Мистика земли.
Борис
Гулько
Люди разнятся принципиально в
восприятии реальности. Одни верят, что миром управляет Высшая Сила. Эта Сила –
личность, установившая законы, сообщённые нам Библией. К ней можно обращаться с
молитвой. Она – вне времени и пространства. Другие уверены, что происходящее в
мире является равнодействующим всех присутствующих в нём сил – космических,
сейсмических, физических, биологических, социальных, психологических,
сексуальных. Ничего потустороннего.
Представители первой группы
способны усмотреть руку Бога во всём – в большом и в малом. Так, мир поделён
между народами, и в людях мистически присутствует привязанность к выделенным им
местам. Чукчи и эскимосы добрались до своей вечной мерзлоты, и предпочли её
массе пустовавших привлекательных мест, которые миновали по пути из Месопотамии
(по другой версии – из Африки), где возникли «гомо сапиенс». Мог ли такой
странный выбор случиться без замысла Свыше?
Знал о мистической связи
народов со своей землёй крупнейший завоеватель древности царь Вавилона
Навуходоносор. Покорив очередную страну, он выселял её жителей, а на
освободившееся место приводил иной завоёванный им народ. Так, в 598 году до
н.э., разрушив Первый иерусалимский Храм, он переселил евреев в Вавилон. Смысл
этого – ради не своей земли люди воевать не станут, будут более покорны.
Демонстрируют, что
привязанность к родине – не биологическое свойство, присущее нашему виду –
цыгане. Они не наделены такой привязанностью.
И уж совсем особый случай – евреи.
Не объяснишь одним фактом
поражения в войнах и изгнаниями существование еврейских общин по всему глобусу
– от Чили до Биробиджана, и от Австралии до Аляски. Евреи селились в Йемене, в
Северной Африке, в Древнем Риме ещё во времена успешного иудейского царства. И
сейчас значительная часть израильтян живёт в иных местах. Но нет другого
народа, столь сильно чувствующего мистическую связь с землёй, дарованной ему,
как евреи. Даже не с местом нашего рождения – мы пришли в Землю Израиля уже
сформировавшимся народом. Однако столетия в рассеянии евреи повторяют из 137-го
псалма: «Если я забуду тебя, о Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука, пусть
язык мой прилипнет к нёбу моему...»
Связь с Землёй Израиля долго
хранила евреев в диаспоре. Но потом эта связь ослабла – немецкие евреи стали
воспринимать себя «немцами Моисеева завета», восточноевропейские евреи проигнорировали решение Лиги Наций от
24-го апреля 1920-го года о воссоздании на территории бывшей Оттоманской
Палестины «Национального Дома евреев», не воспользовались возможностью
вернуться в Землю Израиля – и разразился Холокост.
Предпринимались попытки решить
национальную проблему разбросанных по миру евреев вне Земли Израиля, найдя для
нас иную «тихую гавань». Однако в СССР из созданного в конце 20-х годов
«Еврейского национального района» в Крыму евреи быстро разъехались по крупным
городам, а в Биробиджан, где в 1934 году была объявлена Еврейская автономная
область (ЕАО), по большому счёту, не приехали. Недавно была опубликована
информация, что нацисты в начале 1940 года предложили переселить в Биробиджан
восточноевропейских евреев, оказавшихся на захваченных Рейхом территориях. В
этом случае ЕАО могла оказаться не фикцией. Но Сталин отказал.
Казалось, хорошие шансы на
успех должен был иметь проект «Еврейского колонизационного общества»,
организовывавшего на деньги барона Мориса де
Гирша на грани 19-го и
20-го веков еврейские сельскохозяйственные поселения в Аргентине. Плодородные
земли, отсутствие враждебного окружения… О печальном угасании этого проекта
написал очерк Башевис-Зингер. Не состоялся и проект еврейского очага в Уганде.
На фоне перечисленных неудач
успех создания Израиля и превращения его в процветающую страну, на территории
несравненно более опасной для евреев, чем Аргентина, приобретает
сверхъестественный характер. Представляется парадоксом: в провалившемся
аргентинском предприятии участвовали религиозные евреи, Израиль же, реализующий
библейские пророчества, был создан секулярными социалистами.
Первый главный раввин Израиля,
одна из монументальных фигур ХХ века Авраам-Ицхак Кук предложил
каббалистическое разрешение этого парадокса. Воспринимая возрождение еврейского
государства в Земле Израиля как начало мессианского процесса, он писал (отрывки
из перевода и трактовок Пинхаса Полонского): «Душа (нефеш) «еврейских отступников», тех из них, кто с любовью связал
себя с проблемами еврейского народа в целом, Страны Израиля и национального
возрождения – душа эта более исправлена, чем души «истинно верующих», у которых
нет этого преимущества самостоятельного чувства во благо национальной общности, и понимания необходимости
дела построения Страны и народа.
Однако дух (руах) гораздо более правилен у евреев богобоязненных и
соблюдающих заповеди… Исправление же ситуации придет посредством Мессианского
света, и этому весьма поможет распространение учения скрытых тайн Торы и света
Божественной мудрости… и именно это раскрытие сделает Израиль единым
сообществом.
И тогда, соответственно, душа (нефеш)
богобоязненных евреев будет исправлена посредством той полноты души, которая
присуща «преступникам добрым», реализующим добро по отношению к
общенациональной общности… И, наоборот, дух (руах) отступников
исправляется посредством влияния богобоязненных, соблюдающих и великих верой.
И тогда на обе эти категории
евреев прольется Великий Свет, и проявление полной Тшувы (раскаяния) придет в мир, и только тогда Израиль будет готов к Геуле (мессианскому
Избавлению)».
Это разъяснение рава Кука
хорошо встраивается в метафору нашей истории за последние два тысячелетия,
оставленную нам жившим в 18 веке Виленским гаоном: «Тогда, когда еврейский
народ (после разрушения Второго Храма и подавления восстаний против Рима, к
концу 2 в н.э.) был изгнан из Страны Израиля, – в этот момент народ умер. Затем
труп народа лежал в могиле (это период Вавилонского Талмуда, 3-6 вв., и Гаонов,
7-10 вв.) Потом этот труп стал разлагаться на части (это время Ришоним, позднее
средневековье, 11-15 век). Затем и сами части тоже стали разлагаться, и к
нашему времени (т.е. к концу 18 в.) этот труп уже почти полностью сгнил.
Однако, – точно также как зерно, когда его бросают в почву, и тоже кажется, что
оно гниет и разлагается, но на самом деле оно прорастает, – также и еврейский
народ: кажется, что труп его сгнил, но на самом деле нас ожидает в ближайшее
время его воскрешение из мертвых» (разъяснения в скобках – Полонского).
Воскресающий в Израиле народ,
как и предсказывал рав Кук, возвращается в иудаизм: уже несколько последних лет
большинство первоклашек поступают в религиозные школы. И сегодня 90% евреев,
живущих в созданном рьяными атеистами Израиле, судя по опросам, верят в Бога.
В этом – в мистике
возникновения и бытия современного Израиля, в религиозном смысле происходящего
с ним, кроется причина ненависти к нему современного секулярного либерального
общества. Это бытие опровергает постулаты, на которых либерализм зиждется.
В последние полвека европейские страны повсеместно
потеряли религиозность. Взамен библейской они приняли иную мораль –
либеральную. Не случайно это совпало по времени с отказом европейцев от
национальных государств и смешением народов в аморфный Европейский союз.
Естественное продолжение процесса утери народами своей земли – демографическое
вырождение и замещение вырождающихся европейцев пришлыми мусульманами.
Поэтому европейцы, чтобы
ощущать свой путь достойным, столь рьяно пытаются заставить Израиль пойти по
такому же пути. Это объясняет, в частности, нынешнюю, организованную Францией
конференцию по уничтожению Израиля.
Аналогичный процесс протекает и
в США. Либеральные евреи, защищая свои воззрения, всё больше отворачиваются от
Израиля. А группой, ясно ощущающей сакральность происходящего на Святой земле и
монолитно поддерживающей еврейское государство, являются евангельские
христиане.
Подобный раскол можно увидеть и
внутри израильского общества. Два вида восприятия реальности, с которых я
начал, представляют в Израиле две неожиданные группы лидеров. В русском языке
существует шаблон: «военщина», «милитаристы». Это о людях, по роду своей
профессии – агрессорах. Другой экстрим – религиозные лидеры. Тут вспоминаются
Мать Тереза, Далай-лама. Эти должны быть миротворцами.
Но в еврейском государстве всё
наоборот. Самые миролюбивые политики в Израиле – генералы. Три выдающихся
генерала возглавляли правительство Израиля. Рабин в поисках мира заключил с
Арафатом катастрофичный Ословский мирный договор и привёл в Землю Израиля
террористов ООП. Барак уступил Хезболле Южный Ливан и предлагал арабам за
мирный договор почти все территории, освобождённые евреями в 1967 году, включая
пол Иерусалима. А Шарон, разрушив поселения Гуш Катифа, предоставил ХАМАСу весь
сектор Газы.
Недавно группа в 214
израильских генералов (я думал, что их меньше во всей армии) объявила о
создании организации «Первым делом безопасность» с программой, как сообщила
Каролин Глик, «формально уступить арабам
суверенные права на почти всю Иудею и Самарию и на Восточный Иерусалим».
Журналистка пишет: «Это трагедия для Израиля, что генералы позволили «левакам»
так себя использовать. Их присоединение к разрушительной для Израиля политике
«двух государств»… ставит под угрозу будущее Израиля».
Напротив, самый конструктивный
план решения государственных проблем Израиля предлагал раввин – Меир Кахане. Он
настаивал на необходимости вернуть в соседние арабские страны арабов,
поселившихся в Земле Израиля, выплатив тем достойные компенсации. Это – либеральная версия (достойные компенсации!)
обычной практики из опыта России, Турции, Польши, Болгарии и других стран
относительно оказавшихся на их территориях представителей иных народов. А
последний любавический Ребе во время первой ливанской войны Израиля против
армии террористов опубликовал статью с рекомендациями, достойными боевого
генерала – «окружить, подвести артиллерию, никаких компромиссов».
Я думаю, объяснение этой
странности в том, что генералы в Израиле – люди светские. Религиозных в их ряды
не допускают. А с точки зрения формальной логики светского человека и
классической военной стратегии перспективы Израиля видятся пессимистично.
Против Израиля – больше миллиарда мусульман, враждебная Европа и всё более
недоброжелательная Америка. Нужно отдать территории, съёжиться и надеяться, что
евреев пожалеют. Правда, раньше, как правило, не жалели.
Религиозно-сионистские лидеры,
напротив, видят в Израиле начало мистического процесса Геулы, поэтому
воспринимают действительность оптимистично.
Предсказанное равом Куком
исправление духа (руах) секулярных израильских генералов (их профессия –
убивать врагов своего народа) приняло неожиданные формы. Генералы морализируют,
пекутся о безопасности террористов, о благополучии вражеского населения, готовы
жертвовать ради этого жизнями своих солдат, предлагают уступить врагам ради
призрачной надежды умиротворить тех, часть своей земли. Остаётся надеяться, что
это знак «проявления полной Тшувы (раскаяния)»,
о которой писал рав Кук, и приближения Геулы (мессианского
Избавления).
Комментариев нет:
Отправить комментарий