понедельник, 25 июля 2016 г.

Б.ГУЛЬКО. СМЕНА ВЕХ

Смена вех.
Борис Гулько

Моему поколению пришлось наблюдать глобальные явления – смены парадигм в истории. Раньше исторические периоды занимали столетия: эпоха Возрождения – 14-16 века, Просвещения – 17-19 века, Реформация – 16-17 века. Сейчас же время ускорилось. Недавно мы стали свидетелями тихого конца советского коммунизма, протянувшего три четверти века. Немецкий нацизм скончался в судорогах всего за 12 лет. Современный либерализм за полвека функционирования уже достиг стадии старческого склероза. Он забыл обещанные интеллектуальные свободы, на них накинута удавка «политической корректности». А сейчас ещё и атеизму приходится потесниться. В последнее десятилетие либерализм образовывает альянс с исламом, стремительно распространяющим своё влияние на Европу, а после успешного теракта 9/11 2001 года, и на США. Так, либералы по обе стороны Атлантики охотно заселяют свои страны мусульманами, после каждого их теракта волнуются об исламофобии; активно поддерживают происламское движение BDS, направленное против средоточия иудео-христианской цивилизации в современном мире – сионистского проекта в Земле Израиля.
Смена парадигм происходит сегодня и внутри самой иудео-христианской цивилизации и касается многовековых отношений между иудаизмом и его отростком – христианством. Появившись на свет в тяжёлое для евреев время – зрело безнадёжное восстание против Рима, приведшее к катастрофе разрушения Храма и к изгнанию, христианство не было желанным ребёнком. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» сообщает, что в 63-м году первосвященник Анан, саддукей, воспользовавшись сменой римских наместников, лидера христиан «Якова, брата Иисуса, именуемого Христом… обвинил в нарушении законов и приговорил к побитию камнями» (ИД 20:9). Впрочем, в последовавшей через 5 лет после этого прискорбного события Иудейской войне большинство иудохристиан и без того погибли от рук римлян.
Отделившись от материнской религии и распространившись по миру, христиане причинили иудеям много бед – в крестовых походах, в инквизиции, изгнаниями. Особенно значимым было изгнание евреев из Испании. Знак с Небес: в последний день позволенного пребывания евреев в Испании – 2-е августа 1492 года – Колумб вывел в море открывать Новый Свет три свои корабля. Америке предстояло сыграть особую роль и в духовном пути христиан, и в судьбе евреев, и в изменении их взаимоотношений.
К нашим дням антагонизм между материнской религией и её дочерней ветвью сходит на нет, и это важнейшее изменение в духовной структуре мира. Сейчас становится возможным спокойно поискать, что же разделило две религии. Четверть века назад я посвятил этому эссе «Как птицы и рыбы», опубликованному в российском журнале «Континент». В том старом эссе я предполагал, что евреи и христиане видят одну реальность с разных сторон, как видят  поверхность воды птицы и рыбы. Христианство просто является версией иудаизма для неевреев.
В области идей христианство от своей материнской религии не отличается. Если одно направление христиан какими-то своими верованиями отлично от иудаизма, то наверняка есть другое, тоже христианское, с этими верованиями не согласное.
Рассмотрим по порядку. Главным отличием христианства от иудаизма считается вера христиан в триединство. Но что, если человек в него не верит – он уже не христианин? Нет, может быть христианином.
Концепция троицы была принята на Первом Никейском соборе 325 года. Половина христиан того времени – ариане – идею триединства не разделяли. В начале второго тысячелетия секты катар, альбигойцев, богомилов, а это была значительная часть христианского мира, не признавали учение о троице. Крупнейший христианский теолог, один из величайших гениев в истории человечества Исаак Ньютон в троицу не верил и оставил статью для посмертной публикации, в которой доказывал, что идея триединства возникла из-за неверных переводов двух древних текстов. Не верит в троицу большая протестантская секта иеговистов, безусловно, христианская.
