Чем же являются удивительные прозрения писателей, странным образом описывающих детали далекого будущего? Если отбросить мистику, то на помощь может прийти… современная физика. В современной научной картине мира он «воплощен» в каждый момент от рождения в Большом взрыве до смерти в Большом хлопке или разрыве. Ну, а раз будущее существует, то из него в прошлое могут попадать какие-то информационные посылки. Вот только прочитать их могут далеко не все, а «настроенные на волну» писатели-фантасты.
В.И. Крыжановская-Рочестер сумела заглянуть в будущее. «Она всегда пишет на французском языке, в бессознательном состоянии… Написанное ею переводится на русский язык и тщательно редактируется иногда самим автором, иногда близким ею человеком», − так М. Спасовский в своих «Литературных заметках» писал об одной из самых загадочных фигур среди писателей-фантастов, предсказавших черты грядущего, медиуме-спиритуалисте Вере Крыжановской-Рочестер.
С начала 80-х годов позапрошлого века Вера Ивановна медитировала на спиритических сеансах и писала исторические романы. Уже первые книги Крыжановской наполнены оккультным и фантастическим содержанием. Писательница-медиум увлеклась теософией Е.П. Блаватской, которая стала ее кумиром. Идея Елены Петровны «погрузиться в мир прошлого, чтобы постичь будущее» лежит в основе историко-оккультных романов Крыжановской «Фараон Мернефта», «Царица Хатасу», «Сим победиши», «Месть еврея».
Другая серия книг Крыжановской вошла в «оккультно-космологический цикл». Все свои произведения она писала на французском языке, утверждая, что ее пером водит дух графа Рочестера − английского поэта Джона Уилмота (1647-1680 годы).
Основная тема пророчеств Крыжановской − вселенская борьба темных и светлых сил, «космизм» человека, тайны времени и материи. Описывая грядущее, она часто использовала реинкарнацию соще
ния героев.
ния героев.
Особенно интересна пенталогия «Маги», рассказывающая о бессмертной касте сверхсуществ, свободно странствующих во времени и пространстве. Тут можно встретить и телепортацию материальных тел, и прогресс отсталых цивилизаций. В итоге магическая раса покидает гибнущую Землю и на космических кораблях отправляется к новой планете. Там человечество прозябает в первобытном состоянии, и земляне под руководством магов создают новую цивилизацию.
Конечно, многое в романах Крыжановской выглядит наивным, но ее утопии и антиутопии дают повод о многом задуматься. Е.И. Рерих отмечала: «Наряду с немалой пошлостью, книги эти содержат истинные жемчужины. Несомненно она достойна уважения, ибо книги ее принесли свою пользу. Также несомненно, что ее серия “Маги” несравненно талантливее и богаче верными сведениями, нежели произведения многих позднейших романистов на оккультные темы».
За 30 лет творчества В.И. Крыжановская создала более 80 крупных произведений, среди которых выделяются утопии «На соседней планете» и «В ином мире». Здесь мы видим странное будущее кастовых государств, очень напоминающее современные «космические оперы».
Объясняя пророческий дар писательницы, многие рассматривали ее как пишущего медиума, а Михаил Булгаков даже использовал некоторые сюжетные линии в своем романе «Мастер и Маргарита».
Объясняя пророческий дар писательницы, многие рассматривали ее как пишущего медиума, а Михаил Булгаков даже использовал некоторые сюжетные линии в своем романе «Мастер и Маргарита».
Жюль Верн делал в своих романах удивительные прогнозы
В апреле 1863 года издатель Пьер-Жюль Этцель нанес чувствительную душевную травму начинающему писателю Жюлю Верну, дебютировавшему своим первым романом «путешествий и приключений» «Пять недель на воздушном шаре».
− Это совершенно несуразные прогнозы на волнах крайнего пессимизма, – возмущался маститый редактор романом «Париж в ХХ веке». − Я ожидал от вас гораздо большего…
Связанный кабальным контрактом Верн лихорадочно окунулся в работу, не вспоминая о неудачном опыте футуристических прогнозов.
После смерти писателя в 1905 году его архив неизданных произведений затерялся у родственников. Прошло без малого столетие, и праправнук великого писателя случайно натолкнулся на неизвестную рукопись с инициалами JV − Жюль Верн.
После смерти писателя в 1905 году его архив неизданных произведений затерялся у родственников. Прошло без малого столетие, и праправнук великого писателя случайно натолкнулся на неизвестную рукопись с инициалами JV − Жюль Верн.
Столетие назад французский писатель считался непререкаемым авторитетом в «моделировании» будущего. Он предсказал подводные скафандры, многовинтовые геликоптеры, автоматическое оружие, электротранспорт, гигантские субмарины, телевизоры, видеофоны и многое другое.
