Черепки из небольшой израильской крепости позволили найти ответ на один из важнейших вопросов библеистики — были ли основные тексты Ветхого Завета написаны до вавилонского пленения или после него, уже в диаспоре. Указывающие на грамотность евреев надписи на черепках говорят в пользу первой версии. Об этом сообщается в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Филологи спорят о том, когда был написан и составлен канон библейских книг Ветхого Завета (в иудейской традиции он называется Танах). Многие ученые уверены, что только после Вавилонского пленения (586 год до нашей эры), когда евреи были угнаны в Вавилон и в изгнании сформировали свою национальную идентичность, были составлены их священные книги. Ранее же евреи были недостаточно грамотным народом для такого проекта.
Однако израильские археологи изучили надписи (на иврите) с глиняных черепков из крепости Арад (южная Иудея), датированные примерно 600 годом до нашей эры — и узнали о высоком уровне грамотности среди евреев той эпохи.
Выяснилось, что тексты на 16 черепках принадлежат как минимум шести авторам, не нуждавшимся в помощи писцов. Среди записей — распоряжения заместителю интенданта крепости о выдаче провианта отряду греческих наемников. Грамотность нижнего офицерского состава далекой от центров культуры иудейской крепости говорит о том, что евреи могли читать священные тексты задолго до Вавилонского пленения.
lenta.ru
Orbita.co.il
Филологи спорят о том, когда был написан и составлен канон библейских книг Ветхого Завета (в иудейской традиции он называется Танах). Многие ученые уверены, что только после Вавилонского пленения (586 год до нашей эры), когда евреи были угнаны в Вавилон и в изгнании сформировали свою национальную идентичность, были составлены их священные книги. Ранее же евреи были недостаточно грамотным народом для такого проекта.
Однако израильские археологи изучили надписи (на иврите) с глиняных черепков из крепости Арад (южная Иудея), датированные примерно 600 годом до нашей эры — и узнали о высоком уровне грамотности среди евреев той эпохи.
Выяснилось, что тексты на 16 черепках принадлежат как минимум шести авторам, не нуждавшимся в помощи писцов. Среди записей — распоряжения заместителю интенданта крепости о выдаче провианта отряду греческих наемников. Грамотность нижнего офицерского состава далекой от центров культуры иудейской крепости говорит о том, что евреи могли читать священные тексты задолго до Вавилонского пленения.
lenta.ru
Orbita.co.il
Комментариев нет:
Отправить комментарий