culture
Писатель, что рисует дождь
15.06.2016
Сол Стейнберг (Саул Якобсон) родился в румынском городке Рымнику-Сэрат в семье печатника и переплетчика книг, которого финансовые трудности заставили стать производителем картонных коробок. Отец Сола, Мориц, был худощавым и тихим, а мать Роза – мощной и эмоциональной, «похожей на дредноут, мчащийся на всех парусах». Семья никогда не была для Сола источником тепла и спокойствия, и он с детства был вынужден находить их в выдуманном, но сильном мире собственного воображения. Сол был прилежным учеником, но еще в школе столкнулся с антисемитизмом, и это, безусловно, сделало его еще жестче. Свои школьные годы он вспоминал как «ад, состоящий из криков, шлепков, пощечин и туалетов». Отучившись год в Бухарестском университете на отделении философии и литературы, Сол в 1936 году отправился в Милан осваивать архитектуру, но в итоге стал развивать свои творческие способности карикатуриста.
«Мой талант открылся для меня только тогда, когда опубликовали мои первые рисунки. Я сделал их за 10 минут, но когда они появились в печати, на страницах, я как завороженный смотрел на них часами», – вспоминал Сол. Его первая работа появилась в миланском юмористическом еженедельнике «Бертольдо» в 1936 году, и за последующие годы издание опубликовало более 200 его рисунков. Но законы 1938 года, принятые во время фашистского режима Муссолини, запрещали евреям заниматься профессиональной деятельностью. Он опубликовал еще несколько своих иллюстраций анонимно, но все это было бесперспективно.
Дяди Стейнберга жили в Нью-Йорке и Денвере и знали влиятельных людей, в том числе и Корнелиуса Вандербильта-младшего, газетного магната и праправнука основателя знаменитой династии. Они добились для Сола визы в Португалию, куда он незамедлительно и отправился. Но прежде чем прибыть на новые земли, Стейнберг решил еще раз встретиться со своей дамой сердца, Адой Онгари, замужней женщиной, болтушкой и любительницей впечатлений, с которой он познакомился в Милане в 1936 году. Он встречался с ней каждый раз, когда позволяли обстоятельства, и помогал деньгами до самой ее смерти в 1997 году. Тогда, отправляясь в Лиссабон, он снова рискнул и заехал в Милан к Аде на день. Но время ждать не могло. На остров Эллис Стейнберг прибыл 1 июля 1941 года, но пробыл там недолго – квота румынских эмигрантов уже была заполнена. Солу пришлось год прожить в Доминиканской Республике, в дикой жаре, борясь с малярией и тоской по Аде, которая стала любовницей его лучшего друга, писателя и архитектора Альдо Буззи, в чем последний и признался Солу в покаянном письме.
Призывная комиссия признала Стейнберга и физически, и психически негодным для армейской службы, но благодаря связям ему все же удалось получить и американское гражданство, и место в армии – его взяли в разведывательную службу Билла Донована 19 февраля 1943 года. Сола, знающего европейскую культуру и языки, почему-то определили в Китай, и он занимался пропагандой на одной из плохо организованных баз в этом регионе. Его репортажные зарисовки из Китая и позже из Северной Африки и Италии публиковались в The New Yorker и пользовались огромным успехом.
В Нью-Йорке Сол сдружился со многими знаменитыми людьми и «стал желанным гостем в любом доме – практически каждый вечер с тех пор и до конца жизни он ужинал не дома». Владимир Набоков называл Стейнберга своим любимым художником, а сценарист и писатель-юморист C. Дж. Перельман «всегда смешил Сола до слез», как вспоминала Штерн. С писателем и нобелевским лауреатом Солом Беллоу они выпивали, а философ Ролан Барт был его дружеским критиком и называл Стейнберга «неутомимым мастером» риторических метафор. В разное время Стейнберг общался со скульптором Александром Колдером, художниками Виллемом де Кунингом (он подарил Солу свой «Автопортрет с Воображаемым Братом» 1938 года), Марком Ротко и Филиппом Густоном, а также искусствоведом Гарольдом Розенбергом. А результатом его поездки к Пикассо на юг Франции в 1958 году стал их совместный рисунок, «коллективный коллаж». Сам Сол утверждал, что он и Пикассо – два самых великих художника ХХ столетия.
Четвертой женщиной в жизни Сола стала взбалмошная Сигрид (Джиги) Шпэт, которая пробовала себя в графическом дизайне. С ней он познакомился на вечеринке в 1960 году, и вместе они прожили (или провоевали) целых 35 лет. Между ними возникла мощнейшая химия – она была немкой, а он евреем, которого преследовал ее народ, но, похоже, именно это и подогревало их страсть. В натуре Шпэт было мало нордического, она вела себя как хиппи еще до эпохи хиппи – так, однажды Сол Стейнберг немало потратился, чтобы «наконец-то вытащить ее из бабушкиных платьев и одеть Джиги в наряды от-кутюр и купить ей украшения в стиле Мэрилин Монро», отметила Деирде Блер в своей книге «Биография Сола Стейнберга». Они часто ссорились, в том числе и на людях, и как бы он ни пытался контролировать ее, Шпэт отчаянно сопротивлялась – и побеждала. В 1996 году она покончила с собой, сбросившись с крыши дома, в котором Сол снял ей квартиру.
Описывать работы Стейнберга очень сложно – их смысл одновременно прост и глубок, очевиден и тонок. Его метафорические идеи, которые впечатляли на бумаге, в пересказе кажутся банальными, никому не нужными истинами, часто поданными в экзистенциальном и драматическом ключе. Самым популярным (и копируемым другими) рисунком Сола для New Yorker стала «горизонтная» зарисовка «Взгляд на мир с 9-й авеню», ставшая обложкой выпуска от 29 марта 1976 года. На ней изображены многоквартирные дома со спасательными лестницами, 10-я авеню, 11-я авеню, река Гудзон, широкие, но почти пустые штаты США, Тихий океан, который упирается в Китай, Россию и Японию (ни намека на Европу там нет).
Сол, который называл себя «писателем, который рисует», умер в своей квартире на 75-й улице недалеко от угла Парк-авеню 12 мая 1999 года. В тот день за окнами его квартиры реставрировали фасад особняка – рабочие шлифовали красный кирпич, и мимо окон квартиры Стейнберга плыло облако алой, будто кровавой пыли.
Ганна Руденко
Комментариев нет:
Отправить комментарий