Для иудеев, напротив, в предположении отцовства Всевышнего над кем-либо ничего примечательного нет. Все мы Его дети, и наши праотцы постоянно произносили «Отец мой Небесный». А непорочность зачатия сегодня вам могут обеспечить в любой приличной клинике. Понятно, воля Небес превосходит возможности любой клиники.
Мессианство Иисуса. Против него недавно восстала, в нескольких своих публикациях, Юлия Латынина, любящая повторять, что она – не еврейка. Её напрягло, что предсказанное в Писаниях не случилось: после распятия Иисуса – «царство Божие» должно же было совершиться тогда же, вот-вот». Возвращения Иисуса тогда, однако, не произошло, мессианские времена не настали.
Да, это была незадача. В еврейской истории таких несколько. Реализуйся хоть один предполагавшийся мессия, и история бы уже завершилась.
Христиане верят во второе пришествие. После того, как многие адепты одного из крупнейших хасидских направлений ХАБАД стали верить, что их последний Ребе, покинувший этот мир в 1994-м году, вернётся в качестве Машиаха, мы уже не можем утверждать, что вера в приход мессии из почивших – идея абсолютно не еврейская. Друг-хабадник объяснял мне, почему эта идея – еврейская. Объяснение было сложным,  я его не понял.
Само воскрешение Иисуса на третий день после распятия, по сравнению со свершённым до того пророком Элишей, не изумляет: «И вошёл Элиша в дом, и вот, отрок умерший положен на постель его. И вошел он (в комнату), и закрыл дверь за обоими, и помолился Господу.  И поднялся, и лег на мальчика, и приложил уста свои к его устам, и глаза свои к его глазам, и ладони свои к его ладоням, и простерся на нем. И потеплело тело мальчика.  И сошел он, и прошелся по дому раз туда и раз сюда, и поднялся, и простерся на нем. И чихнул отрок семь раз, и открыл отрок глаза свои» (Мелахим 2 4:32-36). В отличие от Иисуса, воскресший мальчик после чуда никуда не исчез, а вырос, говорит наша традиция, в пророка Иону. 
Глобальное противостояние иудаизма и христианства имело не идейную природу. Оно происходило не вокруг непорочного зачатия или иных чудесных деталей Евангелий. Спустимся ко времени возникновения христианства. Не к Иисусу, а к реальному создателю новой религии – к Павлу. Знаменитый его посыл был: "Нет ни эллина, ни иудея" (Гал. гл.3). Павел показывал тем, что избранничество евреям уже не принадлежит. А принадлежит оно всем приверженцам христианства. Сомнительность такого самоуправства Павла и стала сердцевиной противостояния двух религий или двух ветвей одной религии.
Сам Павел не был последовательным, объясняя евреям: «Я иудей, родившийся в Тарсе Киликийском… тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель во Боге, как и все вы ныне» (Деяния 22:3) и, как пишет Арье Барац в своих комментариях к Торе, «продолжал болеть за своих «сродников по плоти» и в определенной мере даже верил в избранность Израиля». Это видно из его послания к Римлянам: «Хотя иудеи и не могут верить в Иисуса Христа как универсального искупителя, они причастны к спасению, потому что дары и призвание Божье непреложны». Он называл Израиль природной маслиной, а создававшуюся им Церковь – привитыми ветвями маслины дикой, то есть вторичной.
В столетия после Павла основными чувствами христиан к иудеям стали зависть и ревность к нашей избранности, которая, посулил Павел, должна бы перейти на них. Но христиане сомневались, перешла ли. Характерны воззрения одного из наиболее значительных православных теологов ХХ века Павла Флоренского, убитого большевиками в 1937 году. Флоренский верил в «кровавый навет» и в вину Бейлиса, был антисемитом. Но своему духовному сыну, писателю Василию Розанову он писал: «…вопрос в одном: верим ли мы Библии или нет. Верим ап. Павлу или нет. Израилю даны обетования – это факт. И ап. Павел подтверждает: “Весь Израиль спасется”. Не “духовный” Израиль, как утешают себя духовные семинарии, увы не духовный. Ап. Павел ясно говорит о “сродниках плоти” и подтверждает неотменность всех прежних обетований об избранничестве. Мы – только “так”, между прочим. Израиль же стержень мировой истории. Такова Высшая Воля… Обетования Божии нетленны. Это мы в черте оседлости Божественных предназначений, – мы, а не они. Это мы египтяне, обворовываемые и избиваемые и мучимые; это мы – те, у которых “головы младенцев” “разбить о камень” есть блаженство, и это против себя мы поем в церквах ангельскими голосами «на реках Вавилонских».