Подобную прозорливость можно объяснить лишь широким кругозором и образованностью. Романист ежедневно просматривал множество научных и научно-популярных изданий, разыскивая самые невероятные изобретения и открытия. Тем не менее, встречаются у Жюля Верна и пионерские инновации. Это разрушение материалов электрическими разрядами, гидравлические и пневматические усилители рулей, ударопрочное стекло и хирургические трансплантации. Поразительно, но в каютах знаменитого «Наутилуса» встречаются газоразрядные светильники, которые лишь через 30 лет после написания романа создал великий изобретатель Никола Тесла. Еще более загадочны аппараты химической регенерации воздуха в «космическом снаряде» и сверхпроводящее состояние вещества, ставшее через несколько лет самым неожиданным открытием века.
Со временем все привыкли к проницательности фантаста, но феноменальные прогнозы из «Парижа в ХХ веке» снова окутали творчество Верна мистическим туманом.
Захватывающие прорицания
Герои романа Жюля Верна передвигаются по Парижу конца 60-х годов прошлого века на экипажах, «работающих по принципу расширения воздуха за счет сгорания газа», и электрических поездах метро. Гигантские уличные «электрические канделябры» подсвечивают многометровую рекламу на многоэтажных зданиях из стекла и металла. На почтах работают ксероксы: «машина снимает копии писем, и 500 служащих непрерывно отправляют их по адресам», а также факсы: «фотографический аппарат, который позволяет отправлять факсимиле любого текста или рисунка, подписывать векселя или контракты с партнером, находящимся на расстоянии в 5 тысяч лье».
Телефонные линии связывают все крупные и мелкие города, и, «чтобы связаться с Америкой из Европы, требуются считанные секунды». Встречается даже некоторый прообраз архаичного компьютера.
А над городом возвышается колоссальная ажурная башня, которую в реальности спроектирует и построит Гюстав Эйфель только через полстолетия…
А над городом возвышается колоссальная ажурная башня, которую в реальности спроектирует и построит Гюстав Эйфель только через полстолетия…
…кают-компания подводной лодки «Наутилус»
Машинное отделение и…
Атомная бомба Уэллса
Столетие назад вышел один из самых удивительных романов великого писателя и мечтателя Герберта Уэллса – антиутопия «Освобожденный мир». В ней описана ужасная война середины ХХ века с использованием «атомных бомб непрерывного действия».
И тут надо вспомнить еще одно замечательное произведение Уэллса − «Первые люди на Луне», − вышедшее в 1901 году. В заключительной части романа два главных героя – Бедфорд и Кейвор − после путешествия на Луну, где Кейвор становится пленником похожих на муравьев селенитов, устанавливают межпланетную радиосвязь.
И тут надо вспомнить еще одно замечательное произведение Уэллса − «Первые люди на Луне», − вышедшее в 1901 году. В заключительной части романа два главных героя – Бедфорд и Кейвор − после путешествия на Луну, где Кейвор становится пленником похожих на муравьев селенитов, устанавливают межпланетную радиосвязь.
Выдающийся изобретатель Никола Тесла как раз в это время вел патентные войны с итальянским предпринимателем Гульельмо Маркони. К тому же на него обрушились звонки, письма и телеграммы от заинтригованных читателей, просивших рассказать о межпланетной радиосвязи. Считая, что околонаучная общественность будет в очередной раз введена в глубокое заблуждение, Тесла написал мистеру Уэллсу обширное послание, в котором подробно обрисовал положение с приоритетами и реальным вкладом в открытие радио- и телеуправляемых систем его патентов.
Вскоре Тесла получил ответ от великого романиста, полный извинений за допущенные смысловые ошибки, к сожалению (и это Тесла прекрасно понимал с самого начала), писатель не мог изменить текст, продав права на рукопись одному известному издательству, получив гонорар и уже полностью истратив его (образчик чисто английского юмора). В знак примирения он просил проконсультировать его по «атомным вопросам» для его следующего фантастического романа.
Изобретатель с учтивостью принял извинения великого романиста и порекомендовал для первичного знакомства с предметом ознакомиться с замечательной популяризацией мистера Содди «Радий и его разгадка».
Так у писателя родилась идея, что среди искусственно созданных человеком радиоактивных изотопов некоторые будут обладать огромной взрывной силой. Когда Уэллс поделился своими мыслями с Теслой, тот направил писателю вымышленное патентное описание «атомной бомбы непрерывного действия».
Так у писателя родилась идея, что среди искусственно созданных человеком радиоактивных изотопов некоторые будут обладать огромной взрывной силой. Когда Уэллс поделился своими мыслями с Теслой, тот направил писателю вымышленное патентное описание «атомной бомбы непрерывного действия».
Кроме необычных технических подробностей, временами действительно напоминающих содержание некоего фантастического патента, идеи великого изобретателя оставили еще один след в романе. Тут надо вспомнить, что еще в самом начале ХХ века Тесла выдвинул поразительную технократическую доктрину «принуждения к миру». Согласно идеям изобретателя, любая страна могла бы направить потоки энергии на враждебные армии, что создавало своеобразный «баланс мирных намерений». У Уэллса подобные мысли звучат очень похоже и намного, чуть ли не на полстолетия, опережают свое время: «перманентный атомный заряд» должен быть ключевым элементом в «тактике перманентного сдерживания мировых войн в границах паритета атомных бомб».
Источник: http://www.oneoflady.com/...
Автор: Олег ФАЙГ
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий