пор все антисемитские кампании в СССР носили прикрытый, тренировочный характер и не были самоцелью. Создание фиктивного Еврейского антифашистского комитета во время войны преследовало целью выманить деньги у американцев. Потом ЕАК был уничтожен просто за ненадобностью. Борьба с "безродными космополитами" шла под прикрытием, не носила тотального характера и могла быть в любой момент без идеологических потерь прекращена. За "космополитизм" даже не расстреливали. Дело врачей 1953 г. было направлено в первую очередь против Берии как ответственного за кадровый подбор персонала Кремлевской больницы.
    Но были и предпосылки того, что "еврейский вопрос" планировался в качестве идеологического обоснования новой волны террора. Слухи о предстоящей депортации всех советских евреев в отдаленные лагеря явно не были блефом. На последнем при жизни Сталина Пленуме ЦК, избранного в 1952 г., Сталин неожиданно напал на Молотова: "...Чего стоит предложение Молотова передать Крым евреям? Это грубая политическая ошибка тов. Молотова... На каком основании товарищ Молотов высказал такое предложение? У нас есть еврейская автономия. Разве этого недостаточно?.. А товарищу Молотову не следует быть адвокатом незаконных еврейских претензий на наш советский Крым" (Жорес Медведев, "Сталин и еврейская проблема", М., 2003).
    Идея передачи Крыма советским евреям была инициирована самим Сталиным в 1943 г. с той же целью выманивания денег из Америки. Она не сработала тогда и тогда же была похоронена. Внезапное нападение Сталина на Молотова с обвинением в якобы совершенной десять лет назад ошибке высвечивало принципиальную схему будущей террористической кампании. Все советские евреи объявлялись агентами сионизма и скрытыми врагами. Члены партийной верхушки, имевшие еврейских жен (как Молотов, Калинин, Ворошилов) или друзей (как все прочие) объявлялись наймитами сионистов и шли под топор. Одновременно проводилась депортация евреев по образцу депортации российских немцев в 1941 г. или крымских татар - в 1944-м. В результате отстреливали всех, кого следовало, и Сталин получал новое окружение. Общая схема операции по остроумию и осуществимости никак не уступала кампании 1934-1938 гг.
    
    * * *
    Видимо, Эренбург, как и некоторые другие приближенные Сталина, догадывался о подобном варианте развития событий и воспользовался ситуацией с письмом в "Правду", чтобы указать Сталину на возможные издержки розыгрыша "еврейской карты" в политических целях и (в скрытой форме) развертывания антисемитской кампании в СССР. Нет сомнения, что Эренбург рисковал жизнью. Сталин мог, хорошенько обдумав, отказаться от его предложений, и тогда Эренбург имел шанс стать первой влиятельной жертвой новой кампании. Обвинение могло быть любым - от связей с сионистскими шпионами и членства в ЕАК до подрыва сталинской национальной политики. Хотя убить Эренбурга Сталин мог всегда.
    Но могло и сработать. В сохранившиеся гранки письма в "Правду" внесены редакционные правки, сделанные со ссылкой на мнение И.Г.Эренбурга ("Вестник", 1997, №1). Впрочем, даже заблокировав по совету Эренбурга письмо в "Правду" (мелкий эпизод по сути), Сталин мог и сохранить в неприкосновенности основной план будущей кампании. Сталин умер (или был убит) в тот момент, когда решение еще не было принято и события могли начать развиваться по любому сценарию.
    Сам Эренбург полагал, что ему удалось своим письмом убедить Сталина отказаться от публикации коллективного письма. Но потом пришел к выводу, что Сталин просто не успел осуществить задуманное. ("Люди. Годы. Жизнь", М., 1990).
    Более подробно поделиться своими мыслями по поводу этой истории Эренбург не пожелал. Хотя знал, наверняка, еще очень много.

Приложение 1. Письмо И.Г. Эренбурга Сталину

     3 февраля 1953 года

Дорогой Иосиф Виссарионович,
    я решаюсь Вас побеспокоить только потому, что вопрос, который я сам не могу решить, представляется мне чрезвычайно важным.
    Тов. Минц и Маринин ознакомили меня сегодня с проектом «Письма в редакцию газеты «Правда» и предложили мне его подписать. Я считаю моим долгом изложить мои сомнения и попросить Вашего совета.
    Мне кажется, что единственным радикальным решением еврейского вопроса в нашем социалистическом государстве является полная ассимиляция; слияние людей еврейского происхождения с народами, среди которых они живут. Это срочно необходимо для борьбы против американской и сионистической пропаганды, которая стремится обособить людей еврейского происхождения. Я боюсь, что коллективное выступление ряда деятелей советской русской культуры, людей, которых объединяет только происхождение, может укрепить в людях колеблющихся и не очень сознательных националистические тенденции. В тексте «Письма» имеется определение «еврейский народ», которое может ободрить националистов и сму-тить людей, еще не осознавших, что еврейской нации нет.
    Особенно я озабочен влиянием такого «Письма в редакцию» на расширение и укрепление мирового движения за мир. Когда на различных комиссиях, пресс-кон-ференциях и пр. ставился вопрос, почему в Советском Союзе больше не существует еврейских школ или газет на еврейском языке, я отвечал, что после войны не оста-лось очагов бывшей «черты оседлости» и что новые поколения советских граждан ев-рейского происхождения не желают обособляться от народов, среди которых они жи-вут. Опубликование «Письма», подписанного учеными, писателями, композиторами и т. д. еврейского происхождения, может раздуть отвратительную антисоветскую про-паганду, которую теперь ведут сионисты, бундовцы и другие враги нашей Родины. С точки зрения прогрессивных французов, итальянцев, англичан и пр. нет по-нятия «еврей» как представитель некоей национальности, слово «еврей» там озна-чает религиозную принадлежность, и клеветники смогут использовать «Письмо в редакцию» для своих низких целей.
    Я убежден, что необходимо энергично бороться против всяческих попыток воскресить или насадить еврейский национализм, который при данном положении неизбежно приводит к измене Родине. Мне казалось, что для этого следует опуб-ликовать статью или даже ряд статей, подписанных людьми еврейского происхож-дения, разъясняющих роль Палестины, американских буржуазных евреев и пр. С другой стороны, я считал, что разъяснение, исходящее от редакции «Правды» и под-тверждающее преданность огромного большинства тружеников еврейского происхождения Советской Родине и русской культуре, поможет справиться с обособлением части евреев и с остатками антисемитизма. Мне казалось, что такого рода выступления могут сильно помешать зарубежным клеветникам и дать хорошие до-воды нашим друзьям во всем мире.
    Вы понимаете, дорогой Иосиф Виссарионович, что я сам не могу решить эти вопросы и поэтому я осмелился написать Вам. Речь идет о важном политическом шаге, и я решаюсь просить Вас поручить одному из руководящих товарищей сообщить мне — желательно ли опубликование такого документа и желательна ли под ним моя подпись. Само собой разумеется, что если это может быть полезным для нашей Родины и для движения за мир, я тотчас подпишу «Письмо в редакцию».
    С глубоким уважением
    
     И. Эренбург


Приложение 2. "ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ "ПРАВДЫ"
(опубликовано в журнале "Вестник", #6(239), 14 марта 2000)


В настоящем письме мы считаем своим долгом высказать волнующие нас чувства и мысли в связи со сложившейся международной обстановкой. Мы хотели бы призвать еврейских тружеников в разных странах мира вместе с нами поразмыслить над некоторыми вопросами, затрагивающими жизненные интересы евреев.
Есть люди, которые, выдавая себя за "друзей" и даже за представителей всего еврейского народа, заявляют, будто у всех евреев существуют единые и общие интересы, будто все евреи связаны между собою общей целью. Эти люди - сионисты, являющиеся пособниками еврейских богачей и злейшими врагами еврейских тружеников.
Каждый трудящийся человек понимает, что еврей еврею рознь, что нет и не может быть ничего общего между людьми, добывающими себе хлеб собственным трудом, и финансовыми воротилами.
Следовательно, два лагеря существуют среди евреев - лагерь тружеников и лагерь эксплуататоров - угнетателей трудящихся.
Непроходимая пропасть разделяет тех и других. Евреи-труженики кровно заинтересованы в том, чтобы вместе со всеми трудящимися, со всеми прогрессивными силами укреплять дело мира, дело свободы и демократии. Мы знаем, что в лагере борцов против поджигателей войны активную роль играют также представители еврейских трудящихся.
Что же касается еврейских промышленных и банковских магнатов, то они идут по другому пути. Это путь международных авантюр и провокаций, шпионажа и диверсий, путь развязывания новой мировой войны. Война нужна еврейским миллиардерам и миллионерам, как и богачам других национальностей, ибо она служит для них источником огромных барышей. Политика, проводимая еврейскими богачами, глубоко враждебна жизненным интересам еврейских тружеников. Она чревата для еврейских тружеников гибельными последствиями.
Где же тут общий путь, где же тут "единство" и общий интерес всех евреев, о котором так много твердят мнимые "друзья" евреев - сионисты.
Прикрываясь лицемерными словами об "общем пути", "общем интересе" евреев, главари государства Израиль позволяют себе утверждать, будто они выражают интересы всех евреев. Но давайте разберемся в том, кого в действительности представляют правители государства Израиль, кому они служат. Разве не факт, что в Израиле всеми благами жизни пользуется лишь кучка богачей, в то время как подавляющее большинство еврейского и арабского населения терпит огромную нужду, лишения, влачит полунищенское существование. Разве не факт, что правители Израиля навязали израильским трудящимся двойной гнет - еврейского и американского капитализма.
Выходит, что государство Израиль, как и любое буржуазное государство в любой части мира7, - это царство эксплуатации народных масс, царство наживы для кучки богатеев. Выходит, что правящая клика Израиля представляет не еврейский народ, состоящий в своем большинстве из тружеников, а еврейских миллионеров, связанных с монополистами США.
Это и определяет всю политику нынешних израильских главарей. Они превратили государство Израиль в орудие развязывания новой войны, в один из аванпостов лагеря поджигателей войны. Государство Израиль на деле стало плацдармом американской агрессии против Советского Союза и всех миролюбивых народов.
Только недавно все честные люди мира были потрясены вестью о взрыве бомбы на территории миссии СССР в Тель-Авиве. Фактическим организатором и вдохновителем этого взрыва являются нынешние правители Израиля. Играя с огнем, они усиливают напряженность в мировой обстановке, созданную американо-английскими поджигателями войны.
Далее, интересы каких евреев отстаивает международная сионистская организация "Джойнт", являющаяся филиалом американской разведки? Как известно, недавно в СССР разоблачена шпионская группа врачей-убийц. Преступники, среди которых большинство составляют еврейские буржуазные националисты, завербованные "Джойнтом" - М.Вовси, М.Коган, Б.Коган, А.Фельдман, Я.Этингер, А.Гринштейн - ставили своей целью путем вредительского лечения сокращать жизнь активным деятелям Советского Союза, вывести из строя руководящие кадры Советской Армии и тем самым подорвать оборону страны. Только люди без чести и совести, продавшие свою душу и тело империалистам, могли пойти на такие чудовищные преступления.
Совершенно ясно, что главари государства Израиль, главари "Джойнта" и других сионистских организаций выполняют волю зарвавшихся еврейских империалистов и тех, кто является их подлинными хозяевами. Ни для кого не секрет, что хозяева эти - американские и английские миллиардеры и миллионеры, жаждущие крови народов во имя новых прибылей.
Мы, нижеподписавшиеся, отвергаем смехотворные претензии бен-гурионов, шаретов и прочих поджигателей войны на представительство интересов еврейского народа. Мы глубоко убеждены в том, что даже те еврейские труженики, которые до сих пор верили в мнимую общность всех евреев, поразмыслив, присоединятся к нашей оценке подлинной сущности политики еврейских богачей и их пособников.
Превратив государство Израиль в американскую вотчину, главари сионизма изображают империалистическую Америку "другом" евреев, а против Советского Союза - поборника мира и равноправия народов - ведут кампанию клеветы и ненависти. Разберемся и в этом вопросе.
Кто не знает, что в действительности США являются каторгой для еврейских трудящихся, угнетаемых самой жестокой машиной капиталистической эксплуатации. Кто не знает, что именно в этой стране процветает самый разнузданный расизм и в том числе антисемитизм. Кто, наконец, не знает, что антисемитизм составляет также отличительную черту тех фашистских клик, которые повсеместно поддерживаются империалистами США.
Вместе с тем всему миру известно, что народы Советского Союза и прежде всего великий русский народ своей самоотверженной героической борьбой спасли человечество от ига гитлеризма, а евреев - от полной гибели и уничтожения. В наши дни советский народ идет в первых рядах борцов за мир, твердо отстаивая дело мира в интересах всего человечества.
В Советском Союзе осуществлено подлинное братство народов, больших и малых. Впервые в истории трудящиеся евреи вместе со всеми трудящимися Советского Союза обрели свободную, радостную жизнь.
Не ясно ли, что легенда об империалистической Америке, как "друге" евреев, является сознательной фальсификацией фактов. Не ясно ли также, что только заведомые клеветники могут отрицать прочность и нерушимость дружбы между народами СССР.
Враги свободы национальностей и дружбы народов, утвердившейся в Советском Союзе, стремятся подавить у евреев сознание высокого общественного долга советских граждан, хотят превратить евреев России в шпионов и врагов русского народа и тем самым создать почву для оживления антисемитизма, этого страшного пережитка прошлого. Но русский народ понимает, что громадное большинство еврейского населения в СССР является другом русского народа. Никакими ухищрениями врагам не удастся подорвать доверие еврейского народа к русскому народу, не удастся рассорить нас с великим русским народом.
У трудящихся евреев всего мира - один общий враг. Это - империалистические угнетатели, на услужении которых находятся реакционные заправилы Израиля, а также шпионы и диверсанты - всякие вовси, коганы, фельдманы и т.п. У трудящихся евреев всего мира одна общая задача - вместе со всеми миролюбивыми народами защищать и укреплять дело мира и свободы народов. Нельзя отстаивать жизненные права еврейских тружеников в странах капитала, нельзя быть подлинным бойцом за дело мира и свободы народов, не ведя борьбы против еврейских миллиардеров и миллионеров и их сионистской агентуры.
Кровный интерес трудящихся евреев состоит в том, чтобы крепить дружбу с трудящимися людьми всех национальностей. Чем крепче союз трудящихся всех национальностей, тем прочнее дело мира и демократии.
Пусть все труженики евреи, которым дорого дело мира и демократии, объединят свои усилия и выступают единым широким фронтом против авантюристической политики еврейских миллиардеров и миллионеров, главарей Израиля и международного сионизма.
Учитывая важность сплочения всех прогрессивных сил еврейского народа, а также в целях правдивой информации о положении трудящихся евреев в разных странах, о борьбе народов за укрепление мира, мы считали бы целесообразным издание в Советском Союзе газеты, предназначенной для широких слоев еврейского населения в СССР и за рубежом.
Мы уверены, что наша инициатива встретит горячую поддержку всех трудящихся евреев в Советском Союзе и во всем мире.

ВОЛЬФКОВИЧ С.И., академик, лауреат Сталинской премии; ДРАГУНСКИЙ Д.А., полковник, дважды Герой Советского Союза; ЭРЕНБУРГ И.Г., лауреат Международной Сталинской премии "За укрепление мира между народами"; КРЕЙЗЕР Я.Г., генерал-полковник, Герой Советского Союза; ХАРИТОНСКИЙ Д.Л., сталевар завода "Серп и молот"; КАГАНОВИЧ Л.М., член ЦК КПСС; РЕЙЗЕН М.О., народный артист СССР, лауреат Сталинской премии; ВАННИКОВ Б.Л., член ЦК КПСС, Герой Социалистического Труда; ЛАНДАУ Л.Д., академик, лауреат Сталинской премии; МАРШАК С.Я., писатель, лауреат Сталинской премии; РОММ М.И., кинорежиссер, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии; МИНЦ И.И., академик, лауреат Сталинской премии; РАЙЗЕР Д.Я., министр строительства предприятий тяжелой индустрии СССР; ЛАВОЧКИН С.А., конструктор, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии; ЦЫРЛИН А.Д., генерал-полковник инженерных войск; ЧУРЛИОНСКАЯ О.А., врач; ДУНАЕВСКИЙ И.И.8, композитор, народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии; БРИСКМАН М.Н., председатель колхоза имени Ворошилова, Кунцевского района, Московской области; РАЙХИН Д.Я., преподаватель школы #19 г. Москвы; ЛАНДСБЕРГ Г.С., академик, лауреат Сталинской премии; ФАЙЕР Ю.Ф., дирижер, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии; ГРОССМАН В.С., писатель; ГУРЕВИЧ М.И., конструктор, лауреат Сталинской премии; КРЕМЕР С.Д., генерал-майор танковых войск, Герой Советского Союза; АЛИГЕР М.И., писательница, лауреат Сталинской премии; ТРАХТЕНБЕРГ И.А., академик; НОСОВСКИЙ Н.Э., директор Коломенского завода тяжелого станкостроения; ОЙСТРАХ Д.Ф., заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Сталинской премии; КАГАНОВИЧ Мария, председатель ЦК союза рабочих швейной и трикотажной промышленности; ЛИПШИЦ М.Я., заслуженный врач РСФСР; ВУЛ Б.М., член-корреспондент Академии наук СССР, лауреат Сталинской премии; ЛИВШИЦ С.В., начальник цеха завода "Красный пролетарий", лауреат Сталинской премии; ПРУДКИН М.И., народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии; СМИТ-ФАЛЬКНЕР М.Н., член-корреспондент Академии наук СССР; ЛАЦМАН Н.М., инженер, начальник цеха завода "Машиностроитель"; ГИЛЕЛЬС Э.Г., заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Сталинской премии; РОЗЕНТАЛЬ М.М., профессор, доктор философских наук; БЛАНТЕР М.И., композитор, лауреат Сталинской премии; ТАЛМУД Д.Л., член-корреспондент Академии наук СССР, лауреат Сталинской премии; ЯМПОЛЬСКИЙ А.И., рабочий вагоноремонтного завода им. Войтовича; РУБИНШТЕЙН М.И., доктор экономических наук; РОГИНСКИЙ С.З., член-корреспондент Академии наук СССР, лауреат Сталинской премии; КАССИЛЬ Л.А., писатель, лауреат Сталинской премии; ХАВИНСОН Я.С., журналист; ЛЕЙДЕР А.Г., инженер, начальник конструкторского бюро по механизации 1-го Господшипникового завода; ЧИЖИКОВ Д.М., член-корреспондент Академии наук СССР, лауреат Сталинской премии; ВЕЙЦ В.И., член-корреспондент Академии наук СССР, лауреат Сталинской премии; ФИХТЕНГОЛЬЦ М.И., лауреат всесоюзных и международных конкурсов музыкантов-исполнителей; КОЛТУНОВ И.Б., инженер, заместитель начальника цеха 1-го Господшипникового завода; ЕРУСАЛИМСКИЙ А.С., профессор, доктор исторических наук, лауреат Сталинской премии; ГЕЛЬФОНД А.О., член-корреспондент Академии наук СССР; МЕССЕРЕР С.М., заслуженная артистка РСФСР, лауреат Сталинской премии; ШАПИРО Б.С., рабочий-наладчик 2-го часового завода; ЗОЛОТАРЬ К.И., зав. Отделом народного образования Кировского района г. Москвы; БРУК С.И., член-корреспондент Академии наук СССР; СМИРИН М.М., доктор исторических наук, лауреат Сталинской премии; ЛОКШИН Э.Ю., кандидат экономических наук; ШАФРАН А.М., главный зоотехник районного отдела сельского хозяйства Ленинского района Московской области, Герой Социалистического Труда.9

А.К. Эдвард Радзинский в своей лучшей о вожде, на мой взгляд, книге "Сталин. Жизнь и смерть" считает, что главной ошибкой в обращении евр. общественности было не то, на что указывал Эренбург, а то, что в письме евреи выглядели разными: плохими и хорошими, а рябой садист готовил поголовную депортацию ВСЕХ ЕВРЕЕВ по рецепту фюрера. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий