понедельник, 2 мая 2016 г.

СИДУР. ФОРМУЛА СКОРБИ

ДВОРЦОВАЯ 11_13. ПАМЯТНИК ФОРМУЛА СКОРБИ

На углу с Московской улицей можно увидеть старинный сад. 

Застыть,
Превратиться в скульптуру
И стать навсегда
Безмолвным, взывающим.
Вадим Сидур

Советская пропаганда многие годы замалчивала трагедию еврейского народа. В сотнях городов и местечек инициатива евреев по увековечению памяти погибших наталкивалась на упорное сопротивление властей. Там же, где памятники были установлены на еврейских братских могилах (на средства родных и близких), с них часто сбивали шестиконечные звезды и надписи на идише и иврите. Нелегкой была история создания памятника евреям, расстрелянным в оккупированном городе Пушкине — Холокост в Пушкине.
Для того чтобы установить памятник в Пушкине, еврейским активистам пришлось преодолеть немало преград и, в первую очередь, прорвать блокаду замалчивания трагедии евреев в городе. Для этого были подготовлены публикации в пушкинской газете «Вперед» и ленинградской газете «Смена». Инициаторами была проделана огромная работа для того, чтобы заручиться поддержкой общественных организаций, получить разрешение пушкинского горсовета на установку памятника, согласовать место установки с инспекцией по охране памятников, получить одобрение проекта, собрать средства на создание монумента, заключить договоры с исполнителями работ и многое другое.
Необходимо отметить, что вся работа велась на общественных началах. Основными исполнителями этой благородной работы были члены Группы исследования Катастрофы, входящей в Еврейскую ассоциацию Санкт-Петербурга: Геннадий Фарбер, Александр Френкель и Леонид Колтон. Лишь полвека спустя евреи Петербурга смогли увековечить память своих соплеменников, погибших в Пушкине и установить достойный памятник.

"Жертвам еврейского геноцида" ("Формула скорби"), памятник

Наименования альтернативные: Формула скорби, памятник, Евреям — жертвам нацистов памятник, Памятник жертвам еврейского геноцида.
СкульпторыВ. А. Сидур, А. В. Позин. Архитектор Б.Х. Бейдер.
Открыт 13 октября 1991 г.

Материалы:
бронза — скульптура;
гранит — постамент.

Подписи: на плинте скульптуры: Сидур

Надписи: на плите литыми знаками надпись на иврите; ниже – на русском языке: 
… пролили кровь их как воду… / и некому было похоронить их. /… евреям г. Пушкина, / павшим жертвами / фашистского / геноцида / 1941 г.
Высота скульптуры — 2,4 м.
Бронзолитейные работы проведены заводом «Монументскульптура». Предприятие «Гранит» и трест «Монолитстрой» выполнили работы по сооружению памятника. Руководитель работ Р. С. Свирский.

По предложению ассоциации для монумента использовали известную скульптурную работу В. А. Сидура «Формула скорби» (алюминий, 1972 г.). Между ЕАСП и наследниками скульптора подписан договор «о предоставлении исключительных прав» на использование работы «Формула скорби».
Скульптура автора существовала в виде модели из алюминия, выполненной Сидуром в 1971 г. размером 17,5 x 10,3 x 16,5 см и представлявшей собой стилизованную фигуру скорбящего человека в форме цифры «2». Явно обозначена сутулая спина и поникшие плечи. На коленях — руки, на них опущена голова.
Напоминает фигура и первую букву еврейского алфавита, «алеф», символ начала. В еврейской традиции не принято изображение человека в скульптуре. Нет их и на израильских памятниках. Обычно эти скульптуры абстрактны и символичны. Они призывают думать и размышлять. И производят не меньшее впечатление.
Скульптуры Сидура, по-видимому, следуют этой традиции. Они лаконичны, просты по изображению, вызваны глубоким чувством и взывают к памяти и состраданию. Вдова скульптора Юлия Сидур писала: «Формула, знак, символ, состояние — для Сидура это был созданный им художественный язык нашего времени» язык лаконичный, емкий, современный, внешне скупой, внутренне напряженный до нестерпимости, до физического ощущения боли и безмерного страдания...».
Архитектурное решение памятника, выполненное архитектором Борисом Бейдером, было одобрено 15 марта 1991 г. Градостроительным советом города, после чего все размеры мемориала были проверены на месте, с помощью специальных макетов. После этого Александр Позин вылепил скульптуру в натуральную величину, увеличив исходную модель в 10 раз.
Огромная работа по осуществлению проекта была проделана Романом Савельевичем Свирским, который не только разместил заказ на заводе «Моиументскульптура» для отливки памятника в бронзе, но и руководил всеми работами по сооружению мемориала, привлекая для выполнения работ, как вспоминал Борис Бейдер, в основном рабочих-евреев.
Средства на сооружение памятника приходили от многих организаций и от частных лиц» а также от благотворительных концертов певца и композитора А. Я. Розенбаума, камерного ансамбля «Солисты Петербурга» и многих других.


Открытие монумента в сквере вблизи Александровского дворца состоялось 13 октября 1991 г. в присутствии еврейских делегаций из Израиля, США, Германии, Финляндии и многочисленных соотечественников. Наряду с другими при открытии памятника с трогательной речью выступила петербургская писательница Мария Рольникайте — узница Вильнюсского гетто, судьба которой очень похожа на судьбу Анны Франк.
На торжественном открытии памятника выступил один из инициаторов его создания Александр Френкель:
«Сегодня, 13 октября 1991 года, мы открываем памятник пушкинским евреям, расстрелянным 50 лет назад. По всем человеческим законам, по всем законам справедливости этот памятник должен был быть поставлен, как минимум 45 лет назад. Более четырех десятилетий тема еврейской катастрофы, тема судьбы евреев в годы войны была объектом тотального замалчивания в этой стране, стране, в которой погибла почти половина из шести миллионов евреев, павших жертвами гитлеровской полигики геноцида, в стране, в которой в значительной степени это удалось. Свидетельством этому сегодня — тысячи еврейских братских могил, заброшенных, заросших, забытых, часто подвергшихся надругательствам.
Со свидетельством беспамятства мы столкнулись и при создании этого мемориала. Год назад, в октябре 1990 года мы начали сбор пожертвований на этот памятник… Большинство пожертвовании пришло от кооперативов и других коммерческих организаций. Но для них этот памятник — колокол. Дело в том, что прошло маленькое психологическое исследование. Его результаты страшны. В огромном 5-миллионном городе со 100-тысячной еврейской общиной за год нашлось лишь двести человек, кто откликнулся на призыв помочь поставить этот памятник.
Мне очень не хотелось, чтобы эта выдающаяся работа Вадима Сидура стала лишь еще одной достопримечательностью города Пушкина. Мне бы очень хотелось, чтобы Формула Скорби по пушкинским евреям, расстрелянным в 1941 году, стала формулой нашего возвращения к исторической памяти, формулой нашего возвращения к совести».
С тех пор каждое первое воскресенье октября здесь, у памятника жертвам гитлеровского геноцида, проходит строгий и скорбный ритуал, посвященный памяти 800 евреев, которые жили в этом городе и были расстреляны нацистами. Звучат песни -на идише и на русском, читается поминальная молитва.


В создании н сохранении памятника «Формула скорби» принимали участие не только евреи.
В статье Э. Лебедевой, хранящейся в институте «Яд Вашем» (дело М-33), рассказывается, в частности, о русской женщине Ларисе Рябовой, принимавшей активное участие в сооружении памятника евреям в Пушкине, сначала как сотрудник комиссии по культуре Пушкинского исполкома, а потом, по велению сердца. Она хранила материалы, собранные инициаторами установки памятника, она выступала в Ленинградской Хоральной синагоге с призывами к сбору средств на его сооружение.
После установки памятника, во время немыслимого разгула антисемитизма, Лариса Рябова обращалась в черносотенную организацию «Память» с просьбой о христианском великодушии. Памятник не тронули, но в ее квартире устроили погром, зафиксированный в милиции как политическое преступление. К ней не раз обращались жители соседних домов с просьбой убрать памятник, так как он им мешает. «Чем? — спрашивала Лариса. — Он шумит? Нарушает экологию?». «Почему евреям?» — следует вопрос граждан. «Русские люди! — обращается Лариса. — Соберите деньги, как это сделали евреи, дайте благотворительные концерты, как это сделал Александр Розенбаум, и мы поставим памятник русским людям, погибшим в Пушкине».
После открытия монумента он неоднократно подвергался осквернению и надругательству с нанесением фашистской свастики и оскорбительных надписей. Правда, в последние годы такие случаи происходят реже.
В заключение хочется привести стихотворение Абрама Соббакевича «Баллада о секонд хенде», прочитанное б октября 2002 г. в Пушкине у памятника «Формула скорби»:
На этом месте или чуть левее
Стояли молча голые евреи.
Одежда в кучах и расстрельный ров
Слезам не верят и не слышат слов.
Холодный панцирь осени надев
На голое измученное тело.
Они следили, как над купами дерев
Душа народа медленно летела,
Как птица перелетная, на юг.
В глазах с уже нездешней поволокой
Она прощальный совершала круг
В безмолвии над местностью пологой.
И может, только улучив момент,
Пока хохочут палачи на перекуре,
Пока соседи разбирают секонд хенд
Прикидывая в спешке по фигуре,
Они шептали Шма Израиль! Шма!
И милосердно наступала тьма.
Когда придут по нашу душу снова,
Я лично, тоже не скажу ни слова
Бритоголовой пляшущей шпане
И с нею заигравшейся стране,
В которой вольно дышат отморозки,
Одетые в фашистские обноски.
Из воспоминания старожила города Ирины Демидовой:
К сожалению, об этих событиях долго умалчивалось. Ведь я жила рядом и видела из окна это место. Единственно, что здесь не строили дома, поскольку власти знали о событиях. Моя родственница месяца за два до покидания этого мира рассказала, что после сожжения домов в Кузьмино их всех согнали в подвалы школы на Московской и они видели, как прошла колонна евреев. Затем их заставили рыть траншеи, а немного позже они услышали выстрелы.
Пластика Сидура безусловно вызывает восхищение. Просто и элегантно, об очень скорбном.

Источники:

Комментариев нет:

Отправить комментарий