Зависть и ревность христиан к евреям были преодолены американским экспериментом. Переселившиеся в США протестанты приняли как инструкцию к созданию нового общества ТАНАХ. Свою попытку они назвали американским сионизмом. Философ Михаэль Новак писал: «Язык иудаизма стал главным языком американской метафизики». Выдающийся американский поэт Роберт Фрост назвал себя: «Христианин Ветхого Завета». Определение американцев, данное Авраамом Линкольном: «Почти избранный народ» оставило место «совсем избранного» евреям.
И сегодня наиболее последовательные сторонники еврейского государства в американском обществе – консервативные христиане. Радикальную формулу этого я услышал в дискуссии христиан на ТВ в Техасе: «Те, кто за Израиль – за Бога. Те, кто против Израиля – против Бога».
Тяжёлому духовному кризису, накрывшему Америку в недавнее время, посвящена только вышедшая книга Юваля Левина «Распадающаяся республика», вызвавшая в американской прессе уже множество восторженных отзывов. Автор книги говорит о «революции в структуре религиозности американцев». Многие, считает Левин, перестали видеть традиционные религии как «идеал для номинальной идентификации», исчез основанный на Библии консенсус, который когда-то «внёс огромный вклад в единство и успех американского общества», и все больше американцев стали «в разной степени враждебны к религии».
Однако Левин видит возможности для преодоления этого кризиса «в немалой степени именно благодаря контркультурному характеру ортодоксальных религий». Процветающие религиозные общины должны стать позитивной альтернативой либерального морального порядка, служить «живой моделью практической ортодоксии». Традиционалисты должны проиллюстрировать своими жизнями, что реально библейская и по настоящему американская версия свободы «не только в том, что люди вправе выбирать, но также, что они способны выбрать хорошо».
Профессор и рабби Меир Соловейчик прокомментировал эти мысли Левина так:  «В нынешней ситуации американский ортодоксальный иудаизм может сыграть в обществе уникальную роль. Как указывал рав Йосеф Соловейчик, религиозные евреи всегда стремились воплотить идеал Авраама быть ger vetoshav – пришельцами и соседями, быть отличными, но в то же время участвовать в происходящем…». Раби Меир рассказывает о полученной им просьбе от видного юриста и набожного христианина написать послание «своим христианским друзьям – «добро пожаловать в мой мир». Идея этой статьи должна содержать мудрость «старшего брата» и объяснить, что давление правительства на религиозные практики предполагается и не следует сразу впадать в траур. Ортодоксальные евреи являются прекрасным примером того, как нужно оставаться верными своим принципам в самых экстремальных ситуациях».
Рабби Меир писал в другой статье, что «еврейский пример может объединить религиозные общины в совместном проекте для защиты Америки, что позволит всем нам быть «пришельцами и соседями» – бороться за наши религиозной свободы и самобытность, а также выражать консервативное видение американской идеи – и тем продемонстрировать: как могут традиционалисты жить в мире в соответствии со своей верой».
 Рабби Меир видит надежду нашего фрагментированного общества – «распадающейся республики» – в «подлинном взаимодействии и дружбе, складывающихся между различными религиозными общинами: иудеев, католиков, протестантов и мормонов… стоящих бок о бок в противостоянии светскому обществу».

Такое взаимодействие означало бы новую диспозицию в современном духовном конфликте – христиане и евреи против союза светских либералов с исламистами. Это – реальная смена вех.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий