"На берегу евреям снять ботинки!..."
"На берегу евреям снять ботинки!..."
"На берегу евреям снять ботинки!
- Обутым неприлично умирать?
Спросил ребенок мать, а та слезинки
Старалась незаметно вытирать.
- Ты не волнуйся мам, я не голодный.
Вчера, кусочек хлебушка я съел.
Мы там замерзнем мам, Дунай холодный?
Я плавать научиться не успел...
Мам, ты скажи, а умирать не больно?
Я просто упаду и утону?
Или умру от пули и спокойно
И плавно я потом на дно пойду?
Ты за руку возьми меня покрепче,
Чтоб мы не потерялись под водой.
Вдвоём с тобой спастись нам будет легче.
Мы спрячемся за сильною волной.
На берегу Дуная всем снять обувь!
- Все говорят, кончается война.
Ты видишь мама, в небе белый голубь?
Смотри, а там идет наша волна..."
(Гера Шторм, 2015)
Массовые расстрелы евреев в Будапеште производились членами венгерской нацистской партии «Скрещённые стрелы» в конце Второй мировой войны, в 1944 — начале 1945 годов. Чтобы не заниматься захоронением, нацисты расстреливали жертв на берегу реки, для экономии пуль сковывая цепью в 50—60 человек и стреляя только в первого — падая, он тянул за собой остальных.
Евреев привозили к дунайской набережной на грузовиках, приказывали снять обувь и увозили на баржах в неизвестном направлении. Оставленная на набережной обувь шла на продажу или использовалась фашистами для собственных нужд.
Количество расстрелянных исчислялось тысячами. Точные цифры неизвестны — тела унесла вода...
Идея памятника принадлежит известному режиссеру Кену Тогаю, в жизнь ее воплощал скульптор Дьюла Пауэр. Отлитая из чугуна скульптурная композиция представляет 60 пар разнокалиберной мужской, женской и детской обуви — стоптанные ботинки, туфли, башмачки, стоящие вдоль набережной у края воды. Все пары обуви — аутентичные копии моделей 1940-х годов.
Этот мемориал произвел такое сильное впечатление на хореографа Владимира Варнаву, что он, совместно с композитором Александром Карповым создали балет "Каменный берег".
Премьера состоялась 13 мая 2015 года в рамках специальной программы вечера балета, посвященного 70-летнему юбилею Великой Победы.
Логично бы удивиться: зачем было нацистам убивать евреев в 1945 году, когда было ясно, что война проиграна? Зачем убивать евреев с риском для собственной жизни ибо к этому времени всем было ясно, что не через месяц так через три (Будаперш был взят 3 февраля а вся Венгрия очищена от фашистов к концу марта 1845 года) будет суд и массово убивавшие евреев окажутся за решеткой, повешены или расстеляны? Ответ очевиден и неожиданен одновременно: потому чтоубийство евреев как нации было то главное, что делал Гитлер и его почитатели. Ненависть к еврейскому народу и "еврейскому" в любом проявлении где бы то ни было в чем бы то ни было - то главное, что не исчезло с поражением Гитлера а осталось в наследие Европе и миру после его поражения. Во имя этой ИХ САМОЙ ВЕЛИКОЙ ЦЕЛИ нацистам, фашистам и юдофобам без политических предпочтений не жало было и собственной жизнью пожертвовать.
Спустя семьдесят лет приходится констатировать: проиграв войну, Гитлер победил в юдофобстве. А значит, он не совсем проиграл. В юдофобстве он победил!
Для того, чтобы нанести частично победоносному Гитлеру поражение необходимо (но не достаточно, разумеется):
памятники, подобные памятнику ЕВРЕЙСКАЯ ОБУВЬ, возвести в каждом городе и деревне, в котором осуществлялись зверства: в Париже, Киеве, Львове, Одессе... Люди должны помнить не только подвиги предков, но и их преступления. Редакция Новых Концепций объявляет конкурс на идею и макет памятников Зверствам (не только антисемитским: Сталинским, средневековым, зверствам Испанской Инквизиции в эпоху которая называется Возрождением...). И примет участие в поиске средств на установку таких памятников на месте совершения зверств от муниипалитетов спонсоров до правительств и комитетов ООН.
ИСТОРИЯ ЗВЕРСТВ должен стать частью одного из главных предметов в школах наряду с математикой и иностранными языками ДУША ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Который пока не учат.
Памятники запредельной жестокости нужны не только лишь для того, чтобы помнить и обвинять изуверов прошедших эпох.
Они нужны для того, чтобы стать частью души Живых.
Коллективной и индивидуальной совести.
Современников нас,
современников наших детей,
современников внуков и правнуков
Комментариев нет:
Отправить комментарий