КРУГОЗОР
"Испуганный писатель – это потеря квалификации". Михаил Зощенко в цитатах, веселых и не только
Ольга Светлова, TUT.BY
Детские рассказы - нравоучительные, но без занудства. Рассказы и фельетоны - смешные, до истерики и невозможности вздохнуть, не нуждающиеся в убогом исполнении юмористов, в последние годы окончательно дискредитировавших жанр. Южный сочный юмор на мрачной петербургской почве. Первая мировая, надрыв и разлом двадцатых, работа, снова война, многолетняя травля. Мучительная рефлексия, ипохондрия, бедность. Книга, которую считал главной, не спасла, а сгубила. 120 лет назад, 9 августа, родился Михаил Зощенко. К юбилею TUT.BY перелистал знакомые страницы.
"Аристократка"
Что вы, говорит, меня все по улицам водите? Аж голова закрутилась. Вы бы, говорит, как кавалер и у власти, сводили бы меня, например, в театр.
- - Ежели, говорю, вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу. - Мерси, - говорит. И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет.
"Иностранцы"
Иностранца я всегда сумею отличить от наших советских граждан. У них, у буржуазных иностранцев, в морде что-то заложено другое. У них морда, как бы сказать, более неподвижно и презрительно держится, чем у нас. Как, скажем, взято у них одно выражение лица, так и смотрится этим выражением лица на все остальные предметы.
- У нас на этот счет довольно быстро. Скорая помощь. Мариинская больница. Смоленское кладбище.
"Нервные люди"
- - Я, говорит, ну, ровно слон работаю за тридцать два рубля с копейками в кооперации, улыбаюсь, говорит, покупателям и колбасу им отвешиваю, и из этого, говорит, на трудовые гроши ежики себе покупаю, и нипочем то есть не разрешу постороннему чужому персоналу этими ежиками воспользоваться.
- Что это, - говорит, - за шум, а драки нету?
- Тут в это время кто-то и ударяет инвалида кастрюлькой по кумполу. Инвалид - брык на пол и лежит. Скучает.
"Лимонад"
- Больше как две бутылки мне враз нипочем не употребить. Здоровье недозволяет.
"Обезьяний язык"
- - А что, товарищ, это заседание пленарное будет али как? - Пленарное, - небрежно ответил сосед. - Ишь ты, - удивился первый, - то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное. - Да уж будьте покойны, - строго ответил второй. - Сегодня сильно пленарное и кворум такой подобрался - только держись. - Да ну? - спросил сосед. - Неужели и кворум подобрался? - Ей-богу, - сказал второй. - И что же он, кворум-то этот? - Да ничего, - ответил сосед, несколько растерявшись. - Подобрался, и все тут.
"Врачевание и психика"
- Человечество идет не по той линии... цивилизация, город, трамвай, бани - вот в чем причина возникновения нервных заболеваний... Наши предки в каменном веке и выпивали, и пятое-десятое, и никаких нервов не понимали. Даже врачей у них, кажется, не было.
"Баня"
- Прошлую субботу я пошёл в баню (не ехать же, думаю, в Америку), - дают два номерка. Один за бельё, другой за пальто с шапкой. А голому человеку куда номерки деть? Прямо сказать - некуда. Карманов нету. Кругом - живот да ноги. Грех один с номерками. К бороде не привяжешь.
"Рано или поздно любой сатирик видит, что его сатира непродуктивна. более того, громче всех над ней смеются именно те, кому стоило бы плакать, посыпая главу пеплом и бия себя в грудь. Потешать героев этой сатиры становится скучно. А поскольку почти всякий сатирик и идеале и есть самый пылкий моралист, он, фигурально выражаясь, перестает играть на клавиатуре и начинает барабанить по крышке. Проблема Зощенко заключалась именно в его популярности, которой он откровенно тяготился, поскольку это была популярность в среде его героев. Зощенко в полный рост - это короткие рассказы из последней повести... Здесь Зощенко достиг того великолепного минимализма, к которому пришел, например, поздний Толстой - тоже кружным путем, через "Азбуку". Для гения естественно приходить к литературе, куда бы он ни пытался убежать". (Из лекции Дм.Быкова)
"Больные"
- Человек - животное довольно странное. Нет, навряд ли оно произошло от обезьяны. Старик Дарвин, пожалуй что, в этом вопросе слегка заврался.
"Брак по расчету"
- Мне вот понравилась одна. Перемигнулись. Познакомились. Тары да бары, где, говорю, служите, сколько получаете? Дескать, разряд ваш и ставка? - Служу, - говорит, - на складе. Ставка такая-то. - Ну, - говорю, - мерси и отлично. Вы, - говорю, - мне нравитесь. И разряд ваш симпатичный, и ставка ничего себе. Будем знакомы.
"Кинодрама"
- Театр я не хаю. Но кино всё-таки лучше. Оно выгодней театра. Раздеваться, например, не надо - гривенники от этого всё время экономишь. Бриться опять же не обязательно - в потёмках личности не видать.
"Опасные связи"
- - Интересный брак у нас получается. Эти, говорю, полярники, бортмеханики и кинооператоры меня буквально с ног валят.
"Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами".Из постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) О журналах "Звезда" и "Ленинград" 14 августа 1946 г.
"Папаша"
- Недавно Володьке Гусеву припаяли на суде. Его признали отцом младенца с обязательным отчислением жалованья. Горе молодого счастливого отца не поддаётся описанию.
- …А тут ещё такой мелкоте деньги отваливай. Третью часть жалованья ему подавай. Так вот - здорово живёшь. Да от этого прямо можно захворать. Я народному судье так и сказал: - Смешно, - говорю, - народный судья. Прямо, - говорю, - смешно, какие ненормальности. Этакая,- говорю, - мелкая крошка, а ему третью часть. Да на что, - говорю, - ему третья часть? Младенец,- говорю,- не пьёт, не курит и в карты не играет, а ему выкладывай ежемесячно. Это, - говорю, - захворать можно от таких ненормальностей.
"Семейное счастье"
- Баста! Новую жизнь начали. В болото всё - плиту, кастрюли, лоханки... Пущай и баба свободу узнает... Такой же она человек, как и я.
"Сильное средство"
- Говорят, против алкоголя наилучше действует искусство. Театр, например. Карусель. Или какая-нибудь студия с музыкой.
"Почему "Перед восходом солнцa" вызвaлa тaкой нaчaльственный гнев - в общем, понятно: Стaлин ненaвидел Зощенко, но не потому, конечно, что видел в нем отвaжного рaзоблaчителя собственной духовной мелкотрaвчaтости, - он не нaстолько был умен и сaмокритичен, - a потому, что кaк рaз любил высокое, пaфосное. Искусство Зощенко кaзaлось ему мелким, рaзвлекaтельным, мещaнским, и все это с подкусaми, с нaмекaми! Стоило, однaко, Зощенко зaговорить серьезно, - и он подвергся уничтожительному рaзносу, a в знaменитом ждaновском доклaде его повесть былa нaзвaнa "омерзительной". (Из лекции Дм.Быкова)
"Великие путешественники"
- - Если бы мы вчера потонули, то мы бы не могли отправиться в кругосветное путешествие.
- Бабушка, сорвав ветку, сказала: - Я предлагаю выпороть детей. Миньку пусть выпорет мама. А Лелю я беру на себя.
- Мама, вздохнув, сказала: - У меня дурацкие дети. Идти в кругосветное путешествие, не зная таблицы умножения и географии — ну что это такое!
"Золотые слова"
- Зато впоследствии я понял и оценил эти золотые слова. И этих слов, уважаемые дети, я всегда придерживался во всех случаях жизни. И в личных своих делах. И на войне. И даже, представьте себе, в моей работе. В моей работе я, например, учился у старых великолепных мастеров. И у меня был большой соблазн писать по тем правилам, по которым они писали. Но я увидал, что обстановка изменилась. Жизнь и публика уже не те, что были при них. И поэтому я не стал подражать их правилам. И, может быть, поэтому я принёс людям не так уж много огорчений. И был до некоторой степени счастливым. Впрочем, ещё в древние времена один мудрый человек (которого вели на казнь) сказал: "Никого нельзя назвать счастливым раньше его смерти". Это были тоже золотые слова.
- Тут я подумал о своих рассказах, которые заставляли людей смеяться. Я подумал о смехе, который был в моих книгах, но которого не было в моем сердце.
- Она осталась. И осталась с мыслями, что только я причина ее богатства. Теперь она почти не выходила из моей комнаты. Хорошо, что вскоре началась мировая война. Я уехал.
- Бальзак в своем романе "Шагреневая кожа" утверждал мысль, будто жизнь гаснет и укорачивается с каждым возникшим желанием. Страшась своих чувств и желаний, Бальзак предложил всем страшиться их, пугая непокорных смертью. Это была вопиющая ошибка. Напротив, человеческая жизнь горит тем ярче и тем длительней, чем меньше болезненных препятствий для этого горения. Человеческий организм - это не ведро с драгоценными соками, которые можно расплескать, растерять, растратить от многих столкновений с жизнью. Это "ведро" наполняется по мере расхода. Однако оно пустеет, если вовсе не расходовать его содержимого.
- Заставая же нас врасплох или в болезненном состоянии, страх тем более беспощаден. Именно он более, чем что другое, "влечет нас к смерти". Это отлично знают люди, которые были на войне. Я помню (в ту войну), солдаты, усмехаясь, говорили: "Пуля найдет труса". И это в самом деле так. Ибо устрашенный человек поступает неразумно, бестолково. Он тычется как слепой, без учета обстановки. Страх парализует его, лишает гибкости, сопротивления. Такой человек делается физически слабым, беспомощным, суетливым. И тогда пуля скорей находит его. И это в одинаковой мере относится и к условиям обычной, мирной жизни. Устрашенные, трусливые люди погибают скорей. Страх лишает их возможности руководить собой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий